Русское язычество лицом к Западу

В очередном выпуске американского информационного бюллетеня Alternative Religions Education Network (издаётся с 2004 г. - 8 раз в год) напечатано интервью главного редактора бюллютеня Кристоффера Блэкуэлла (Christopher Blackwell), взятое им у меня к празднованию осеннего равноденствия. Тема интервью - современное русское язычество. Перевод с моего русского на их английский осуществлял член Совета Круга - Денис Щедривый - Лютобор (г. Харьков), за что ему сердечная благодарность.

 

РУССКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО

Интервью Кристофера Блэкуэлла с Иггельдом

Крушение Советского Союза и падение Коммунизма означало конец официозного Атеизма. У русских последовало быстрое развитие религии, проявились не только христианине, мусульманине и иудеи, но также и язычники.

В онлайне, на форуме Международной Языческой Федерации, я столкнулся с сообщениями относительно некоторых из проблем и развития русского язычества, о некоторых сообщает Иггельд. Таким образом, я спросил, нельзя ли взять у него интервью, и он любезно согласился на это.

Christopher: Не могли бы Вы немного рассказать о себе и о том, каков ваш путь в Язычество?

Yggeld: Я родился и вырос в Москве, в Советском Союзе, в Российской Социалистической Федеративной Республике (РСФСР). Сейчас эта страна зовётся Россией.
Моё светское имя – Дмитрий Гаврилов. Мне сорок лет. Я получил высшее университетское химико-технологическое образование.
Я пришел к язычеству в 1986 году – еще в советский период истории. Как тогда, так и теперь я не считаю язычество религией. Язычество шире, чем религия. Язычество – это изначальное, естественное мироощущение каждого нормального человека. Оно присуще человеку с детства. И я, вспоминая свои детские годы, понимаю, что уже тогда воспринимал мир как язычник. Язычество можно называть по-разному, но оно во многом оно непременно основывается на мифологическом мировоззрении, которое расценивается как равноправное с рационалистическим, в нём обязательно есть место космосу и волшебству.
Уже в 1986 году я вошёл в одну из московских групп, члены которой называли себя «космистами». Мы признавали, что во Вселенной есть Высший Разум, что Природа есть живая сущность, что она по-своему разумна. Мы по-прежнему убеждены, что Природа знает и радость, и боль. Мир вокруг нас – не бездушная среда. Мир населён духами, он личностен, он магичен. И к Природе надо относиться как к Сверхличности.
В начале 1990-х годов ко многим людям моего поколения пришло понимание язычества ещё и как почитания предков. После ухода из жизни наши предки становятся духовной частью Мироздания и Природы. Вместе с Высшими Богами – космическими сверхличностями они неотрывны от этой Вселенной и следят за нами из иных измерений, с Того Света, из Мира Иного, помогая и поддерживая при правильном обращении.

Christopher: Поскольку официальный Атеизм оказался нереален в России, поднялась волна, чтобы заполнить эту пустоту. Какого эффекта добилось Язычество? Что есть старое Язычество, и что мы могли бы назвать Нео-язычеством.

Yggeld: В виде космизма язычество свободно существовало и в советские годы, даже если его последователи и не отдавали себе в том отчёт. Яркими представителями русского космизма являются всемирно известные ученые Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Иван Ефремов. Вернадский разработал учение о ноосфере. Циолковский говорил о лучистой форме существования личности. Ефремов вернул нас к эвгемеристической мысли о людях, подобных Богам. К сожалению, интернационализм, который был официальной идеологией Советского Союза, мешал русским с должным почтением относиться к своей этнической традиции, знать народную традицию своих предков. Между этнической и космической частями язычества существовал разрыв. Откровением для многих моих соотечественников стали книги о язычестве археолога академика Бориса Рыбакова. Он словно бы перекинул мост от Высших Сил и Древних Богов к нам, живущим на Земле и чтущим обычай. Когда коммунистическо-интернационалистская идеология потерпела поражение, люди стали искать новые духовные опоры. Часть людей нашла утешение в религии – христианстве, исламе, буддизме… Но многие стали искать свои собственные корни и пути.
Тот, кто чтит своих предков как духов и богов, тот язычник. Для христианина служение Богу важнее родства с семьёй. Тот, кто выдумывает себе несуществующих предков и новых богов, – тот неоязычник. Неоязычество, как и Христианство, ориентируется на Откровение, в том числе книжные, что приводит к духовному тупику и слепоте. Человек должен сам выбирает себе дорогу, по которой идет, руководствуясь природным и внутренним законом и совестью.

Christopher: Были ли какие-нибудь готовые источники информации о различных формах Язычества, или оно развилось снова на пустом месте?

Yggeld: Источников наших знаний о язычестве русских и славян несколько. Это средневековые христианские поучения против язычества 12–17 веков, некоторые фрагменты русских средневековых летописей. Эпические произведения, сохранившиеся до наших дней – «Слово о полку Игореве», былинные песни, магические заговоры. Даже некоторые народно-христианские источники содержат множество языческих представлений, например, «Голубиная книга». В 19–20 веках учёными было собрано огромное количество этнографических материалов, в первую очередь, на Русском Севере, где язычество продержалось куда дольше. Ни одна страна мира не стала христианской во мгновение ока, чудом. Это вымыслы, идеологическая диверсия. Язычество жило в народе очень долго. Его следы можно найти по сей день – в обычаях, приметах, повериях. Собранные учёными материалы фиксировали сохранившуюся народную традицию, которую церковь так и не смогла уничтожить. Кроме того в своей работе мы опираемся на данные археологии (и стараемся сотрудничать с археологами), на священные тексты других индоевропейцев, ищем и находим параллели в Ригведе, Авесте, Гомеровских и Орфических гимнах, Старшей Эдде и так далее.


Christopher: Как язычники находят друг друга в России?

Yggeld: Мы находим друг друга на обрядах и массовых праздниках. По переписке. А также в Интернет. Иногда – мистическим образом, люди просто встречаются и обнаруживают духовное сродство.

Christopher: Официально провозглашена свобода вероисповедания, но означает ли это какую-то правительственную помощь, или дискриминацию религиознах меньшинств?

Yggeld: В Советском Союзе также была свобода вероисповедания. Но церковь во времена Советской власти не смела записать всех русских в православных. В Советском Союзе церковь была на самом деле отделена от государства. Кто верил в Христа и соблюдал христианскую обрядность, тот и был христианином. В современной России многие из бывших коммунистов и членов молодежных коммунистических организаций (комсомольцы) стали «православными». Я думаю, что они были такими же «коммунистами», как и ныне стали «православными христианами». В России нет преследования по принципу вероисповедания. Но режим наибольшего благоприятствования в нашей стране имеет Русская православная церковь и близкая к ней номенклатура. Русские как народ объявляются целиком православными, что не соответствует действительности.

Christopher: Что скажите относительно быстрого возвышения Русской православной церкви? Это создает какие-нибудь проблемы для российских Язычников?

Yggeld: Церковь в России вторгается в сферу светского образования. Но даже сами священники сознаются, что истинно верующих в Христа всего несколько процентов. Славянское язычество официально пока не считается этнической верой народа. Но настоящее язычество в прямом смысле и есть мировоззрения не для всех — в современных условиях Язычество – вера вольных, свободных людей. Христианство в той форме, как оно существует в России, на мой взгляд, перестраивает сознание людей на подчинение, отучает мыслить самостоятельно. Мы, язычники, признаём за каждым отдельным человеком право на свободу вероисповедания. Это его личное дело. Но мы против того, что в угоду Русской православной церкви переиначивается и переосмысливается история. Мы совместно с атеистами выступаем против преподавания религии в государственных школах. Однако мы готовы находить и с христианской церковью точки соприкосновения там, где дело касается борьбы с наркоманией, пьянством, развратом на телевизионных экранах, беспризорностью.


Christopher: Какова реакция от обычных русских, есть ли какая-нибудь обратная реакция против Язычников?

Yggeld: Мы не вызываем активного неприятия и находим понимание среди атеистов и последователей этнических верований финно-угорских и сибирских народов в нашей стране. В России есть издательства и средства массовой информации, благодаря которым нам удаётся донести свою позицию до сограждан. У нас есть как противники, так и сторонники среди них. Только в этом 2009 году у меня вышло в России пять книг о язычестве славян и индоевропейцев. Для того чтобы чётко обозначить нашу позицию, два года назад я и мои соавторы написали и издали «Манифест Языческой Традиции». К настоящему моменту он опубликован уже пять раз, в разных странах, в том числе и на английском языке в журнале WCER. Этот документ признан теоретической основой развития языческого движения несколькими десятками русских и украинских языческих групп. Могу предложить читателям и сетевую ссылку на этот документ на русском и английском языках.

http://northernwind.ru/project/trad/ryam.pdf

Christopher: Язычники сформировали какие-нибудь организации, чтобы помочь защитить свою свободу и обучить людей тому, что Язычество, а что - нет?

Yggeld: Да, мы сформировали и собственные организации для того, чтобы лучше отстаивать нашу веру. Я участвовал в создании общественного движения «Круг Языческой Традиции» в 2001 году и по сей день являюсь членом его координационного Совета. Кроме того, я представляю научно-исследовательское общество «Северный ветер», созданное в 1998 году. Это не языческое объединение, но в нём собрались люди, которые хотели бы понять традиционное мировоззрение, не втискивая себя в узкие рамки христианской догматики. Однако получается, что нехристианский путь – как раз языческий и научный. Мы руководствуемся в своей деятельности конвенцией ЮНЕСКО о защите нематериального культурного наследия (intangible heritage).
В последние годы «Круг Языческой Традиции» проводит регулярные совещания и консультации с другими крупными объединениями язычников России, Украины и Белоруссии. В первую очередь это «Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры» (лидер — Вадим Казаков), «Схорон Еж Славен» (лидер – Владимир Голяков), «Великий Огонь» (лидер – князь Огин, он же Геннадий Боценюк).
Нашим партнёром в Белоруссии также является Школа Геннадия Адамовича, профессора Минского университета.

Christopher: Чего Язычники надеются достигнуть в будущем? Сколь широк контакт русских язычников с миром?

Yggeld: Мы открыты для контактов с последователями индоевропейской Традиции всех стран мира. Русские и славяне происходят от индоевропейского корня. Пока у нас установились первые регулярные контакты с PFI и WCER. Мы готовы представить нашим зарубежным единоверцам наши книги и статьи, перевод которых на Английский язык готовим в настоящий момент. Ближайшие задачи русского и славянского (да и мирового, наверное) язычества отражены в Манифесте Языческой Традиции, о котором я говорил выше. Процитирую это коллективное мнение в переводе для Вас Дениса Щедривого (г.Харьков. Украина):

ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ДЕЛАТЬ

Знать и помнить. Тому, кто не знает и не помнит, что было вчера, безразлично, что будет завтра.
Кто из нас знает свою родословную далее третьего-четвёртого колена?
Кто из нас знает, за что слагали свои головы его предки – кто с косою, кто с мечом, кто с винтовкой, а кто – с книгой в руках? За что сгорали заживо в пламени костров и тонули, связанные по рукам и ногам освящённой пенькой?
Какое Сегодня без Вчера? А ведь именно сегодня рождается наше с вами Завтра. Мы не можем и не должны рассчитывать на «доброго» дядю, который придёт и вложит в движение средства. Мы помним: кто платит, тот и заказывает музыку. Хотим ли мы, чтобы язычники плясали скоморохами на гульбищах и празднествах для увеселения толпы и власть имущих? Один в поле не воин. Лишь вместе, в сотрудничестве, мы можем создать основы такого Завтра, которое и в самом деле будет лучше, чем Вчера. Для этого нам необходимо:
– пробудить от спячки наши души, нашу память, наш разум. Воистину, сон разума рождает чудовищ. Уход от языческого мировоззрения превращает в стоглавое чудовище то, что испокон веков существовало независимо от наличия или отсутствия человека в этом Мире, то, с чем человек испокон веков умел жить в ладу. Будь оно иначе, сейчас некому было бы ни писать эти строки, ни читать их;
– вспомнить и помнить всегда, что «честь» и «совесть» – не пустые слова, и относиться друг к другу, поступать друг с другом, судить и рядить по Чести да по Совести, по Правде, как бы трудно нам порою ни приходилось. Наш Мир – это мы. Каковы мы, таков и наш Мир;
– понять и принять: кем бы, какими бы ни были наши предки – славными доблестью или запятнанными позором, какими бы тропами ни ходили, – это наши предки. Без них не было бы нас. Мы гордимся одними и искупаем вины и ошибки других. Но помним всех. Отрекаться от предков – недостойно язычника. Предки неподсудны;
– узнать друг друга и собрать воедино наш опыт, наше знание, нашу память, собрать их так, чтобы они были доступны всем единоверцам;
– наладить тесную и прочную связь между собою и постоянно, непрестанно делиться собранным и постигнутым;
– научиться передавать собранное нами детям нашим – передавать так, чтобы не уподоблялись дети изгоям, готовым, позабыв и дом, и род, бежать на край света за блеском и треском пустых погремушек. Изложить наши духовные истины в доступном виде. Донести правду о нас до каждого, кто хочет Правды. Подвигнуть пытливых на постижение и следование исконной Природной Традиции. Каждый вправе получить знание о сути язычества из первых уст, без ошибок и намеренных или случайных искажений. Каждый вправе сделать свой выбор в соответствии с конституционно узаконенной свободой совести;
– сущность язычества должны доносить до людей не отрешённые святые и не заплутавшие в духовных странствиях волхвы, но живые деятельные люди. Если таких людей нет, их надо воспитать;
– обеспечивать экономическую независимость свою, своей семьи и помогать достичь того же своим единомышленникам;
– расходовать силы и средства на умножение своих знаний и умений во всех областях человеческого бытия – от ремёсел до наук и искусств. Всякая перестройка должна начинаться с деятельного овладения новыми навыками и инструментами. Это наиболее разумное вложение сил и средств. Язычник обязан стать мастером и выучить мастерству единоверцев. Знания и умения угодны Богам;
– искать и находить связи и пути творческого сотрудничества с наукой;
– действовать; не ждать, что кто-то за нас решит вопросы выживания, охраны окружающей среды и сохранения памяти веков.
Это – всего лишь первые шаги. Мы должны стать теми, кто возьмёт на себя долгий тяжкий труд – вывести этот мир из тупика, куда мы же сами своим неразумением (или кто-то – нашими руками?) его завели. А время на исходе: завтра может быть поздно… и однажды Завтра для нас с вами может не наступить.
Так – и только так! – мы, язычники, сумеем не только выжить в нынешнем мире, но и стать силой, с которой этому миру придётся считаться.

Итак, положение дел можно изменить, нацелив мышление современного человека на иную, естественную совокупность жизненных и духовных ценностей, что позволит ненасильственно выйти из порочного круга.
Уровень жизни, который даёт техническая цивилизация, должно сохранить, но при этом отказаться от всех её излишеств и взамен них вернуться к почитанию своей и окружающей Природы. Сделать это возможно только добровольно. Тогда наступит новая эпоха бытия людей на Земле.
Мы считаем, что для этого необходимо признание и принятие язычества как действенной Силы».

Christopher: У язычников есть вебсайты в Интернете? Где язычники остальной части мира могли узнать больше о единоверцах в России?

Yggeld: Для тех язычников разных стран мира, кто владеет русским языком, я рекомендую сайты: http://northernwind.ru/ и http://www.pagan.ru/ Задать вопросы мне и моим русским соратникам на английском языке лучше всего на форуме PFI - http://www.forum.paganfederation.org/viewforum.php?f=45

Christopher: Что - нибудь еще, что Вы хотели бы сказать в завершение, чтобы наши читатели знали?

Yggeld: Я хотел бы передать всем, кто читает мое интервью, пожелание доброй Удачи. Наши предки следят за нами из Высших Сфер, пусть они хранят нас от бед, пока мы помним о них. Я желаю каждому язычнику знать и помнить его предков, которые слиты воедино с Природой. Так угодно Богам. Я думаю, что хотя предки у нас могут быть разные, но Боги – одни. Нет германских, английских, греческих, индийских, славянских и русских богов. Боги не знают тех границ, что создали сами себе люди. Мы называем Их, эти Высшие силы на своих языках. Каждый – на своём. А Боги улыбаются в ответ. Да хранят вас Боги!

 
 
triglav.ru, 24.09.09

Похожие статьи:

ЯзычествоЯзычество на Руси XV-XX вв.

ПравославиеКризис Христианства или Новое Язычество?

ЯзычествоЯзычество в Литве и в мире

ЯзычествоРусский языческий пантеон

ЯзычествоЯзыческая мифология

1415 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!