Латвия - земля славян
На презентации документально–публицистической ленты "Латвийские русские: десять веков истории" в Доме Москвы в Риге собрался полный зал — почти без рекламы, сотни людей уже бесплатно скачали картину с сайта www.rodina.lv, а копии передают на дисках из рук в руки. Есть все основания полагать: куда больше зрителей посмотрит этот фильм, чем лживые ленты — "Советская история" или "Защитники Риги". Некоторые даже пророчат Игорю ГУСЕВУ за его творчество скорую депортацию из Латвии!
"ВЕСТИ" выяснили: подорвал ли автор устои государства латвийского, рассказывая правду об истории русских на "чужой земле"; передадут ли копии фильма президенту Валдису ЗАТЛЕРСУ, а также г–дам ДОБЕЛИСУ, ТАБУНСУ, ГАРДЕ и проч.; приглашали ли самого Гусева в гости сотрудники Полиции безопасности?
Любить вопреки?
— Игорь, вы в курсе: Добелис, Табунс или Затлерс, который поддерживает идеи Гарды о деколонизации, посмотрели "Латвийских русских"?
— Не знаю, но был бы рад, если бы они скачали фильм из Интернета. Я ведь не подрываю основы латвийского государства и не сею межнациональную рознь. Упаси Боже! Наоборот, фильм, надеюсь, поможет русским лучше интегрироваться. Но я говорю о подлинной интеграции. Чтобы русские жители Латвии, найдя здесь свои корни, возлюбили эту землю, как свою собственную, и заботились о ней. Ведь мы живем не в "латышской Латвии", это наша общая, любимая нами земля.
— История, которая раскрывается в фильме, далека от официальной…
— Нынешние историки вернулись к тому, за что ругали ученых в советские годы: "Все тенденциозно, предвзято, факты выдернуты из контекста!" Сейчас происходит то же самое, но уже в ином контексте…
Богатство Латвии — это история и культура всех народов, живущих в ней. Беда в том, что всех нас стараются уложить в прокрустово ложе интересов лишь одной титульной нации, забывая, что на протяжении веков здесь жили и русские, и немцы, и поляки, и шведы, и многие другие народы. Это все яркие нити в одном большом красочном ковре. Но национал–радикалы требуют, чтобы ковер был одного унылого цвета, сереньким таким, как половичок.
Pankukas вкуснее blinas?
— Впору спросить: а какое право на Латвию имеют латыши?
— Латыши — народ, который имеет бесспорное право на свободное существование, развитие национальной культуры и национального самосознания. Это, безусловно, надо поддерживать. Но нельзя самоутверждаться, подавляя другие народы, оскорбляя их национальные чувства и святыни. Это — удел убогих, закомплексованных субъектов. Латыши за века сформировались из представителей балтских племен, ливов, поляков, шведов и вендов. А венды, как известно, это — балтийские славяне (о чем мы еще поговорим позже. — Авт.)!
Я сторонник теории, что в древности — в арийской древности — балты и славяне составляли единое целое. Общего невероятно много и в мифологии, и в традициях, и в языке. Значительная близость славянских и балтских языков, а также их сходство с германскими, — бесспорна, об этом еще Михайло Ломоносов писал. И наш великий ученый Борис Инфантьев писал об этом немало, например, что в латышском и русском языках более 1 600 общих корней.
В старину предки русских и латышей вообще могли общаться друг с другом без переводчика. Но отдельные "герои", в основном уже в XX веке, сделали все возможное, чтобы это исправить. Допустим, вместо слова telefons придумали talrunis. Или: еще в 1920–е не было pankukas, но — blinas. Аналогичных примеров — масса! Слова придумывались искусственно. Зачем? Не знаю, кого оскорбляют общие корни.
По–моему, только враг своего народа может заниматься подобными вещами. Ведь язык предков несет в себе связь поколений, историческую преемственность. Измени старое слово в угоду чьим–то политическим амбициям — и ты уже в чем–то предал своих пращуров. На протяжении тысяч лет славяне были кровно связаны с балтами. Кого может оскорбить память об этом единстве?!
— В фильме сказано, что славяне и балты были связаны общей исторической судьбой аж со времен "Ригведы" — около 1700–1100 годов до нашей эры!
— Слово "веды" переводится как "знание". "Ригведа", "веда гимнов" — сборник мифологических священных песен, созданных задолго до возникновения буддизма, где описываются индоевропейцы–арии. Последние в незапамятные времена переселились в Индию из Северного Причерноморья и междуречья Волги–Дона–Днепра, где еще в III тысячелетии до нашей эры сложилась индоевропейская языковая и культурная общность протобалтославянских племен.
Поразительно сходство санскрита ведических ариев со славянскими языками! Примеров немало: санскритское nabhа (место обитания богов) близко русскому "небеса", милостивый покровитель и добрая судьба bhaga соответствует славянскому "бог", сила божественная в санскрите обозначается словом "дева" — от ведического div, вспомним и русское "диво–дивное", или же латышское dievs.
В Прибалтике — четыре Руси
— В древнеиндийских гимнах "Ригведы" упоминается легендарная река Rasa, "великая матерь", — продолжает Игорь Гусев. — Летописец Нестор говорил, что в языческую эпоху славяне вместо богов почитали реки, источники, озера (равно как и балты!). Знаменитый чехословацкий ученый Павел Шафарик в XIX веке утверждал, что в праславянском языке река называлась "руса". С именем Рось или Русь связаны многие названия рек. Так, имя Рось или Рас "принадлежало" когда–то Волге. От этого же слова происходит "русло", "роса", "русалка" и так далее.
Есть множество версий происхождения имени русского народа, но, думаю, наиболее точной будет та, что объясняется древнейшим культом матери–реки. Тысячелетия назад из многообразия народов славянского происхождения выделилось особое племя — "русы–русины". В русской средневековой традиции долго сохранялась память о том, что имя "Русь" связано с цветом "русый". В ранней славянской традиции месяц сентябрь значится как руен, или рюен — "русый", "рыжий", "багряный цвет осенней листвы". Все формы обозначения Руси в западно–европейских источниках так или иначе связаны с диалектным объяснением как "красный", "рыжий". Красный цвет означал могущество, право на власть…
— Когда славяне пришли на землю балтийскую?
— В VI–VII веках. Славяне тогда расселились на территории Прибалтики, Балкан, Средиземноморья, Приднепровья, достигли Испании. Почти везде они сливались с местным населением. На Балканах — с фракийцами, так возникла южная ветвь славянства. В Прибалтике они смешиваются с кельтами–венетами и северными иллирийцами, так появились балтийские славяне — венды. Долго существовали несколько земель, носивших имя Русь. Источники дают столько различных "Русий", что среди них легко затеряться. Известный историк профессор Аполлон Кузьмин отмечал: только в Прибалтике упоминаются четыре Руси, например: остров Рюген, устье реки Неман, побережье Рижского залива и западная часть Эстонии (Роталия–Руссия) с островами Эзель и Даго (ныне — Сааремаа и Хийумаа).
Впору упомянуть и "Датскую историю" Саксона Грамматика, жившего в XII веке, которая не переводилась на русский язык полностью. Очень мало ее использовали и специалисты. Обычно вспоминается рассказ о походе датчан на остров Руйяну (Рюген) в 1168 году: Саксон был очевидцем. Многочисленные же сведения о Руси, Рутении, рутенах из первой части его сочинения остаются, как правило, вне поля зрения историков. Эти данные не вписываются ни в одну из исторических концепций, и поэтому кому–то проще их вовсе не замечать. Ни один из прибалтийских историков не может объяснить, почему столица упоминаемой Саксоном Руси — Ротала — находится на восточном побережье Балтики (эстонская провинция Роталия), а имена рутенских правителей нигде не находят аналогий. Между тем Русь на Балтике известна и по документам X века…
Страшная тайна Латвийской Республики
— Почему закрыта тема "русских замков" Кукенойса и Ерсики?
— Странно, согласитесь? А почему нет подробных публикаций о результатах археологических раскопок в Кокнесе (Кукенойсе), которые проводились там не один год? Может, найдено ТАКОЕ, что противоречит официальной истории Латвии? Археология — наука конкретная. Известно, что в окрестностях Кокнесского замка преобладает гончарная керамика древнерусского образца (98%). Это легко объяснить. Центр княжества Кукенойс располагался у места, где в Двину впадает речка Персе. Замок, русское воинское поселение защищали торговые пути на Двине. Последним хозяином Кукенойса был молодой Вячко, которого в латвийских учебниках истории традиционно называют "правитель Ветсеке". Внук смоленского князя Давыда Ростиславича и вдруг — Ветсеке! Забавно…
Не приветствуется и тема Ерсикского княжества, которое восходит к X столетию (если не к более раннему периоду!). Легендарное древнерусское княжество, являвшееся уделом Полоцка, теперь совершенно забыто. На берегу Двины стоит лишь камень с крохотной табличкой… А территория княжества была обширна, к ней относились земли на левом берегу Двины, дюжина замков с деревнями. БОльшая часть этих крепостей принадлежала русским "мужам" — дружинникам. А в столице княжества жили не только русские, но селы и латгалы. Город был велик и богат… Само название Ерсика, или Герцикэ, близко к старославянским "град", "городище". В начале XIII века правил там князь Всеволод Мстиславович, которого латышские историки прозвали "Висвалдисом".
Но еще больше "странностей" с вендами…
— Так в официальной истории Латвии о вендах вообще почти не упоминается. Их как бы нет…
— А это был знаменитый народ! Венды — древний этноним, являвшийся традиционным обозначением славян в немецком и прибалтийско–финнских языках. Wendish, Venaja, Venelainen, Venе, Venaks — слова связаны с обозначением понятия "русский". Средневековые книжники часто упоминают славян–вендов. Адам Бременский выделяет между скандинавскими народами sklavi — славян. Многие стоянки викингов выстроены по плану славянских укреплений Средней Европы. Археологи находили там и славянскую керамику. Балтийские славяне господствовали в восточноевропейской торговле и первыми освоили Волжский торговый путь…
Балтийское море… "выдумали"
— Венды ходили набегами на скандинавские берега и обкладывали их данью, — убежден собеседник. — Их торговые города производили впечатление на европейских путешественников, а дружины не боялись викингов, державших в страхе всю Западную Европу. И не зря Балтийское море в те времена чаще всего величали морем Варяжским!
— И откуда же Балтийское море "затекло"?
— Согласно Гельмольду, хронисту XII столетия, море это "простирается от Западного океана к востоку и Балтийским называлось потому, что тянется длинной полосой, подобно поясу". Balteus по латыни означает "пояс". Слово "балты", как научный термин для именования балтских народов, впервые было предложено в 1845 году немецким языковедом Георгом Нессельманом, профессором университета в Кенигсберге. Поэтому, вопреки распространенному заблуждению, не название Балтийского моря происходит от балтов, а наоборот.
На востоке за Вендским заливом (позднее — Рижским) стояло торговое поселение Колывань, будущий тевтонский Ревель, нынешний эстонский Таллинн. А уж за ней лежала Новгородчина, земля "людей от рода варяжска", "варягов мужей словенских". Иоакимовская летопись сохранила имена восточно–вендских правителей: князь Буривой и сын его Гостомысл.
О вендах многократно упоминает знаменитый хронист Генрих Латвийский, который выделял их среди племен, живших рядом с ливами и латгалами. Венды, расселяясь в новые пределы, несли туда и свои обычаи. На территории распространились и "вендские названия". Река Вента и нынешний Вентспилс — яркий исторический след на карте. В Межотне, на берегу Лиелупе, находится уникальное городище Вина Калнс. Его лукаво переводят как "Винная гора". Интересно, что это городище не вписывается в контекст традиционных укреплений балтов. Оно иное, славянское.
Чей флаг реет над страной?
— Кого–то оскорбляет даже то, что в основе латвийского государственного флага — вендский, славянский: красный с белой полосой, — продолжает Игорь Гусев. — Это не моя теория, ее разрабатывали рижские исследователи Павел и Михаил Тюрины. Много лет назад они впервые опубликовали этот материал в одной из газет, и сейчас его можно прочесть в Интернете. В фильме у меня о флаге говорится довольно мало, поскольку картина не безразмерная, но есть и доказательства, и ссылки на разные источники… Другое дело, что эту теорию не принимают официальные латвийские историки.
— В учебниках приводится лишь легенда о вожде, которого убили, накрыли плащом, и кровь пропитала его с двух сторон.
— Красивая легенда — не более того… Примерно в 1870 году в Дерпте (Тарту) несколько студентов, входивших в общество младолатышей, заметили: в "Рифмованной хронике" XIII века впервые как будто говорится о латышском национальном флаге. Позднее, основываясь на версии, что описан был именно латышский флаг ("красный с белой полосой"), младолатыши избрали его своим символом. А в мае 1917–го, на заседании Общества содействия искусствам, красно–бело–красный флаг уже был принят в качестве национального латвийского.
Но мало кто замечал, что в немецком оригинале автор "Рифмованной хроники", повествуя об отряде лэттов, который прибыл в Ригу из замка Вендена под красным стягом с белой полосой, говорит: это "флаг по вендскому обычаю"! В XX веке латыши, получив независимость, стремились освободиться от следов немецкого пребывания и переименовали город Венден в Цесис. А те, кто публиковал старую хронику и переводил немецкий оригинал на латышский язык, слово Wenden с лукавой непосредственностью заменили на Cesis. Таким образом, народ венды превратился в "цесисцев". Если говорить по–научному, то этнонимическое обозначение подменилось топонимическим. Вот так просто!
Рига, историю забывшая…
— Есть версия, что и Ригу основали венды–славяне.
— Существует около 20 вариантов "происхождения Риги" и названия города. Но тот же Генрих Латвийский, описывая крещение вендов в Цесисе, отмечает: "Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но откуда были опять изгнаны…" Можно с уверенностью предположить, что в "окрестностях Риги" венды жили примерно в середине XI века, или даже раньше. Древняя гора могла быть первым поселением людей на территории, где потом вырос город.
— Подняться бы на эту гору!
— Примерно там, где теперь Эспланада, высилась Древняя гора, или холмы Кубе, мимо которых шла Песочная дорога. Рядом с этой горой были городские пастбища, рос лес. Остатки Древней горы, или "горы Риги", срыли в конце XVIII века, и современные археологи лишены возможности исследовать городище вендов. Возможно, венды и были "первыми рижанами", и их по справедливости следует считать подлинными основателями города.
Еще в XVI веке немецкий гуманист, друг Мартина Лютера — видный деятель Реформации, Филипп Меланхтон предположил: название города Рига произошло от древнего славянского населения острова Риген (Рюген), что находится у германского побережья Балтики. По его мнению, венды, ранее жившие на острове, первыми поселились на Древней горе и назвали городище именем своей исторической родины. Гора Риген — река Рига — город Рига — вполне логическая цепочка.
Не там врага ищете…
— Вернулись к тому, с чего начали — о праве латышей владеть Латвией. Кто хозяева на этой земле?
— Люди, которые любят эту землю, и живут на ней. Я не очень верю в любовь к Латвии какого–нибудь иммигранта, который, проживая в Австралии или в США, приезжает сюда раз в году на Праздник песни или для того, что поплакать на рижских улочках… Но мы чаще видим, что люди, официально декларирующие свою любовь к Латвии (как бы профессионально ее любят), мало делают для процветания этой земли. Не могут люди, которые любят Ригу, спокойно смотреть на то, как разрушаются памятники старины. Не может человек, который искренне любит свой город, дать разрешение соорудить на Бастионной горке столь чудовищный по своей пошлости и безвкусице фонтанный каскад. И таких примеров — тысячи.
— Даже многие латыши признают: беда наша в том, что мы не разделяем два понятия — "страна" и "государство". И верно, слово–то одно — valsts. А ведь можно считать Латвию своей страной, но — не государство…
— Я люблю свою страну, и у меня нет другой родины, кроме Латвии. Но это государство, которое олицетворяют продажные, подлые, бесчестные чиновники, — не мое. Мне, например, было стыдно и больно смотреть по ТВ, как Вайра–Вике Фрейберга, пока занимала кресло президента, бежала на полусогнутых по трапу самолета к хозяину — Бушу, нарушая тем самым и дипломатический протокол, и просто унижая себя как женщину. Я считаю, такое "лицо Латвии" позорило мою страну…
И именно из–за таких "лиц" многие русские, живущие здесь, не считают Латвию своей страной. Не считают и потому, что политика государства направлена на то, чтобы этих людей унизить, оскорбить, наконец — ассимилировать. Неприязнь к государству вызывает неприязнь ко всей стране. Я против этого! Латвия — наша земля! Это и хочу доказать в фильме.
Кстати, отклики о фильме весьма позитивны; что особенно приятно — и со стороны коллег–историков. Хотя некоторые предпочитают высказывать свое положительное мнение, предварительно оглядевшись по сторонам и очень тихим голосом. Ведь я осмелился высказать громко то, что не является тайной, но говорить об этом, скажем так, у нас не принято…
Отмечу, что фильм — некоммерческий проект. Он находится в общественном достоянии, тиражируется, распространяется, переходит из рук в руки совершенно бесплатно, чему я искренне рад. Этот фильм — пища для ума и толчок для новых исследований. Надеюсь, он себя еще проявит для общего блага…
— Проявит! Сотрудники полиции безопасности в гости еще не вызывали?
— На месте полиции безопасности я бы приветствовал и поощрял распространение этого фильма, поскольку он рождает в душах русских людей патриотизм и любовь к нашей общей родине — Латвии. И я думаю, злейший враг Латвии — тот человек, который будет утверждать обратное…
из досье
Игорь ГУСЕВ с 1993 по 2000 годы был автором и ведущим телепередачи "Клио". После занялся издательской деятельностью: по сей день выпускает культурно–публицистический вестник "Клио". С 2007–го по 2009–й у него вышли книги "Занимательная история латвийских русских", "Быль о Саласпилсе", "Прогулки с Игорем Гусевым. История Риги и окрестностей", "Выдающиеся русские латвийцы", "Кровью умытая. Занимательная история латвийских русских. Часть 2". Он — автор документальной картины "Саласпилсский Шталаг" и, наконец, нового проекта — "Латвийские русские: десять веков истории"…
Размер файла: 1.37 GB
Дата: 24. Октября 2009
Описание:
Документально-публицистический фильм «Латвийские русские: десять веков истории» - рассказ об истории латвийских русских с древнейших времён и до середины XVII века.
Автор сценария и режиссёр - Игорь Гусев.
Премьера состоялась 12 сентября 2009 года в рижском Доме Москвы.
От автора.
Малоизвестные факты, неожиданный взгляд на, казалось бы, общеизвестные события заставляют по-иному оценивать наше прошлое. Понимание места и роли русского народа в латвийской истории является основой для подлинной интеграции. Главная цель этого фильма – воспитание чувства любви и преданности к той земле, на которой мы все живём, осознание каждым своей сопричастности к Латвийскому государству. Пора понять главное: мы не чужие на этой земле, и многие поколения наших предков покоятся в ней!
Фильм посвящается светлой памяти Гарольда Вячеславовича Астахова (1966-2009 гг.)
Часть 1. Даждьбоговы внуки
Часть 2. На берегах Вендского моря
Часть 3. Жестокий век
Часть 4. Ливонские земли
Общая продолжительность – 106 мин.
В основу фильма положены исследования С.А.Гедеонова, проф. А.К.Кузьмина, акад. РАН В.В.Седова, проф. Б.Ф.Инфантьева, проф. П.Т.Тюрина, М.П.Тюрина, Л.Р.Прозорова.