О красоте. Женской и мужской
Соответствие своему назначению — сущность всякой красоты, без него красоты не бывает. — Леопарди.
«КТО ОБЪЯСНИТ, ЧТО ЗНАЧИТ КРАСОТА?» -
вопрошаем мы вместе с Лермонтовым и пытаемся найти ответ в сборнике афоризмов. «Красота – страшная сила», «Красота спасет мир», «Красота – ключ к сердцам…» Цитировать можно до бесконечности. А что это такое - человеческая красота? Нет, не обаяние, не шарм, не прелесть и т.д., а внешняя красота в самом прямом и узком смысле. Обратимся к словарям:
КРАСОТА 1. Отвлеченное сущ. по знач. прил.: красивый
2. Все красивое, прекрасное.
ПРЕКРАСНОЕ 1. То, что воплощает красоту, соответствует идеалу красоты.
Продолжать? Пожалуй, не стоит. Лицо и фигура одного человека кому-то могут показаться очень красивыми, а кому-то нет - это дело вкуса. Но вкус - это лишь часть осознания красоты. Великий знаток и поклонник красоты во всех ее проявлениях, писатель Иван Ефремов выдвинул любопытную теорию. Его роман «Лезвие бритвы» можно назвать гимном причинности и целесообразности, ибо такое труднообъяснимое понятие, как красота, получает в ней вполне рационально-разумное объяснение с точки зрения логики и психологии. Устами главного героя Ефремов утверждает, что красота - это природная целесообразность. Иными словами, наиболее красивым нам кажется то, что полезно для сохранения отдельного человека и вида в целом.
«Организм человека построен очень сложно и великолепно, но он – создание материального мира … У организма нет никаких возможностей выхода за пределы материального, поэтому все наши чувства, понятия, инстинкты представляют собой реакцию на вполне материальные вещи. Так и с чувством красоты: это отражение очень реального и важного, если оно закрепилось в наследственной, подсознательной памяти поколений и стало одним из устоев нашего мироощущения».
Взгляды Ефремова особенно интересны тем, что он не просто провозглашает какие-либо каноны - это делали и до него! - но, как естественник и абсолютный материалист, объясняет те причинные закономерности, по которым определенные формы, линии, краски отражаются в нашем сознании «красой ненаглядной».
Итак, что же есть та объективная реальность, которая воспринимается нами как безусловная красота, воспринимается каждым, без различия пола, возраста и профессии, образовательного ценза и тому подобных условных делений людей?
Безусловно красивыми, вне всяких наслоений индивидуальных вкусов, считаются большие глаза, притом широко расставленные, не слишком выпуклые и не чересчур впалые. Согласны? А причина, по Ефремову, в следующем: «Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Насколько ценилась испокон веков широкая расстановка глаз, показывает очень древний миф о красавице, дочери финикийского царя Европе. Ее имя по-древнегречески означает или "широколицая" ("широковзорная") или "широкоглазая". Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точности гормональной регулировки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах – наилучшее».
Та самая «голливудская улыбка», которой мы все добиваемся, имеет в своей основе ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, - такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью.
Мы удлиняем ресницы тушью, «завиваем» их при помощи специальных устройств, даже наклеиваем искусственные – длинные ресницы лучше защищают глаз, а отогнутые вверх кончики не дают им слипаться или смерзаться.
Прямой нос, то есть высокая переносица и высокое нёбо, для европейцев важен тем, что обеспечивает прохождение воздуха в горло по крутой дуге и лучший его обогрев.
Очень изменчива мода на брови. Но в любом случае мы стараемся сделать их ровными, слегка приподнятыми и не слишком широкими. «Брови, назначение которых – отводить в сторону пот, стекающий со лба, и не давать ему заливать глаза, должны быть густыми. И при густоте они не должны быть чересчур широкими, чтобы в них не скапливалась грязь, не заводились паразиты».
Длинные ноги позволяют быстрее бегать, а если они ещё и не кривые, значит, суставы работают в благоприятных условиях и не износятся раньше срока. Яркие губы женщины сигнализируют о высоком уровне половых гормонов и готовности к продолжению рода.
При всем разнообразии современных женских причесок длинные густые волосы - это красиво. Ефремов называет это уже отмирающим эстетическим ощущением, уходящим потому, что десятки тысячелетий человек пользуется одеждой. Длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди в теплую межледниковую эпоху еще не знали одежды. Возможность прикрыть маленького ребенка от ночного холода у своей груди, защитить от непогоды - вот смысл длинных волос и их значение для выбора самцом лучшей матери.
В наше время, с развитием фитнесса и бодибилдинга, весьма спорным представляется вопрос о том, что считать красивой фигурой. Бесспорно только одно – красивы упругие мышцы, отсутствие лишнего жира, гладкая плотная кожа, то есть прямые признаки хорошего здоровья. Сторонники женского культуризма восхваляют рельефную мускулатуру, противники – высмеивают «мужичьи» фигуры.
По теории Ефремова, подсознательно мы отличаем и воспринимаем как красоту анатомические особенности, противоположные для разных полов. «Каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи».
С этой точки зрения, выпуклые, сильно выступающие мышцы у женщины не должны считаться привлекательными. Нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет достаточно развитый жировой слой. Собственно говоря, это не более как резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода в период вынашивания и кормления ребенка. Эти подкожные пищевые запасы располагаются в нижней части живота и области вокруг таза, одновременно служа тепловой и противоударной защитой для носимого в чреве плода. «И в то же время этот подкожный слой создает мягкие линии женского тела – самого прекрасного создания природы». «Красуйтесь бедрами!» - призывали женщин эллины. А тонкая гибкая талия анатомически компенсирует ширину бедер – для подвижности и гибкости всего тела. Могучему мужчине тонкая талия противопоказана, так как для поднятия тяжестей, выносливости требуется толстая и крепкая мышечная стенка между ребрами и тазом.
Красива «лебединая» шея у женщины, но у мужчины она воспринимается скорее как нечто болезненное. Женщина по своей древней природе – страж, и длинная гибкая шея обеспечивает быстроту движения головы; шея же мужчины должна быть достаточно толстой для поддержки головы в бою, для ношения тяжестей.
Так в инстинктивном понимании красоты запечатлелись требования продолжения рода, слившиеся с эротическим восприятием друга или подруги В этой связи приходит на ум высказывание Фейербаха: «Вся красота природы сосредоточивается и индивидуализируется в различии полов».
И у мужчин, и у женщин красивы распрямленные плечи, высокая посадка головы, - словом, хорошая осанка. «Наверное, от монголов-завоевателей пришла к нам эта нездоровая стыдливость, когда женщина уродливо сгибает плечи и старается спрятать грудь, чтобы не попасть в наложницы победителей». Скорее, не столько иго, сколько тяжелый физический труд и холопская нужда бить поклоны формировали стать простого люда. Другое дело – аристократы. Прямая спина и гордо поднятая голова заявляли о высоком сане. Отсюда и само слово – осанка. Недаром лучший ее образец называют царственной.
Таким образом, наше эстетическое чувство, как правило, совпадает с целесообразностью. А чем же объяснить тысячелетние попытки «улучшить», «исправить» природу – откуда взялся многовековой арсенал моды? Причин тому множество, и некоторых из них Ефремов также касается в своем романе. Позволю себе привести еще одну цитату:
«Женщины всего мира… при всех модах и вкусах исправляют премудрую природу обувью на высоких каблуках. И попробуйте отрицать, что это менее красиво, чем ходьба босиком! …Однако следует понять: почему? Что вы можете сказать, кроме того, что каблуки удлиняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше на каблуках. Почему же так важно это удлинение ног? Не просто удлинение, а изменение пропорции ноги - вот в чем суть каблука. Удлиняется голень, которая становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгому, то есть успешной охоте. Оно было у древнейших представителей нашего вида кроманьонской расы, оно сейчас есть у некоторых африканских племен. Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал, - это подсознательное воспоминание о совершенстве в беге. Добавлю, что каблуки придают вашей ноге крутой подъем. Тут эстетика прямо, а не косвенно сходится с необходимостью высокого подъема для легкой походки и неутомимости».
Мы знаем, что представления о красоте на протяжении истории человечества менялись неоднократно и зачастую они были далеки от описываемого Ефремовым «здорового» идеала. Разумеется, социальные факторы влияли на формирование определенных типов внешности. Так, художники средневековой Европы, впервые отважившиеся изобразить обнаженное тело, писали своих Ев и Венер с типичных горожанок-рахитичек: узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. Сила искусства заставляет увидеть прекрасное даже в патологии. Дмитрий Кедрин, «загипнотизированный» авторитетом великих художников, воспевал «эти гордые лбы винчианских мадонн» у русских крестьянок. На самом же деле отодвигание границы волос на лбу – это результат плохих условий жизни.
«Мода современности ведет к признанию красоты в удлиненном, как бы вытянутом теле человека, особенно женщины, – явно городском, хрупком, слабом, не приспособленном к физической работе, успешному деторождению и обладающем малыми резервами сил». И. Ефремов объясняет этот феномен в основном нездоровыми условиями жизни горожанина ХХ века. А мы добавим – этот образ усиленно культивируется в нашем сознании благодаря засилью на подиумах моделей с подобной внешностью. Просто-напросто фигура с минимальными формами и объемами дает кутюрье больше возможностей экспериментировать с тканью и аксессуарами.
Бытует мнение, что с развитием техники и медицины физическое совершенство утрачивает свое значение, следовательно, и понятие красоты претерпевает изменения. Действительно, современному человеку требуется, в первую очередь, крепкая нервная организация. Так вот, она возможна только на основе здоровья, физической крепости и выносливости. Увы, хилое тело, подвергнутое нервному напряжению, сразу же даст шизоидный комплекс психики.
Для огромного большинства людей красота человеческого лица и тела – это большая радость и духовное наслаждение. И сколько бы мы ни утверждали, что наряжаемся, красимся, причесываемся в основном «для себя», в основе все-таки лежит стремление привлечь внимание и вызвать положительные эмоции окружающих. Поэтому, восхищаясь полетом фантазии стилистов и модельеров, «примеряя» на себя смелые находки в одежде и макияже, давайте не упускать из виду собственную привлекательность для противоположного пола. Ведь, «если говорить о человеческой красоте, то никак нельзя отрывать ее от чувства страсти, потому что ее первоначальная цель – это компас в поиске совершенного, наилучшего для продолжения рода».
http://www.d-pils.lv/news/2/396410
Похожие статьи:
Иван Ефремов → 105 лет назад родился великий ученый и писатель Иван Ефремов
Иван Ефремов → «Туманность» Ефремова
Иван Ефремов → Афродита Амбологера