Госсуд защитил древние дубравы
Старейшина организации Maavalla Koda Ахто Каазик в священной дубраве Вихула в приходе Хальяла в Ляэне-Вирумаа. По словам Каазика, члены его организации будут и в дальнейшем в судебном порядке оспаривать деятельность застройщиков, наносящую ущерб древним святилищам.
Прецедент создан
В своем решении Госсуд руководствовался именно тем обстоятельством, что выдавая разрешение на строительство ветряного электрогенератора, горуправа Кунда не приняла во внимание аргументы поборников традиционного язычества относительно значения холма священной дубравы для отправления их религиозного культа.
Создан прецедент, означающий, что в дальнейшем, помимо объектов, находящихся под охраной как исторические памятники и заповедные места, охраняются также и древние священные дубравы.
По словам старейшины объединяющей всех поборников традиционного язычества и культа бога Таара Maavalla Koda Ахто Каазика, члены этой организации намерены и впредь обращаться в суд, чтобы воспрепятствовать осуществлению проектов застройщиков, которые представляют угрозу для древних дубрав.
По его словам, отправление культовых обрядов требует, чтобы дубрава не была осквернена застройкой. Если же древний священный лес уже вырублен, по словам Каазика, это ничуть не умаляет священное значение дубравы, поскольку она является по своей сути участком земли, а не лесным массивом.
Ссылка на священное значение дубравы в качестве аргумента против застройки ее территории сама по себе отнюдь не нова. В Рапламаа в местечке Палукюла местные жители борются со строительством лыжного центра, ссылаясь на священное значение местного холма с древней дубравой. Судебное разбирательство еще не завершено, 4 октября Таллиннский окружной суд аннулировал постановление, разрешившее возведение сооружений лыжного центра.
По данным Каазика, всего в Эстонии имеется примерно 550 священных дубрав. Сведения о месте расположения многих остались лишь в архивах и народных преданиях.
По словам Каазика, Maavalla Koda уже проводит инвентаризацию таких дубрав и, например, на острове Муху таковых обнаружено уже 50.
В Кунда на холме Хийемяэ городские власти не наблюдали какой-либо активности поборников традиционного язычества до момента разработки детальной планировки проекта по созданию ветровых электрогенераторов, в противном случае, по утверждению мэра города Аллара Арона, детальная планировка вообще бы не была разработана.
Согласно заявлению Каазика, культовые обряды язычников носят преимущественно индивидуальный характер, поскольку столетиями их сурово преследовали.
Главный инспектор археологических памятников Департамента охраны памятников старины Антс Краут все-таки рекомендует удостовериться, какова реальная численность тех, кто исповедует в Эстонии традиционное язычество и культа бога Таара. «Я видел троих, говорят о четверых», — заявляет Краут.
Каазик сослался на исследование, проведенное по заказу Рийгикогу в 2002 г.: шесть процентов опрошенных указали на традиционное язычество, а пять процентов — на культ бога Таара. Однако, по словам Краута, большинство людей не в состоянии отличить их друг от друга.
Закон не уточняет
При этом большинство эстонцев могут причислять себя к язычникам, поскольку, например, Яанов день является языческим празднеством и празднование его можно вполне считать языческим ритуалом. «Ни в одном законе не сказано, когда духу надлежит снизойти», — пояснил Краут в связи с делом Палукюла.
Похожие статьи:
Язычество → Язычники взывают к богам посреди небоскребов
Язычество → Язычники Эстонии выпустили календарь на 10219 (2006) год
Язычество → Язычники надеются, что Ватикан продолжит покаяние за оккупацию Эстонии