Экстремист Лев Толстой – проклят и забыт
По злой иронии судьбы Патриарх Кирилл может стать последней VIP-персоной, которую предстоит принимать аппарату бывшего губернатора Челябинской области Петра Сумина. Его визит в Челябинскую область может состояться 19 апреля этого года. Об этом событии южноуральцам сообщили уже практически все региональные СМИ. О чем могут говорить Предстоятель РПЦ и уходящий 22 апреля на покой провинциальный чиновник, непонятно. Возможно, речь пойдет об отпущении грехов. Команде нового губернатора предстоит решать уже другую непростую головоломку. Отмечать или не отмечать замалчиваемую в СМИ историческую годовщину? Ведь ровно сто лет назад — 7 ноября 1910 года – на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской железной дороги умер граф Толстой Лев Николаевич, великий русский писатель. Тем более что социологи до сих пор утверждают, что Лев Толстой все еще уверенно занимает второе место в рейтинге видных российских литераторов, весьма незначительно кстати отставая от Александра Пушкина.
Исторически граф Толстой — фигура явно неоднозначная. Он, несомненно, один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Идеи ненасильственного сопротивления, которые Л.Н. Толстой выразил в работе «Царство Божие внутри вас», оказали большое влияние на Махатму Ганди и Лютера Кинга.
Бесспорно, на рубеже веков XIX и XX Толстой наверняка был знаковой фигурой для развития не только России, но и всего человечества. «И естественно, та духовная мощь, которая была присуща ему и которая, по существу, уже в это время превратила Ясную Поляну в духовную Мекку. Она, безусловно, и настораживала, и не могла не беспокоить людей, которые думали о том, насколько сильно воздействие Толстого и на то, что мы называем огромным, стомиллионным народом России», - считает Виталий Ремизов, директор музея Льва Толстого в Москве.
Может быть, именно поэтому Лев Николаевич вошел в историю еще и тем, что якобы был отлучен от РПЦ. На самом же деле Святейший Синод просто в свое время заявил, что граф своими антихристианскими сочинениями сам поставил себя вне церкви. Среди этих сочинений, как известно, было не что-нибудь, а «Евангелие» от Льва Толстого.
Поэтому 22 февраля 1901 года было опубликовано синодальное определение, начинавшееся словами: «Изначала церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях. Но все силы ада не могли одолеть церкви святой. И в наши дни Божьим попущением явился новый лжеучитель граф Лев Толстой, известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему. Граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа, и на Христа его, и на святое его достояние».
А тут еще русисты на Западе не ко времени обратили внимание на то, что русский писатель Лев Толстой стал сейчас в России «неличностью» по Орвеллу (nonperson). Упоминание где-либо его имени в настоящее время является признаком политнекорректности. Московский корреспондент лондонской газеты Daily Telegraph Эндрю Осборн 28 марта в репортаже из Москвы указывает, что Россию сейчас обвиняют в том, что она отказалась от своего литературного прошлого в отношении выдающегося русского писателя Льва Николаевича Толстого, так как игнорирует 100-летнюю годовщину со дня его смерти.
«Подобные обвинения начались после того, как выяснилось, что у Кремля нет планов отметить столетие со дня смерти Толстого. Кроме того, фильм «Анна Каренина» так и не нашел дистрибьюторов», — утверждает западный корреспондент. «Кремль хранит ледяное молчание о годовщине, – поражается английский журналист и продолжает: – Директор фильма с участием русских актеров заявил по «Эху Москвы», что дистрибьюторы отказываются брать картину в прокат. Я этого не понимаю».
Эндрю Осборн отмечает, что даже такие далекие страны, как Куба и Мексика, уже организовали фестивали, посвященные творчеству писателя, а в Германии и США публикуются произведения Толстого в новых переводах. «Дэйм Хелен Миррен и Кристофер Пламмер были номинированы на «Оскар» за их главную роль в англоязычном фильме «Последняя станция» (The Last Station), в котором рассказывается о двух последних годах жизни Толстого. В прошлом месяце фильм вышел на экраны Британии», – передает Эндрю Осборн в своем репортаже из Москвы.
К тому же сравнительно недавно, в конце января 2010 года, стало известно, что решением суда в Ростовской области от 11 сентября 2009 года писатель Толстой Лев Николаевич, мужчина 1828 года рождения, русский, женатый, место прописки: Ясная Поляна Щекинского района Тульской области, был признан экстремистом в ходе одного антиэкстремистского процесса в Таганроге. Имеется уникальное заключение экспертизы по гражданскому делу № 3–35/08 по заявлению прокурора Ростовской области, легшее в основу решения Ростовского областного суда от 11 сентября 2010 года, которое засвидетельствовало «экстремистский характер мировоззрения Льва Толстого, возбуждавшего религиозную вражду и/или ненависть» по признакам статьи 282 УК РФ.
Казалось бы, прошло 109 лет, но вокруг конфликта между великим русским писателем и Русской Православной Церковью страсти не утихают и по сей день. В 2009 году в рамках судебного дела о ликвидации местной религиозной организации «Свидетели Иеговы Таганрог» исследовалось высказывание Льва Толстого: «Я убедился, что учение [Русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения», которое было охарактеризовано как формирующее негативное отношение к Русской Православной Церкви, а сам Л.Н. Толстой — как «противник Русского Православия».
Ростовский суд постановил, что данное высказывание Льва Толстого формирует негативное отношение к Русской Православной Церкви (РПЦ), и на этом основании статья, содержащая данное высказывание, была признана одним из экстремистских материалов. С учетом решения Русского Церковного суда от 1901 года граф Толстой является уже не просто экстремистом, а экстремистом-рецидивистом.
Между тем буквально на днях Лев Толстой был признан в России по суду экстремистом уже в третий раз. 18 марта 2010 года в Кировском суде г. Екатеринбурга на одном из многочисленных антиэкстремистских процессов, которые сейчас происходят по всей России, эксперт по экстремизму Павел Суслонов веско засвидетельствовал: «В листовках Льва Толстого «Предисловие к «Солдатской памятке» и «Офицерской памятке», направленных к солдатам, фельдфебелям и офицерскому составу, содержатся прямые призывы к разжиганию межрелигиозной розни, направленные против православной церкви».
Тем более выяснилось, что Челябинск имеет прямое отношение к непосредственному преследованию идейных толстовцев – духоборцев. В «Материалах к истории и изучению русского сектантства, выпуск 1-й. Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина» под редакцией Владимира Бонч-Бруевича, издание «Свободного слова», № 47. Christchurch, Hants, England, 1901, в письме Веригина от 30 марта 1895 года читаем: «В Челябинске тюрьма груба тем, что служащие драчуны, так что при входе нашей партии избили трех человек. Представьте себе, на улице крепкий мороз, партия семьдесят человек. Солдаты то и дело кричат: «Не расходись! Скорей!»
И вот люди с одной стороны, боясь прикладов, напирали; впереди же, оказалось, надзиратели не успевали считать, - это было в воротах, - чтобы ослабить натиск, употреблены были кулаки. Там же, то есть в Челябинске, случился казус лично со мной, насколько я ни старался на всем пути избегать недоразумений. Там всю партию водят в полицейское управление для выдачи одежды; и вместе с тем «по пути» доктор производит освидетельствование половых членов. Когда черед дошел до меня, я заявил «что здоров, а если это необходимо, то можете исполнить свои обязанности».
Вместе с тем обратил внимание доктора и на то, что в коридоре, в котором это происходило, есть женщины и спущать брюки не совсем удобно. Доктор мой вскипел, привстав, он крикнул на солдат: «Покажите ему, как надо исполнять требования начальства!» Два солдата подошли ко мне, и я уже порешил, что они крепко изобьют меня, но обошлось тем, что солдаты расстегнули пальто и почему-то остановились в выжидательной позе. Доктор вторично крикнул: «Отставить» – и вызвал следующего.
Когда партия отправилась обратно, доктор приказал, чтобы меня в замке посадили в карцер. Но смотритель, долго рассуждая со мною в конторе, не исполнил требования доктора. На второй день вызваны были солдаты из казармы, и меня отвели в тюремную больницу, и тот же доктор, с участием фельдшера, освидетельствовали меня, исполняя все сами. В заключение доктор резко выразил мне: «Это я вам прощаю, а если бы я вчера приказал солдатам, они бы прокололи вас штыками…»
Владимир Филичкин, cheltoday.ru, 09.04.10
http://www.cheltoday.ru/article/?art_id=3805&theme=9&type=12