Тайна дракона
Журнал «Наука и Религия» поместил в одном из своих номеров статью «Тайны Дракона» в переводе с древнегреческого Е. Лазарева и с его комментариями. Это статья об Эзотерии Алхимиков времён царствования Клеопатры. Приводим небольшие выписки из этой статьи. Предлагаем Читателям не относиться слишком серьёзно к бесконечным иносказаниям Алхимиков, к их терминам, понятным немногим Посвящённым в тайны их герметической Науки. Следует помнить, что сочинения Алхимиков были лишь частью их Науки, тогда как другой частью были их Откровения, которые они создавали для своих Последователей непосредственно в своих лабораториях в процессе Великого Деяния.
"Образ Уробороса – змея, кусающего себя за хвост – знаком нам по новоевропейской эмблематике и литературе. Однако у него очень древние корни, которые уходят в александрийскую Алхимию начала нашей эры и культуру Древнего Египта. Этимология слова Уроборос, вероятно, связана с восходящим к древнеегипетскому языку греческим словом «урей», o u r a ῖ o V – змей (или змея), который символизировал огненную природу бога Солнца (пламенное Око Ра) и изображался на солнечном диске в короне богов и фараонов.
В древнегреческом ou` roV , oὺreύV означает также «рубеж, предел» или «страж, хранитель». Семантики Уробороса мы уже касались в публикации «Книги Клеопатры» (Наука и религия» №10, 1992) и фрагментов, приписываемых Раймонду Луллию (№11, 1992). Сегодня вы прочитаете перевод небольшого александрийского трактата, целиком посвящённого Уроборосу. Трактат дошёл до нас в двух редакциях, опубликованных Марселеном Бертло. Collection des anciens alchimistes grecs. Paris, 1888. За основу нашей публикации взят один из этих списков; дополняющие его фразы из второго списка даны в скобках.
1. Вот таинство: дракон Уроборос, т.е. состав, который съедается в совместной трапезе, сплавляется и измельчается в [процессе] разложения 1; и рождается темно-зеленое, и из него рождается злато-цветное 2, и из него рождается, как говорят, киноварно-красное; и это киноварь философов 3.
2. [Его зеленое - это иозис, т.е. разложение его]; чрево же его и спина - шафрановидны, а голова темно-зеленая; 4 ноги его - тетрасомия 4; 3 его уха - это 3 струи пара [и 12 знаков 5, а яд его - уксус 6].
3. И Одно легко повивает 7 другое, и Одно другое порождает; и радуется природа природе, и природа природу услаждает, и природа природу побеждает, и природа над природой господствует 8; и не благодаря друг другу, но благодаря Одной и той же [Природе] из себя [происходящей], посредством управления, с трудом и многой мукой.
4. Ты же, о любезнейший, приложи к этому ум и не ошибешься, но занимайся беззаботно и ревностно, пока не станет виден предел.
5. Дракон простерся, охраняя этот покоренный храм 9. Прежде всего принеси в жертву [дракона] и сдери кожу, и возьми плоть его до костей, сделай из этого ступени пьедестала [ведущие] к входу во храм, и взойди, и найдешь там искомую вещь. Ибо жрец, медный человек, переменил цвет [и] природу и стал серебряным человеком; немного дней спустя, если пожелаешь, найдешь его и золотым человеком.
Комментарии
1 Разложение ( ) означает иозис, высшую стадию алхимического Деяния – символическое принесение в жертву Уробороса, которое приобщает к вечности.
2 «Златоцветным» александрийские Алхимики называли шафран – символ того же ряда, что и «божественные воды», воскресающие мёртвых, и «священный камень» философов.
3 Из «киновари философов» получается «философская ртуть» - всепроникающая божественная Субстанция. Цветовая триада Деяния здесь необычна: не чёрный, красный, белый (огненное очищение несовершенной чёрной Материи), а зелёный, золотой, красный. Объяснение этих цветов по аналогии с той или иной химической реакцией раскрывает лишь самый поверхностный пласт алхимической символики, которая во многом неясна сейчас.
4 Тетрасомия (буквально «четверотелие») – сплав четырёх несовершенных по сравнению с Золотом металлов: Меди, Свинца, Олова, Железа. Более глубокий смысл тетрасомии – любые тела, подлежащие трансмутации.
5 Вероятно, три струи пара означают тройственное духовное начало, которое атуализуется в материальной четверице тетрасомии. 12 знаков – 12 стадий Великого Деяния, о которых александрийцы, как правило, хранят молчание (эти стадии были описаны позднее, в средневековой латинской Алхимии).
6 Укус ( ) символизирует «божественное» (Jeῖon, в греческом синонимично слову «сера»). Вероятно, здесь – это “лекарство смертное: согласно «Книге Клеопатры», оно вызывает мистическую смерть Адепта, за которой следует воскресение”.
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:BEmZbO_W9O0J:leonid-rusak.ru/china_drakn/1cd.html+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ee