1.
Итак, красота - на линии отбора, красота эволюционно выгодна. Отбор на красоту должен действовать много тысячелетий, все некрасивое, казалось бы, должно было бы уже давно исчезнуть. Но тогда почему отнюдь не все люди красивы? Почему красивая женщина, тем более красивый мужчина - редкость, исключение из общего правила? Больше того, создается странное чувство, что средние параметры человека прекрасны, но у конкретных людей происходит отклонение этих параметров в ту или другую сторону, как правило, не так, чтобы сделать человека совершенно уж безобразным, но так, чтобы он был наделен неким недостатком, «отбраковывающим» его при отборе на совершенную красоту. Исключения крайне редки.
Существует такой антропологический метод - обобщенный портрет. Фотографии множества людей с короткой выдержкой экспонируются на один и тот же лист так, чтобы совмещались зрачки. В результате исчезают индивидуальные особенности и сохраняется только «инвариант», присущий группе (это могут быть, например, люди одной народности и т. д.). Самое интересное, что обобщенный портрет, как правило, очень красив. А множество таких портретов воочию показывает все многообразие красоты... (См. рис. 2.)
Прав поэт: «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен!»
Между тем случайные черты существуют. Не существует реальных, конкретных людей без этих случайных черт. И будь индивидуальные вариации немного меньше, насколько бы прекраснее был бы облик обыкновенного человека!
Значит, отбор почему-то действует как бы «не в ту сторону»? Почему? По какой-то непонятной причине, сохраняя «скрытый план» идеального человека, природа размывает гармонию человеческих черт, уродует лица и тела.
Попробуйте взглянуть на окружающих, пытаясь разглядеть в них «идеальный план» - и это будет настоящее открытие, казалось бы, хорошо знакомых нам людей.
2.
Вечером 16 июня 1924 года юная звезда петербургского балета, красавица Лидия Иванова должна была выступать в Измайловском саду вместе с Георгием Баланчивадзе (будущим Джорджем Баланчиным). Накануне она приняла предложение своего знакомого, инженера Клемента, прокатиться в лодке по Финскому заливу. По официальной версии, сидевшие в лодке настолько увлеклись починкой мотора, что не заметили приближения крупного пассажирского судна «Чайка». Произошло столкновение, лодка перевернулась. Троих удалось спасти; Иванова и Клемент погибли. Тела утонувших найдены не были, и похороны не проводились.
Эту историю вспомнил в романе «Лезвие бритвы» выдающийся фантаст-философ Иван Ефремов, говоря о хрупкости красоты, о безжалостности судьбы, с какой-то непостижимой закономерностью поражающей в первую очередь наиболее гармоничное, наиболее прекрасное, наиболее высокое. В дальнейшем Ефремов назовет эту тенденцию именем восточного зороастрийского бога зла - «Стрела Аримана».
Примеров из жизни каждый может привести немало.
Этот жестокий закон подметили еще в древности. Уязвимость людей, обладающих выдающейся красотой или талантами, еще древние греки объясняли завистью богов и богинь. У несчастного сатира Марсия, посмевшего вызвать Аполлона на состязание в музыке, содрали кожу. Ткачиху Аахну, вызвавшую на состязание Афину, богиня превратила в паука... Этот мотив широко распространен в фольклоре. Например, существует русская сказка «Курочка Ряба», где золотое яичко разбивается, а курочка обещает снести простое. Наверное, можно обнаружить схожие сюжеты в народном творчестве разных регионов и стран.
Чем же все это можно объяснить? Обратимся к зоологии.
У берегов Кипра живут большие морские черепахи. Во время периода размножения самки черепах роют задними ластами цилиндрическую ямку глубиной в полметра и затем откладывают в нее до 200 яиц и засыпают песком, орудуя сильными передними ластами. В теплом песке яйца развиваются, словно в естественном инкубаторе. Семь недель спустя после кладки на свет появляются черепашки. Освобождаются из плена они обычно ночью: прорывают себе дорогу из гнезда и безошибочно направляются в сумасшедшей свалке по песку к воде, ориентируясь по дорожке лунного света. На берегу их подстерегают птицы, лисы и крабы. Возможно, один из критериев выбора жертвы из всей массы - нестандартность движений, отсутствие физических недостатков.
Среда, в которой живут животные и человек, устроена точно так же: опасности настигают в первую очередь именно таких особей и индивидов. Значит, здесь борются две эволюционно выгодные тенденции: одна - на увеличение гармонии, красоты и нестандартности, другая - на торможение этих качеств. Чем опаснее и неблагоприятнее среда обитания, экологическая ниша, тем сильнее нарушается гармония, тем безобразнее становятся ее обитатели. Это и есть объяснение «Стрелы Аримана».
3.
В статье «Эликсир бессмертия» («УГ» №34, 19 августа 2008 г.) я говорил о существовании фактора старения (под названием «Т-фактор»), вызывающего торможение возможностей эффективного развития человека. Только наличие такого фактора может объяснить, почему отбор уже давно не сделал нашу жизнь практически бесконечной. Ведь удлинение репродуктивного периода - параметр, который должен усиливаться отбором.
Но я не объяснил, как возникает сам Т-фактор и зачем он нужен эволюции. И вот теперь я могу это объяснить.
Представьте себе, что у некоего абстрактного человека Т-фактор отключился. Это значит, что он будет учиться и развиваться не до 20-25 лет, как это происходит у нормальных людей, но и позже. То есть ухудшаться он уже не будет, будет только совершенствоваться, приобретать новые знания, станет со временем выдающимся спортсменом, ученым, высокоморальным, альтруистичным человеком. Наконец, он станет настолько совершенным, что есть все основания для действия закона «Стрелы Аримана». И вот он погибает лет в 40 или 50, тогда как нормальная продолжительность жизни обычного человека - примерно 70 лет. Что выгоднее? Конечно, затормозиться. И отбор действует, создает мощную многоуровневую систему - от клеток к органам, от органов - к организму в целом, а именно систему торможения, то есть Т-фактор.
Теперь человеку обеспечена продолжительность жизни в районе 70 лет. Но чем он платит за это? Старческими изменениями, болезнями, одиночеством, чувством бессмысленности проходящей в условиях медленной, но верной деградации жизни, кратковременностью счастья, если оно, конечно, успело наступить в краткий период зрелости и здоровья.
Итак, мы построили цепочку факторов, которую можно представить в виде схемы примерно так: агрессивная среда ® невыгодность перманентного развития ® Т-фактор ® старость и смерть. Посмотрим же теперь, как этому можно сопротивляться. В предыдущей статье уже говорилось о возможности волевым усилием долгое время сохранять в себе внутреннюю психологическую молодость, открытость новому, способность учиться, развиваться. Внутреннее и внешнее в человеке неразрывно связаны. Таким образом, сохраняются и красота, и гармония тела, и память.
Но есть и другой путь (и успешность обоих зависит друг от друга): изменять среду обитания человека. Надо нейтрализовать действие «Стрелы Аримана», создать в обществе почитание и культ красоты, совершенства, оригинальности, беречь всех тех, кто достиг в своем развитии больше, чем другие, кто совершенен и телом, и душой, от так называемых ударов судьбы, которые грозят им в гораздо большей степени, чем всем остальным людям. И тогда сама эволюция, сам отбор будет работать в ту же сторону, что и воля человека, сопротивляющаяся смерти.
-
3412511463543895601
Рис. 1. Нефертити. Песчаник. Лувр
-
3412511463543895602
Рис. 2. Обобщенные портреты волейбольных команд (по 16 исходных портретов для каждой группы): 1) шведы, 2) русские, 3) поляки, 4) немцы, 5) чехи, 6) британцы, 7) балканские славяне, 8) австрийцы, 9) французы, 10) финны, 11) итальянцы, 12) прибалты
-
3412511463543895603
Рис. 3. Зинаида СЕРЕБРЯКОВА. Портрет балерины Лидии Ивановой