Интернет-секты: как инфогуру используют методы деструктивных культов, чтобы привлекать последователей

Тренинги и марафоны звучат не так опасно, но могут опустошить кошелёк и разрушить жизнь.

Почему стоит сравнить деструктивные культы и инфобизнес

Люди по отношению к инфогуру делятся на два типа: пока одни им верят, другие реагируют на них снисходительно. Потому что а как иначе — думают люди второго типа, — очевидно же, что эти псевдоэксперты транслируют какой‑то бред, можно только похихикать. И над теми, кто им верит, тоже: ясно ведь, что это глупости.

«Спокойное место» — канал для всех, кто хочет справиться со стрессом, выдохнуть и привести мысли в порядок.

Эта позиция в целом легитимна: никто никого не должен предостерегать и спасать. Но вместе с тем не стоит недооценивать степень влияния инфобизнесменов, псевдопсихологов и прочих создателей собственных методов, как разбогатеть, решить проблемы, получить секс или брак.

У популярных гуру много последователей, иначе критически настроенные люди об этих персонажах и не слышали бы. И круг поклонников растёт.

Это происходит не потому, что записывающиеся на курсы или марафоны какие‑то сплошь глупые и недообразованные. Наш мозг не всегда работает рационально, так что самый высокий IQ, самый красный диплом топового вуза или самая настоящая Нобелевская премия не страхуют от того, чтобы попасться на удочку, если она заброшена хорошо.

А гуру знают, что делают, потому что пользуются разными техниками, в том числе теми, что в ходу у деструктивных сект. И цель инфобизнесменов тоже вовсе не привести своих последователей к благополучию, а получить личную выгоду. А то, что некоторые из них залезают в долги или совершают суицид — так это проблемы этих людей, могли бы разбогатеть или не убивать себя, если бы старались лучше.

Поэтому важно относиться к популярным инфокультам серьёзно и понимать методы их работы. Иначе может получиться, что, пока мы хихикали, где‑то на базе марафона минетов выросла «Аум Синрикё» (признана террористической организацией и запрещена на территории России, причём за дело: на счету секты убийства нескольких десятков, а возможно, и сотен человек). Конечно, мы гиперболизируем. Но и поручиться за то, что такого не случится, нельзя.

Какие методы инфогуру взяли у деструктивных сект

Само слово «секта» имеет миллион трактовок. Например, в толковом словаре это «религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви» или «обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах». Выглядит довольно безобидно, хотя часто и используется как оскорбление. Нередко крупные религиозные течения пытаются поддеть так более мелкие, чтобы подчеркнуть свою подлинность и сомнительный характер оппонентов.

Однако есть выделенные в отдельное направление тоталитарные или деструктивные секты (вторые — крайнее проявление первых), и они уже не безобидны и причиняют материальный, психологический, моральный и физический вред своим членам. Мы выпускали серию статей про тоталитарные секты, в которых подробно рассказывали, что это и какие уловки они используют, — со ссылками на источники и экспертов.

Рассмотрим деятельность интернет‑гуру через призму этих признаков.

Возвышение лидера

Не только инфогуру склонны к созданию некоторого культа личности. Пожалуй, в любой сфере есть человек, фамилию которого произносят с придыханием просто потому, что он умеет продвигать личный бренд. Хороший ли он при этом специалист? Да. Делает ли он что‑то уникальное? Не всегда. Но имя помогает дороже продавать себя и свои знания.

Для инфогуру личный бренд часто его единственная опора, потому что реальные наглядные результаты представить сложно.

Поэтому эти люди предъявляют прежде всего себя. В зависимости от того, чему посвящена деятельность инфобизнесмена, это будут несметные богатства, идеальная семья, долгожданные роды после диагностированного бесплодия. И конечно, успешный успех.

Лидер лучше всех остальных. Так должна думать паства. И конечно, в этом уверены сами инфогуру. Достаточно посмотреть на их поведение. Так, «основательница метода легализации правды» Юлия Ивлиева в своих шоу кричит на тех, кто делает что‑то неугодное или возражает. Женский тренер Павел Раков оскорбляет клиенток. Его «коллега», псевдопсихолог Сатья Дас, ударил свою зрительницу. Что, естественно, невозможно с равными.

Для усиления эффекта собственной важности гуру придумывают достижения и учёные степени. Например, Павел Раков выкладывает на свой YouTube‑канал видео с заголовком «Павел Раков — профессор психологии. Вручение диплома». Не спешите впечатляться, это церемония Международного академического аккредитационного и аттестационного комитета. Чтобы получить его диплом, не надо защищать никаких диссертаций, достаточно заплатить и пройти некую аттестацию. К Высшей аттестационной комиссии при Минобре он никакого отношения не имеет. Но и так сойдёт.

В общем, лидер где‑то между богом и паствой. Стоит на вершине пирамиды красивый, пока остальные карабкаются на его уровень, хотя такого положения, разумеется, всё равно не достигнут. Ведь место там только для одного — лучшего. В классических сектах обычно всё абсолютно так же. Лидер нашёл тайные письмена, ему явился кто‑то или он встретил в лесах юную сибирскую отшельницу…

Его дело — казнить и миловать. Поэтому люди стараются угодить ему, оправдать ожидания. Ведь иначе можно проиграть в этой игре в царя горы и опять упасть к основанию. Поэтому почитатели демонстрируют лояльность любым способом. В частности, не критикуют гуру, даже если что‑то не нравится, толпой накидываются на любого, кто посмел сказать слово против. Но и не упускают случая прилюдно похвалить. Во‑первых, это помогает показать причастность к лидеру, во‑вторых, даёт шанс: вдруг заметит. И это помогает вовлекать новых участников: одно дело, если ты чужой пост в интернете прочитал, другое — если твой знакомый советует. (И к этому мы ещё вернёмся.)

Наличие тайного знания

Любое инфоцыганство стоит на трёх слонах: быстрый результат, гарантированный результат, результат безо всяких усилий. И под ними, конечно, должна быть черепаха в форме чуда, потому что только она способна удержать всю эту конструкцию.

Возможно, вы встречали в соцсетях тренеров, которые предлагают подписаться на их закрытый канал, ведь только они знают, как накачать ягодицы. Человек иногда даже осознаёт, что на рост ягодиц влияет не конкретное упражнение, а режим, питание, регулярность, стаж занятий, генетика, в конце концов. Но это скучно и когда ещё будет. А вдруг и правда есть какой‑то секрет, чтобы сделать попу как у Ким за неделю?

Нам всем, даже самым критически мыслящим, свойственно иногда верить в чудо. Потому что терпение и труд, конечно, всё перетрут, но не так много людей действительно отличаются последовательностью действий и мотивацией. Мы растрачиваем дофамин, побуждающий нас к достижениям, на игры в телефоне, соцсети и другие быстрые удовольствия и привыкаем обращаться к простым источникам этого гормона.

Долгая дорога, даже с большим призом в пункте назначения, выглядит уныло.

А тут нам обещают что‑то быстро и просто. Да ещё и открыть какой‑то секрет! И вот где‑то внутри нас прыгает ребёнок и довольно хлопает в ладошки. Здесь должна подключиться взрослая часть, тяжело вздохнуть, осознав, что эти конкретные дела быстро не делаются, и пойти решать проблемы по‑настоящему. Но это неприятно. Поэтому можно поступить проще: заглушить в себе критическое мышление и пойти за верой.

Не случайно инфогуру часто именно на слепую веру и напирают. Если человек начал задавать вопросы, то он что, сомневается? подвергает чудо‑метод критике? Ну конечно, у такого персонажа ничего не получится, ведь он не верит. В зависимости от подхода — или Вселенная не услышит и не исполнит желания, или человек просто плохо мотивирован, а потому провалится.

И это очень хорошо укладывается на лекало классической секты. Там тоже от последователей требуется слепая вера. Не будешь верить — так и не спасёшься.

Игры с ответственностью

Здесь всё просто: у человека что‑то получилось — так это метод сработал / высшие силы помогли, не получилось — сам виноват.

Это очень удобный подход, чтобы всё глубже затягивать последователя в недра культа. Во‑первых, человек верит, что всё хорошее в его жизни связано с направлением, в которое вовлечён. Тем страшнее выйти из него, ведь это будет означать, что больше ничего приятного не произойдёт.

Во‑вторых, это будет побуждать поклонника лучше стараться ради новых побед. Хотя если бы он прикладывал усилия непосредственно на пути к объекту желаний, возможно, толку было бы больше. И здесь велик риск столкнуться с таким когнитивным искажением, как эффект Конкорда, или ошибка невозвратных потерь. Чем больше человек вкладывается во что‑то, тем сложнее ему бросить. То есть срабатывают сразу два крючка.

Создание проблем

Тревожный человек всегда найдёт, из‑за чего ему переживать. Этим и пользуются те, кто создаёт проблему, а потом героически её решает или обещает это сделать. Например, религиозные культы пугают свою паству адом и апокалипсисом, хотя проверить реальность угрозы невозможно. Не все, но многие инфогуру, особенно те, что говорят о своей принадлежности к психологии, тоже этим пользуются.

Допустим, человек тревожится, потому что у него с партнёром не получается зачать ребёнка. Серьёзных проблем нет, они пытаются всего полгода, врач говорит, что всё в порядке и переживать пока не стоит. Но наш герой всё равно нервничает и идёт к гуру, который говорит: это родовое проклятие. Прабабка сделала аборт, и это записалось в программу. Её надо переписать. Далее специалист что‑то делает. Женщина беременеет, благодарит помощника и платит ему, конечно.

Если вам кажется, что это бред какой‑то, познакомьтесь с таким явлением, как родология. Это очень удобная для онлайн‑гуру концепция, потому что она лишает человека субъектности напрочь.

Когда у него что‑то не получается, то это родовая программа виновата. Звучит неплохо, ведь всегда можно сказать себе: я ни при чём, это всё прабабка. С другой стороны, если с человеком происходит что‑то плохое, то и стараться бесполезно, пока родовая программа не почищена. Вот надо что-то в консерватории поправить, и тогда уже можно стараться. Но лучшее для родолога здесь то, что можно плести что угодно — ведь никак невозможно проверить, что там было с предками.

Так, уже упомянутая Ивлиева тоже ищет причины проблем в прошлом, в том числе в реинкарнациях, что непроверяемо. Но дровишек в костёр абсурда подкидывает то, что в прошлых реинкарнациях человек может оказаться не только Иисусом Христом или ведьмой, но и русалкой, горгоной Медузой или памятником. А большая часть из них — выдуманные персонажи. А памятник и вовсе камень, хотя переродиться в него определённо было неприятно. Стоишь на солнцепёке, голуби ещё эти.

Решать несуществующие проблемы классно. Получается как в анекдоте: «В вашем резюме написано, что вы сражаетесь с призраками. Что за бред? — А вы видели призраков? — Нет. — Не благодарите».

Депривация базовых потребностей

Здравый смысл из человека как‑то надо убирать, а то он надумает себе всякого. Поэтому и в культах, и в инфобизнесе много практик, которые направлены на отключение критического мышления.

Ещё раз повторим: на крючок попадаются не только изначально доверчивые, не очень рассудительные люди, которые готовы принимать любую ерунду.

Наш мозг, конечно, крутой и может делать множество разных вещей. Чей‑то вон даже совершает открытия, за которые Нобелевскую премию дают. Однако не всегда мы рациональны. Например, можно иметь IQ 200+, но в ответ на сильный стресс всё равно выдавать реакцию «замри» и оказываться буквально парализованным. И не объяснишь себе, что сейчас стресс — это не когда аллигатор тебя за ногу тащит в реку и надо притвориться мёртвым, а когда ты просто, допустим, опаздываешь на важную встречу.

В мозгу ещё вполне себе живы древние механизмы, которые в случае базовой опасности выходят на передний план. И, к примеру, если человек страдает от жажды, его усилия будут направлены на поиск еды и воды, а не на анализ того, насколько услышанное от другого толково, эффективно, безвредно, гуманно. Это не проблема первой очереди.

Поэтому на различного рода онлайн‑встречах и тренингах часто можно заметить, как человек лишается возможности удовлетворить базовые потребности. Слушателей могут не выпускать из помещения, чтобы купить воды и еды, а в самом зале будет только кофе и печенье. В туалет можно выходить только по часам. На сон практически не остаётся времени. А яркий свет, громкий звук будут только ещё больше будоражить нервную систему. В такой обстановке любая мысль начинает казаться не такой уж и бредовой.

Но и офлайн этой уловкой вполне себе пользуются, когда участникам культа или тренинга предлагают взять какую‑нибудь аскезу или перенять определённую привычку. Допустим, отказ от углеводов и подъём с первыми лучами солнца вполне может оказаться именно таким испытанием, которое притупит критическое мышление.

Эмоциональные качели

И культы, и инфобизнесмены в целом любят обращаться к эмоциональному. Не случайно в секты часто попадают люди, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Человека, который чувствует себя несчастным, окружают таким теплом и заботой, дают такую поддержку и надежду, что он быстро подсаживается на эту иглу.

Но что, если он не чувствует себя несчастным? Тогда это ощущение надо создать.

Живёт, скажем, человек себе спокойно, ходит на работу, встречается с кем‑то и вроде доволен жизнью. Но тут появится некто, кто ему объяснит, что проблемка‑то есть. Возможно, грядёт апокалипсис, и наш герой уже завтра сгорит в аду. Или он, как лох, работает на дядю. Или встречается с кем‑то, кто зарабатывает меньше 150 тысяч в месяц либо там борщи не варит. В общем, раньше слушатель не осознавал, но теперь‑то ему объяснили, как сильно он несчастлив. Но вот этот коллектив единомышленников его понимает, там научат, как всё исправить.

Но на ощущении счастья всё не закончится. Человек быстро привыкает к хорошему, значит, послезавтра радость будет восприниматься не так остро. Поэтому нужен контраст.

Пряник будет слаще, если его будут давать непредсказуемо, а между этой благодатью орудовать кнутом.

Поэтому и культы, и инфобизнесмены практикуют периодические публичные порки с разбором чужих ошибок и отлучения «негодных участников». Впрочем, ругать могут безадресно, это всё равно в человеке пробуждает страх: а вдруг это обо мне? может, я плохо стараюсь? Мы существа социальные, страх оторваться от коллектива в нас заложен эволюционно — в древние времена один человек просто не выжил бы. А дополнительно обработанные люди испытывают настоящую панику, когда им угрожают отлучением, ведь дальше не будет ни такого поддерживающего коллектива, ни спасения.

На контрасте с паникой, страхом, тревогой следующая радость будет ощущаться как лучшее, что было в жизни, — так и работают эмоциональные качели. И с них очень сложно слезть, потому что без этих пиковых точек радости и горя жизнь может казаться сложной.

Выстраивание комьюнити

Последователи и сект, и инфогуру — это никогда не отдельные люди, это коллектив. Это нужно как раз для того, чтобы человеком проще было манипулировать. Ведь он теперь не сам по себе, а часть группы. Так что, во‑первых, она получает для него сверхценность, выход воспринимается как нечто страшное. Во‑вторых, не подчиняться требованиям значит подвести коллектив. И создатель культа / инфобизнесмен усиливает этот эффект, навешивая на людей ответственность друг за друга. Если правила нарушит кто‑то один, пострадают все.

Чтобы группа была плотнее, часто придумываются какие‑то символы или сленг, по которым участники распознают друг друга. Это, например, длинные юбки поклонниц Ольги Валяевой, кручение воронок маткой Ларисы Ренар, «женщины‑плюс» и «женщины‑минус» Милы Левчук, «я признаю и принимаю» Юлии Ивлиевой, «создавать деньги» Байгужина. Воспитанницы последнего даже самообозначение имеют — байгужанки.

Отсечение привычного круга

Окружающие люди могут заметить, что с человеком что‑то не то, и попытаться вызволить его. Поэтому и деструктивные культы, и деструктивный инфобизнес часто со старта прикладывает усилия, чтобы оградить жертву от привычного круга общения. На это, с одной стороны, работает создание сообщества, ради которого легко отказаться от всех прошлых контактов. С другой, активно внедряется идея, что старые знакомые — не те, кого надо слушать. Они будут завидовать, они ничего не понимают и начнут отговаривать, это надо игнорировать.

Обёртка может быть разной. Возможно, скажут, что привычное окружение затянет в ад или помешает работать космическим вибрациям. Хотя обоснование может быть и рациональным. Допустим, человеку поведают о теории ведра с крабами, убедят, что не стоит сближаться с неудачниками, потому что круг общения определяет путь к успеху.

Признаки финансовой пирамиды

Попал сам, затащи товарища — важная черта секты. Реализуется она по‑разному. Например, для религиозных культов часто характерна мотивация в виде заботы. Человек же хочет не только сам спастись, но и в раю встретить свою семью, друзей. Да и остальные люди могут исправиться и зажить праведно. Поэтому проповедование часто прописано как одна из задач.

В инфобизнесе может быть и такая мотивация. Но не обязательно, если речь идёт о тренингах, где всё больше завязано не на духовном, а на материальном. Допустим, у гуру есть три ступени занятий, которые стоят, конечно, много тысяч. Человек преодолел первый уровень и ничего не добился. И слышит в ответ: это потому, что надо пройти до конца все три ступени, тогда впереди ждёт успешный успех. Нет денег? Тогда можно привести четверых товарищей, которые оплатят свои занятия, и получить доступ к тренингам бесплатно.

И этот пример хорошо показывает также, зачем секте нужно больше людей: с них можно получить деньги или какие‑то другие ресурсы.

Что делать, чтобы защитить себя и близких

Слово «секта» всегда звучит страшно. А к инфобизнесу принято относиться гораздо легкомысленнее. Однако если у этих двух явлений есть похожие признаки, то и пути выхода должны работать примерно одинаково.

В нашем проекте о сектах есть материал с советами, как выйти из культа самому или помочь близкому с этим. Если проблема для вас актуальна, изучите статью.

Власть, деньги, секс и тайное знание: на чём строятся секты

При всём разнообразии культов устроены они очень похоже. Зная приёмы сектантов, вы сможете заметить неладное и вовремя уйти.

https://lifehacker.ru/internet-sekty/

https://lifehacker.ru/special/cults/

https://lifehacker.ru/special/cults/chapter-1/

https://lifehacker.ru/special/cults/chapter-2/

https://lifehacker.ru/special/cults/chapter-3/

https://lifehacker.ru/special/cults/chapter-4/

https://lifehacker.ru/special/cults/chapter-5/

Похожие статьи:

СектыДеструктивные секты и преступление незаконного объединения

СектыСекты как угроза национальной безопасности России

СектыСекты в Интернете

СектыСекты в сети Интернет

ПолитикаПригожинские миллионы: как шеф-повар Путина создал армию кремлевских троллей

3225 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!