В ореоле Лунной радуги
Мэтр североамериканской фантастики Гарри Гаррисон[1] (Генри Максвелл Демпси) в интервью, данном перед приездом в Россию, заявил, что научная фантастика умерла:
«- Что, по вашему мнению, сейчас происходит с научной фантастикой?
- Ничего хорошего.
- Мне кажется, что ваше поколение не оставило преемников. Я права?
- Абсолютно. Та научная фантастика, на которой я вырос, умерла»[2].
Прав ли мэтр? И если да, то стоит ли горевать по «умершей»?..
Научная фантастика и фэнтези.
«…Уже хрестоматийным примером стала фраза отца практической космонавтики Сергея Павловича Королева: «Заняться ракетной техникой меня побудило чтение научной фантастики». Такое признание действительно шуткой не назовешь. Лет двадцать назад [написано в 1989-ом, т.е., речь – о конце 60-ых гг. ХХ века] в нашей периодике хотя бы периодически появлялись подобные признания известных деятелей науки и техники. Где всё это сегодня? Сегодня этого нет даже в газетных выпусках, целиком посвящённых вопросам жанра НФ. Почему? Трудно ответить. То ли современное поколение деятелей науки и техники прекратило читать научную фантастику в свои школьные и студенческие годы, то ли в редакциях газет и журналов идёт целенаправленная сепарация поступающих туда признаний, высказываний и пожеланий. Сепарация эта отнюдь не в пользу научной фантастики, но зато конечный продукт сепарации представляет собой весьма калорийное удобрение для той фантастики, которая без прилагательного»[3]
- отечественный писатель-фантаст Сергей Иванович Павлов говорил тогда о «просто» фантастике, каковая на Западе именуется «фэнтези» и засилье каковой теперь уже и в нынешней России беспокоит его и иных писателей, умеющих предвидеть будущее (какое оно, уже наступившее тогдашнее будущее, о коем тревожились – чуть ниже).
«На страницах газет и журналов бесконечно варьируется одна и та же тема: дескать, да, современный читатель обожает фантастику, но не ту, которая научная, а ту, которая о сегодня, о человеке в современном мире, о морально-этических проблемах, о вопросах нравственности, то есть, понимаете ли, ту фантастику, которая не утомляет мозг новейшими концепциями науки («на кой леший они вообще нужны»), которая о человеке, о движении его души, которая за человека и против «синдрома Маугли» в электронных джунглях, которых у нас ещё что-то не видно, но которые того и гляди вырастут, если читатель (особенно молодой) будет читать научную, а не просто хорошую фантастику «человековедческого» направления»[4]
- что ж, почва - почва нашего нынешнего социально-экономического краха - была тщательно подготовлена,– как теми, кто делал сие сознательно и злонамеренно, так и теми, кто, как обычно, руководствовался благими намерениями.
Чем вот руководствовался Борис Натанович Стругацкий, отвечая на вопрос читателя:
«Реальный мир, искажённый одним-единственным фантастическим допущением – вот что такое настоящая добротная фантастика. Реальная провинциальная Англия конца XIX века – только вот Невидимка бродит по округе. Совершенно реальная, до заскорузлости знакомая Москва 1937 года – только вот Сатана объявился на Патриарших прудах. Совершенно реальные, вполне нам понятные и не слишком хорошие люди осваивают дальний Космос – только в контакт они входят с планетой-мозгом... Пока человек интересуется собой и пока работает писательская фантазия, создающая Необычайное, Невероятное, Невозможное,– до тех пор реалистическая фантастика будет процветать. А вот «фантастическая» фантастика, пытающаяся существовать за счет нагромождения выдумки на выдумку... Хотелось бы мне написать «...умрёт естественной смертью», но это было бы неправдой. Она существует потому, что всегда были и всегда будут люди с дурным или просто неразвитым пока литературным вкусом. А значит – существовать ей вечно! Аминь»[5]?
Да теми самыми благими намерениями, надо полагать… Потому, что:
«Научная фантастика трактует проблемы взаимодействия Человека и Вселенной, в самом широком смысле этих понятий. Эти проблемы интересны и важны, хотя, в связи со всеобщим разочарованием в возможностях науки, внимание читательской публики к ним сегодня явно пошло на убыль – в сравнении с началом ХХ века, например. Фэнтези – это современная авторская сказка (в отличие от народной, фольклорной). И НФ, и фэнтези имеют свои блистательные достижения и вершины – «Непобедимый» Лема, «Штамм АНДРОМЕДА» Крайтона, сказки Е.Шварца, «31 июля» Пристли, сам Толкиен, наконец. Но в массе своей обе эти разновидности фантастики представляются мне малоинтересными: НФ – утратила свою изначальную свежесть и своеобычность, а фэнтези превратилась фактически в духовный наркотик – средство уйти из реальной жизни в несуществующие и невозможные миры. Будущее, на мой взгляд, за «реалистической фантастикой», описывающей реальный мир, лишь искажённый фантастическим допущением. Эта литература сочетает в себе остроту сюжета, могучую игру воображения и жёсткое сцепление с реальностью, без которого, по-моему, художественная литература (то есть рассказ о судьбе человека среди людей) не может существовать по определению»[6].
И о ком говорил Иван Антонович Ефремов, судите сами: (фрагмент беседы И. А. Ефремова с коллегой по перу касательно специфики и значения жанра НФ): «Видите ли, надо прежде всего договориться о терминах. Научная (это прилагательное в последнее время стали забывать) фантастика призвана экстраполировать развитие знаний, техники, человеческого общества на неограниченное количество лет в грядущее. Призвана будить воображение молодёжи, готовить её к парадоксальным открытиям современной науки... Теперь же многие используют фантастику как литературный приём для построения сатирических произведений... Я не против юмора, но писатель, прежде всего, должен выдавать новую информацию. Если же он топчется на месте, варьирует без конца одну и ту же расхожую мысль, множит слова, а не идеи, стремится каким-нибудь вывертом ошарашить читателя - это не писатель». (Ефремов, понятно, здесь имеет в виду писателя-фантаста.)[7]
Борис Натанович так отзывается о Ефремове:
«Это был воистину «матёрый человечище» – гигант мысли, великий эрудит, блистательный рассказчик и бесстрашный боец. Он был подлинным лидером фантастики 60-х, пролагателем новых путей и защитником всего нового. Конечно, писателем он был неважным, да он и сам не претендовал особо на это звание – считал себя в первую очередь философом, мечтал писать трактаты и «Диалоги» в манере древних…»[8]
Не буду продолжать цитировать далее его отзыв - о тех, кто относит себя к продолжателям школы Ефремова. Замечу лишь, что Борис Натанович явно несправедлив к ним, так как творчество таковых писателей вполне отвечает обозначенному Иваном Антоновичем призванию.
Судя по множеству текстов и высказываний последних двух десятилетий, Борис Натанович полагает, что наилучшее - из возможных при нынешнем «среднестатистическом» уровне нравственного совершенства человека - общество создано в США. В связи с этим уместно обратить внимание и на следующее:
«А как с этим вопросом обстоят дела в США - в стране, где жанр НФ развивается наиболее интенсивно? А там, оказывается, это не вопрос. Там (в США и в других англоязычных странах) научная фантастика называется... «научной фантастикой» и никаких покушений на прилагательное не происходит. Вот русская транскрипция англоязычных эквивалентов названия жанра НФ: «сайенс фикшн», «сайенс фэнтэзи», «фэнтасайенс». А «просто» фантастика там называется «фэнтэзи», и этим названием характеризуется та литературная фантастика, которой ровным счётом нет никакого дела до научного аспекта достижений современной автору цивилизации. Серьёзная разница!
Если учесть, что США, Канада, Великобритания представляют собой территориальные средоточия наиболее высокой компьютеризации общества, наиболее передовой технологии и наиболее наукоёмких производств, то, может быть, нам стоило бы перенять особенности их отношений к жанру НФ и прекратить попытки вытравить из его названия очень существенное прилагательное? Кстати, период этих попыток удивительно точно совпал с периодом нашего удручающего отставания в области научных открытий, научной прогностики, научно-технических новых идей»[9].
К сему можно добавить: и соответствующие специалисты, и соответствующие технологии всё более своей родиной имеют уже не вышеуказанные страны и народы, а те страны, которые – всё менее обоснованно – именуют «развивающимися», в отличие от «развитых»,- Индию, Китай... Анекдотический пассаж:
«- Что такое североамериканский университет?
- Это место, где русские профессора преподают высшую математику китайцам!»
всё более отражает действительность. Вот вам и результат благонамеренной деятельности тех, кто полагает за настоящую литературу лишь фантастику «реалистическую»!
Причины появления научной фантастики.
Сергей Иванович Павлов поясняет причины появления такого жанра, как научная фантастика:
«Хотя первые научные фантасты появились уже в семнадцатом веке, литературный жанр НФ обрёл популярность лишь в девятнадцатом веке, и то - во второй половине. Именно в эти годы вспыхнула литературная звезда великого Жюля Верна. Великим делает писателя его талант, а популярность жанру обеспечивает спрос. И, как известно, спрос рождает предложение. Так или иначе, но рядом со звездой Верна стали вспыхивать разноцветные звёздочки, а потом зажглась звезда первой величины - звезда Уэллса. В наши дни созвездие научной фантастики на небе земной литературы - одно из самых ярких. [Напомню,- написано в 1989-ом. С тех пор созвездие НФ затянули облака невежества и умышленной лжи.] В связи с этим любопытно было бы задаться вопросом: а собственно, почему жанр НФ обрел спирально развивающуюся популярность лишь за последние сто с небольшим лет? Ведь и техника и наука достаточно прочно определились еще в средневековых торгово-ремесленных и университетских городах. Даже античность была увенчана какими-то техническими и научными достижениями. В чём же дело, почему ни писатели средневековья, ни писатели древнего мира, несмотря на свой очень высокий профессиональный уровень, не создали ничего похожего на жанр научной фантастики? Да, конечно, религиозный дурман, мировоззренческий хаос, узость космогонических представлений, чрезвычайная хилость зачатков системного мышления - всё так. Но, с другой стороны, здание цивилизации и в те времена имело впечатляющие размеры: общественная мораль совершенствовалась, интеллект развивался, искусство рождало такие шедевры, которыми мы восхищаемся по сей день и которыми будут ещё восхищаться наши потомки (а может быть - и представители инозвёздных миров). По какой же причине деятели искусства тех времен не заинтересовались новыми представлениями о грядущем?
…Сдаётся мне, что литературы новых представлений о грядущем … в античные времена и в средневековье не было потому, что у людей того времени не было грядущего как философской категории мировосприятия. В этом смысле у них было прошлое и настоящее, а вот грядущего как новой, отличной от настоящего, качественно иной будущности их потомков, по-видимому, не было, - мир был для них достаточно статичным, чтобы не иметь причин интересоваться возможными изменениями образа жизни общества в будущем. Они всерьёз полагали (и не без основания), что их потомки будут жить точно так же, как сами они живут в настоящем, поэтому будущее не сулило им ничего особенно уж загадочного. Десятки поколений людей жили в одном и том же ритме жизни, пользовались одними и теми же орудиями труда, имели дело с одними и теми же религиозными догмами, опирались на одну и ту же мировоззренческую систему. Однажды заведённый, как часовой механизм, ритм бытового уклада нарушался тоже довольно однообразно: сменой правителей, актами милитаристского насилия, стихийными бедствиями, в эпоху городов - пандемиями. После этого всё возвращалось на круги своя. Об этом свидетельствуют практически все литературные памятники античности и средневековья. … Время шло, века сменяли друг друга, а изменения в текущей размеренно жизни были столь незначительны, что поколения людей сменялись чаще, чем менялось лицо привычного им мира.
…Литература новых представлений о грядущем, совершенно очевидно, могла возникнуть только в эпоху достаточно существенных изменений облика мира за время жизни одного лишь поколения людей. Естественно, мера достаточности такого рода изменений чётко коррелируется с образовательно-культурным уровнем различных слоёв населения. Даже в середине прошлого века она была чрезвычайно неодинакова для, скажем, полуграмотного российского крестьянина, с одной стороны, и, с другой - для писателя В. Ф. Одоевского, раньше Ж. Верна ощутившего потребность приступить к созданию научно-фантастического романа (этот роман под названием «4338-й год», к сожалению, не был окончен). Высокообразованному, проницательному и хорошо информированному человеку, бесспорно, было легче уловить биение пульса нового времени (этим же, кстати, объясняется феномен еще более ранних, «дожюльверновских» научных фантастов - Т. Кампанеллы, И. Кеплера и др.). Но с каждым годом темп изменений привычного облика повседневности нарастал буквально по экспоненте: уже сын потревоженного нами для сравнения сельскохозяйственного персонажа располагал информацией о железной дороге, паровозах, локомобилях, телеграфе, пароходах и, главное, - о машиностроительных заводах. А внук? Внуку пришлось иметь дело с автомобилями, тракторами, аэропланами, кинематографом, беспроволочным телеграфом, а во время службы на флоте - со сложнейшими механизмами, электромашинами и механоавтоматикой броненосцев и подводных лодок. Техника в союзе с наукой обеспечила условия полной победы крупной машинной индустрии, попутно обострив социальные противоречия до детонации. Отполыхали войны и революции, и вот уже миллионоградусные термоядерные вспышки высветили длинный ряд глобальных неурядиц, взревели двигатели космических кораблей, ноосфера Вернадского содрогнулась от опережающих друг друга взрывов - демографического, экологического, информационного... Казалось, грядущее опережает сроки своего прихода, волны его вдруг обрели способность захлестывать настоящее. Для сравнения: в первой четверти прошлого века часовых дел мастерами были созданы первые в мире миниатюрные часы для ношения на руке (заказ жены Наполеона I Марии-Луизы), а в последней четверти нашего века автоматическая межпланетная станция прислала нам из космических далей чёткие фотографии планеты Уран и его загадочных спутников! Со дня создания первых наручных часов до момента высадки людей на поверхность Луны прошло всего полтора столетия! За каких-нибудь три десятка лет человеческий разум создал себе в помощь разветвлённую систему усилителей интеллекта - комплексы электронно-вычислительной техники, - и сейчас ни у кого не осталось сомнений, что овладевать стремительно меняющимися ситуациями в современном мире будет способно только общество высокой компьютерной компетенции. Жанр НФ психологически готовит людей, кстати, и к этому.
…Выводы. Научно-технический прогресс, очень бурно преобразующий ноосферу планеты, всего за двести последних лет многотысячелетней истории цивилизации сместил рычаг глобальных усилий человечества в область весьма напряжённых (продиктованных экономической и военной необходимостью) повседневных забот о быстром совершенствовании технологии и тем самым возбудил интерес к ожидаемым результатам. Другими словами, быстрота научно-технического прогресса породила понятие о грядущем через понятие о настоящем как о строительной площадке грядущего. В этой связи жанр научной фантастики суть литературно-художественный источник новых представлений о грядущем. Ни один другой жанр художественной литературы новыми представлениями о грядущем специально не занимается (в том числе и «фэнтэзи»), поскольку их арена художнической деятельности – настоящее»[10].
Три кита.
Творчество Сергея Ивановича зиждется,- говоря символически, на трёх китах (когда-то в древности на этой троице надёжно и незыблемо покоилась Земля), посвящено трём Космосам – космосу Человеческому, космосу Океаническому и космосу Внеземелья[11].
Первый космос, космос человеческий, скрыт от повседневности. Его присутствие трудно угадать за внешней сферой так же, как не виден привычный нам космос за голубым покровом земной атмосферы. Единственное свидетельство его существования – неизменный поток света и тепла, подобный солнечному излучению, рассеянному в безоблачном небе.
Но время от времени, подобно грозным и загадочным небесным явлениям, блеснёт вспышка духовного подвига, высоконравственной самоотверженности… время от времени выявятся скрытые возможности человека…и тогда одиночки сдвигают горы, а сообщества изменяют неумолимый ход самого времени…
Специалисты, исследующие головной мозг человека, приходят к выводу, что только малая часть, порядка пяти процентов, ресурсов мозга задействована в обыденной жизни. То же самое справедливо и по отношению к физическим возможностям, и к возможностям психики…
Космос человеческий – слепок с космоса океанического. Нашу планету логичнее было бы называть не Землёю, а Океаном - … семьдесят один процент её поверхности составляют океаны, моря, реки, озёра… Всё живое на планете обязано своею жизнью воде, её пластичным многообразным кристаллам. И так же космос океанический скрыт поверхностью,- то голубой, то синей, то бирюзовой, то ультрамариновой, то почти чёрной… то ровной, как зеркало, то покрытой лёгкой рябью, то волнующейся мириадами колыбелей, то вздымающейся огромными валами и сокрушительными горами цунами…В глубине же – тишина и покой, словно душевное равновесие праведника… в глубине – невиданные и немыслимые неисчислимые сокровища подводного мира, будто духовные сокровища мудреца.
К сожалению, несмотря на многочисленные достижения человеческой науки и техники, океанический космос всё так же недоступен и загадочен, так же далёк, как и третий космос, космос Внеземелья. Впрочем, до поры сие хорошо, потому как доросли мы пока только до того, чтобы употреблять зеркало вод мировых в качестве опоры для передвижения, не говоря уж о неком «резервуаре для отходов»…
Третий космос, а если быть точнее, то космос Первый – космос Внеземелья. Сей космос есть прародитель и второго, и третьего. И океан, и человек, по правилу подобия, будто капля воды, отражают и несут в себе свойства Отца. Ещё древние знали, что проявлен сей космос лишь на малую толику, и согласно современным научным представлениям, видимое – так называемое барионное - вещество Вселенной составляет порядка пяти процентов от всей её предполагаемой массы. Основную же часть составляет некая Тёмная материя, невидимое Нечто, непроявленный Мир. Ещё ведические системы знаний различали Шакти – наш, «светлый», мир и Тамас, «антимир», каковую концепцию разделял и Иван Антонович Ефремов в «Часе Быка».
Человеку сей бездонный Кладезь является ночью в виде мириад звёзд, сияющих на непроницаемом чёрном бархате. Лишь недавно сыны человеческие смогли сделать первый шаг к звёздам, выйти во Внеземелье… бескрайний мир, необъятные просторы, открывающиеся для человечества, сумевшего преодолеть своё полумладенческое-полуживотное состояние.
«…И небо поделилось с океаном синевой –
Две синевы у горизонта скрещены…
Взята вершина – клотики вонзились в небеса!
С небес на землю – только на мгновение:
Едва закончив рейс, мы поднимаем паруса –
И снова начинаем восхождение…
Служение стихиям не терпит суеты,
К двум полюсам ведёт меридиан.
Благословенны вечные хребты,
Благословен Великий океан!»[12]
Как говаривал Владимир Семёнович Высоцкий,- я актёр театра и кино, а песни - моё хобби… так и Сергей Иванович не начинал, так сказать, с «профессионального» литераторства, по профессии он – геофизик.
«В 57-м году прошлого века я увлечённо занимался геофизическими исследованиями, напрямую связанными с нуждами «оборонки»… С той поры миновало полвека, а мне всё ещё трудно смириться с мыслью, что если узбеки надумают обзавестись собственным ядерным оружием, в этом будет и доля моей невольной вины. Пока, слава Богу, там всё в пределах строительства мирных АЭС...»[13]. География экспедиций Павлова - Сибирь, Средняя Азия, Арктика. «…моя работа была связана в основном с поисками «элемента №1», то есть - с поисками урана. Позже – с производственными комплексами, где ковалось наше ядерное оружие. Томск, Красноярск...»[14]
Тем и велик, и незауряден человек, что не сужает свои горизонты до «узкой специализации», каковой страдают многие так называемые «гуманитарии» и «технари», ни уха ни рыла не понимающие, а главное – и не желающие понимать ни в технико-технологической сфере, без каковой жизнь современной цивилизации невозможна, ни в пресловутой «гуманитарии»,- а говоря по-русски - в человеческих и общественных отношениях (о важности коих и толковать нечего), соответственно.
Потому-то и сумели внести заметный вклад и в отечественную, и в мировую – необходимую всем землянам – культуру такие наши соотечественники, как Ломоносов, Циолковский, Вернадский, что были они «широкими специалистами», т.е., полагали своей обязанностью иметь собственное мировоззрение, совершенствовать миропонимание. «Широкому» человеку трудно заблудиться, т.е., перестать понимать окружающее, начать действовать ошибочно,- так же, как невозможно заблудиться человеку, идущему по дороге, ярко освещённой множеством светильников (светильников научного знания),– в сравнении с путником, бредущим по тёмному лесу с фонариком в руках.
Градус широты.
Человека широкого всегда удручает узость окружающих, их зацикленность на личных и бытовых проблемах. Тем более, что сия обуженность – чем далее, тем бОльшими опасностями чревата для общего нашего будущего.
Вот характерный пример, описанный Сергеем Ивановичем:
«Хотелось испробовать свои силы в довольно специфическом разделе журналистики – сегодня принято его называть футурологией или прогностикой.
Первый свой очерк я посвятил вопросам освоения человечеством «противоземного» полушария Луны и двух либрационных точек в системе Земля – Луна. Уже тогда меня тревожило понимание того, что Земля как первородина человечества уже исчерпала свой природный антропогенный ресурс и теперь человечеству предстоит самому позаботиться о немедленном переходе от моноглобальной стадии собственного существования к полиглобальной – иначе ему не выжить.
Меня всерьёз удивляло то обстоятельство, что пророческие слова философа-космиста К.Э.Циолковского «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели», похоже, никого по-настоящему не трогали. Некоторые люди знали о них понаслышке, но не принимали в расчёт как задачу сегодняшнего дня. В сознании этих людей (почти современников Циолковского!) космос, как и в пору средневековья, был наглухо отделён от человеческой повседневности неодолимой небесной твердью.
Единственно доступным для меня, как мне тогда казалось, способом побудить закоснелых в «бытовухе» людей хотя бы мельком ознакомиться с нешуточной для их потомков проблемой было бы создание серии очерков «в тему». Идея «Противоземного полушария» мне лично виделась настолько актуальной, что я немедленно отправил очерк почтой… в ближайший районный город… Ни публикации, ни хотя бы официального ответа я не дождался.
Я полистал доступные мне подшивки газет, оценивая их основную тематику. Сделал вывод: о своём первом очерке я могу совершенно спокойно забыть, ибо он «сработан» на большое опережение. На недопустимо большое. Я ввёл поправку и выбрал для второго очерка тему, более доступную для среднестатистического читателя. Знакомить такого читателя с идеей освоения Приземелья надо было весьма ненавязчиво – начиная с азбучных истин.
Второй мой очерк был посвящён уже тогда витавшей в воздухе идее запуска искусственных спутников Земли на околоземные орбиты. Развивая идею, я деловито объяснил, зачем, собственно, такие запуски необходимы. Кульминацией очерка служила твёрдая уверенность автора: первые запуски ИСЗ состоятся если и не в этом (1957-м) году, то в следующем – обязательно. О реальных космоперспективах того времени я знал, пожалуй, даже чуть больше, чем самый осведомлённый журналист, ибо часто встречался со своим школьным товарищем, однокашником Виталием Севастьяновым. (Трудный путь в космос дважды герой В.И.Севастьянов начинал инженером в составе группы разработчиков первых отечественных ИСЗ…)»[15].
Новый очерк был оставлен в редакции одной из ташкентских газет республиканского значения, а автор поехал в отпуск к родителям в Сочи, где обычно происходили встречи с Севастьяновым. Но на сей раз встреча не состоялась – по неизвестным причинам отпуск Виталия Ивановича был отложен…
«Великое Внеземелье! – подумалось мне. – Неужели наш мир уже сегодня стоит на пороге Космической Эры?!..».
В Ташкент я вернулся с крыльями за спиной. Но письменный ответ, который я получил из осчастливленной мной, как я полагал, солидной газеты, был подобен ушату ледяной воды. Строки рецензии прыгали у меня перед глазами: «неоправданно экспрессивный стиль»... «очерковая фантасмагория»... «автор с воспалённым воображением»!.. Рецензента особенно раздражала «склонность автора к пророческой тональности». В финальном абзаце рецензент не удержался от антипрогноза. Прошло полвека, но я ещё помню центральную мысль антипрогноза почти дословно: «А долгожданное реальное, невыдуманное Рождество Космической Эры, которое автор готов провозгласить уже в этом году, человечество будет праздновать, очевидно, только в следующем веке».
Ну, разумеется. Газета просто обязана защитить ранимые читательские мозги от фантасмагорических инсинуаций всяких там лжеочеркистов.
Самое ужасное – защитный сей документ был подписан заведующим редакционным отделом науки и техники. Это было хуже, чем приговор. Это был окончательный диагноз, который пересмотру не подлежит.
Поддавшись минутной слабости в состоянии ошеломительного разочарования, я разорвал историю своей журналистской болезни, клочки сбросил в урну, откуда вился смрадный дымок догорающих окурков. И со временем, конечно, забыл бы об этом. Но буквально через неделю (4-го октября 1957 года) на околоземной орбите запел наш знаменитый «Бип-Бип», и весь мир, празднуя Рождество Космической Эры, повторял русское слово «спутник»! Свершилось!..
Как неудачливый волонтёр я с чистой совестью и незапятнанной репутацией мысленно покинул армию уважаемых мной журналистов и без колебаний мысленно примкнул к отряду особого литературного фантназначения. По счастливому совпадению мне повезло в тот же год – первый год Космической Эры – наблюдать в дивную ночь полнолуния в горах Нуратау лунную радугу. Необычное и до жути красивое метеозрелище!..[16] Двадцать лет спустя я позволил себе использовать узаконенное наименование этого очень редкого природного явления в качестве названия для своего космического фантромана. Теперь любители фантастики считают роман «Лунная радуга» моим лучшим литературным произведением. Я не возражаю. На сегодняшний день. В будущем, правда, ещё надеюсь читателям кое-что предложить»[17].
Школа Ефремова.
Первую известность писателю принесла повесть «Акванавты» (переизданная затем под названием «Океанавты»). Эту повесть заметил Иван Антонович Ефремов и порекомендовал её к публикации в издательстве «Молодая гвардия».
Чувство благодарности – прекрасное человеческое чувство. Вдвойне оно прекрасно тогда, когда чувство едино с разумом, когда благодарность сия выражается в следовании тем же трудным путём, будучи основана на общем Деле, деле всей жизни. (Иван Антонович ушёл из жизни спустя четыре года после публикации «Акванавтов»… в этом же году Сергей Павлов уходит из геологии и поступает на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве.) Сергей Иванович, как и многие наши писатели, мыслители, соотечественники, понимал огромную значимость трудов Ефремова, так отозвавшись о его деятельности:
«…до последних дней своих был полон деятельного жизнелюбия, высоких человеческих страстей, научных идей и художнических замыслов, этот крупнейший писатель-фантаст нашего времени, гуманист, ученый, романтик»[18].
В мае нынешнего года исполнилось двадцать лет Всесоюзному творческому объединению молодых (теперь уже - известных, маститых и... далеко не молодых), писателей-фантастов, назвавших себя «Школой Ефремова», председателем коего был Сергей Павлов.
«…считая Ивана Антоновича Ефремова «великаном, поднявшим на своих богатырских плечах всю современную научную фантастику мира» сквозь всё своё творчество в дальнейшем пронёс приверженность его «школе»: «В творческом отношении я считаю себя участником прогрессивного литературного движения, известного под названием «Школа Ефремова». Таким образом, как и сам Иван Ефремов, я вправе считать себя врагом безнравственности и регресса, ощущаю свою ответственность за планету Земля и окружающее её Внеземелье»[19].
По инициативе Сергея Ивановича был учреждён приз «Кубок Андромеды». Вручение его состоялось, увы, всего единожды - в августе 1987 года фантасту и издателю Юрию Медведеву… Объявленная перестройка закончилась перестрелкой, было не до фантастики – действительность обернулась изощрённейшей антиутопией.
Самым серьёзным вкладом Сергея Ивановича в отечественную и мировую фантастику явился цикл «Лунная радуга»: романы «По чёрному следу», «Мягкие зеркала», «Волшебный локон Ампары» (первая книга коего вышла в последний год существования Союза Советских Социалистических Республик, а вторая – спустя шесть лет, в 1997-ом).
«Далее Павлова увлекает палеолингвистика - им был найден и предложен лингвистам метод реконструкции археоморф, позволяющий выявить изначальный смысл многочисленных древних названий и имен, а также современных слов и понятий. Первые свои наработки в этой области Сергей Павлов публикует в книге «Москва и железная «мощь» Святослава. О происхождении названия Москва» (1999), потом далее развивает в книге «Богу - парус, кесарю - флот: опыт палеолингвистики» (2002).
В 2005 году Сергей Павлов вновь возвращается в фантастику и приступает к работе над произведением под рабочим названием «Белый всадник», место которому, по словам автора, между «Лунной радугой» и «Волшебным локоном Ампары»...[20]
Нет, вероятно, необходимости пересказывать своими словами «краткое содержание» упомянутых произведений – лучше знакомиться с содержанием, так сказать, в оригинале. Но что необходимо отметить, так это характерное совпадение мнений читателей (каковое совпадение – явление не столь уж частое; чаще, пожалуй, одно и то же произведение вызывает едва ли не диаметрально противоположные оценки). Выразил сие мнение лётчик-космонавт СССР и России Виталий Севастьянов:
«Павлов обладает редким для писателей-фантастов даром очень реалистически изображать фантастические ситуации. Фантастические миры, живописно смоделированные на страницах произведений Сергея Павлова, всегда плотно населены, осязаемы, зримы». Сергей Иванович, вторя ему, сказал как-то о себе: «Я космонавт, который не летал», а о направленности своего творчества так: «По большому счету, всё мое художественное письмо (за исключением разве что «Акванавтов» и «Ангелов моря») составляет единый цикл под названием «Внеземелье». В этом очень важном для меня цикле я как художник-футуролог или, если угодно, футуролог-мыслитель пытаюсь, и буду продолжать пытаться побуждать современных землян всё-таки шире использовать своё древнее преимущество перед животным миром – способность трезво обдумывать будущность человеческого бытия, увереннее размышлять о Грядущем»[21].
Табу и его следствия.
Так что же в настоящее время следует, прежде всего, тщательно и трезво обдумывать, что более всего тревожит нашего отечественного мыслителя (и, конечно же, других трезвомыслящих наших современников)?
Разумеется, системный глобальный кризис (прошу прощения за термин, набивший уже, полагаю, оскомину – в силу многократного и многовариантного повторения, и отсутствия необходимых согласованных и масштабных действий).
Одной из важнейших сторон сего кризиса является явная смена населения земного шара – происходит вытеснение «белой» части человечества, которая тает подобно снегу:
«…самые тяжкие последствия для планеты в целом принесёт в конце нашего века тотальная смена населения в Северном полушарии. Начиная от сорок третьего градуса северной широты и выше. Белорасовое население будет просто затоплено и смыто в небытие оранжеворасовыми и желторасовыми миграционными волнами. Естественно, это резко снизит интеллектуальный потенциал планеты. На два-три порядка. И к началу следующего века вполне может образоваться нечто вроде невиданного по масштабам средневековоподобного халифата. И всё это, скорее всего, будет сопровождаться жёстким соперничеством между встречными потоками желторасового и оранжеворасового новопоселенческого половодья. В итоге - на планете станут доминировать монголоиды»[22].
Но, как и ранее упомянутый, оказавшийся пророческим, прогноз, сие предвидение-предостережение встречает мало понимания. Особенно опасно то, что дефицит такового понимания налицо среди власть предержащих. Хотя, даже «простые» - т.е., не наделённые властными полномочиями, жёстко обязывающими к пониманию происходящего, люди выражают своё недоумение и негодование. Вот мнение по этому поводу одного из давних, ещё советской поры, читателей и единомышленников Павлова, Ивана Владимировича Корнилова:
«Неизбежность слияния рас и неизбежность слияния народов - один и тот же миф, вытекающий из невежества в расовых и этнических вопросах - невежества, повсеместно насаждаемого[23]: тех, кто что-то понимает в различиях (кроме чисто внешних, несущественных для хода истории) между народами и тем более расами, записывают в расисты и мракобесы. На деле же этой неизбежности просто нет, есть преодолимая тенденция».
Так в чём же заключается столь табуированный расовый вопрос и в чём, по мысли Сергея Ивановича, благополучный на него ответ?
Дело в том, что до сих пор нет, и в обозримом будущем, к сожалению, не предвидится – слишком велик груз накопленных противоречий, обид, проблем, да и сам вопрос крайне сложен и неоднозначен…- общепринятой теории расогенеза. В свою очередь, предложу простейшую схему: можно, хотя не стоит сие возводить в абсолютный принцип, увязать процесс расогенеза с процессом «просветления»[24]. Каковое «просветление» имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Соответственно,- духовный рост, а вернее – своеобразное расширение диапазона возможных личностных качеств - от величайшей добродетели до величайшего злодейства и соответствующих свойств и возможностей возникающих сообществ, и рост способности к адаптации, безусловно связанный с периодическими климатическими изменениями (возможность жить в более холодных регионах вследствие увеличения приспосабливаемости к различным условиям,- опять же, увеличение «диапазона» качеств).
Характерно то, что совершенство культуры - т.е., наличие широкого спектра достижений, как социально-политических, так и технико-технологических - тем выше, чем светлее – в самом прямом смысле слова - раса. Как минимум, налицо расовый прогресс способности к общежитию, без каковой соответствующие достижения не были бы возможны[25]. В т.ч., нарастающая «высокоширотность» - чем суровее климатические и вообще, внешние, условия, тем слаженнее должна быть деятельность человеческих сообществ, построенная на всё более многоплановых критериях внутренней иерархии.
Касательно иерархичности, ещё отмечу: первый этап развития человеческих сообществ характеризовался соперничеством силы и интеллекта. В русском языке интеллект можно понимать и как ум, и как разум; ум может быть и недобрым, разрушительным, разум же всегда созидатель и находится в ладу с совестью. Новая иерархия строится именно на разуме,- интеллекте, неизменно руководствующемся совестью. Или, в более однозначно толкуемой терминологии, нарастает преобладание людей и их сообществ, наделённых высочайшего уровня и качества обратной связью с окружающим миром…
Вернёмся вновь к предсказываемым С.И.Павловым результатам вытеснения «белых»:
«…города так уж сразу, конечно, не опустеют – этажи высотных домов какое-то время ещё будут заняты многочисленными представителями жёлтой и оранжевой рас. Пока не остановятся лифты. Но повсеместно опустеют академии, университеты, научно-исследовательские центры, проектные институты, конструкторские бюро... Словом, будут свёрнуты и погибнут практически все философские, исследовательские и научно-технические направления, созданные тысячелетними наработками северополушарных гениев, классных специалистов-европеоидов, рождённых белорасовой этносредой и воспитанных европейской культурой. Ведь современная цивилизация совершенно справедливо именуется техногенной. А это такая цивилизация, жизнеспособность которой обеспечивается интенсивным научным поиском и ни на секунду не ослабевающей мощью технического прогресса в условиях достаточно прочной культуры человеческого общежития. … И чемпионами в деле создания техногенной цивилизации бесспорно являются европеоидные этногруппы северополушарного населения.
Алексей Калугин: - …можно расширить категорию расового чемпионства. Монголоидная раса – чемпион трудолюбия в сферах ремесленничества и сельскохозяйственного производства. Вдобавок она, благодаря своему коллективному трудолюбию, чемпион по внедрению у себя научно-технических идей, наработанных европеоидами. Негроидная раса – чемпион по экзотическому артистизму...
Сергей Павлов: - Это всё?.. Должно быть, поэтому абсолютное большинство нобелевских лауреатов – европеоиды. Что ж, остаётся добавить про чемпионство оранжевой расы. Она – безусловный чемпион по торговым делам, абсолютный чемпион по мятежам, восстаниям, революциям. Её стихия – карнавалы, футбольные страсти, вооружённые конфликты, религиозный фанатизм. Ну и, естественно, организация беспорядков внутри покровительствующих им государств. Оранжеворасовые мигранты, которых европейцы легализуют в своих странах, зачастую начинают зарабатывать себе на жизнь совершенно не цивилизованными, опасными для общества способами. От нужды и безысходности?
Алексей Калугин: - Если бы!.. В странах Европы оранжеворасовые граждане и даже мигранты с видом на жительство обеспечены гораздо лучше, чем большинство россиян, граждан самой богатой страны мира. Но повышать свою квалификацию в сфере общественно-полезных профессий они не могут или не склонны. Разрушают технику, громят и жгут учебные заведения, в которых они не могут или не хотят учиться... Вот так представители оранжевой расы, пришедшие на смену автохтонного населения, выглядят в глазах среднестатистического европеоида. Ну что тут поделаешь – это одновременно и вина их и беда...
Сергей Павлов: - Абсолютно верное замечание. Лишь высокообразованный европеоид, достаточно хорошо знакомый с расогенезом и этноисторией, может понять, что это не столько их вина, сколько их беда. Беда, которая уходит корнями в прошлое. Но эта их беда-вина становится одной из главных причин быстро зреющих катастроф для белорасового населения ряда стран Северного полушария. Мигранты негроидной, монголоидной и оранжевой рас уже сейчас наполовину сменили европеоидное население Франции, Сербии, США[26], Канады, Австралии. Катастрофы подобного рода в историческом прошлом сгубили белорасовые государства Средиземноморья, Малой Азии, Южной Европы. «Ползучая» смена населения загнала в тупик тысячелетней стагнации древние и античные центры высокоразвитых культур – Шумер, Египет, Ливию, Персию, Элладу, Рим, а позже и культурного лидера средневековой эпохи – блистательную Византию[27]. Всё это полезно помнить и учитывать»[28].
А ещё, при рассмотрении процессов расового развития, совершенствования человеческих сообществ, обязательно необходимо учитывать следующее: небольшая часть представителей «оранжевой» расы достигла, вследствие некоторых локально-культурных особенностей, положения своеобразного глобального социо-политического паразита (здесь будет уместно напомнить: глобальный исторический процесс издревле пытались, и небезуспешно, контролировать; одним из орудий такового контроля является и упомянутое сообщество[29]). Сей фактор вносит заметные искажения в динамику совершенствования. В частности, существующие в настоящее время объективные предпосылки для создания «союза ядерного полумиллиарда» (т.е., стратегического союза стран, обладающих крупным ядерным потенциалом,- России и Соединённых Штатов Америки), каковой стал бы гарантом сохранения земной биосферы и дальнейшего развития человечества, надёжно остановив гонку вооружений и контролируя демографические «цунами», старательно замалчиваемы и уничтожаемы, подменяемы инфернальным проектом «золотого миллиарда»[30].
Нельзя, разумеется, чрезмерно упрощать ситуацию: к примеру, часть представителей упомянутой общности приняла и принимает активнейшее участие в создании этих самых предпосылок, занимаясь научными исследованиями. (Правда, и в этом случае слишком часто основополагающим для подобных исследователей является принцип «наука вне морали», учёный же вне морали – опаснейшее чудовище[31].) Однако, их усилия до сих пор нейтрализованы теми их сородичами, кто предполагает перспективой человечества не всеобщее мирное совершенствование в сотрудничестве, а войну всех против всех и базирующееся на ней собственное господство над воюющими. Толкая, тем самым, человечество в пучину хаоса,- значительно более опасного, в силу возросшего потенциала разрушения, нежели все предыдущие смуты.
Весьма образно затронут сей аспект в романе цикла «Лунная радуга» - «Волшебный локон Ампары»:
«…маски с пейсмейкерского нуклеуса сняты публично. Перед всем миром открылась позорная и зловещая правда. Для ордена это — моральная катастрофа, Кирилл.
— Моральную катастрофу орден, я думаю, переживёт.
— Кто знает… Для герметизированных сообществ такое не проходит бесследно. В каждом из них действуют свои законы зарождения, развития, разложения, гибели.
— Полагаешь, орден обречён?
— Лично мне этого никак не хотелось бы. — Иван Николаевич помрачнел, нахмурился. — В составе ордена есть ведь и настоящие, глубокие философы… Что ж, отныне решать пейсмейкерские проблемы им — настоящим»[32].
Речь идёт о сообществе людей, открывших «солитон возвратного времени», говоря другими словами,- проникновение грядущего в настоящее и даже прошлое, заметивших увеличение частотности социального времени[33], укорочение причинно-следственных цепочек и т.д.[34] (Носителями справедливого воздаяния в произведении выступают грагалы, граждане Галактики – потомки землян, обретших необычные качества вследствие внешних, космических, воздействий и покинувших Землю, живущие в иной звёздной системе. Однако, верхушка иерархии ордена пейсмейкеров воспротивилась дальнейшему совершенствованию человечества ради удержания оного под своим контролем… каков был результат?.. читайте роман!..)
Итак,– Внеземелье!
Сценаристика мирного развития человечества и, прежде всего, его «белой» части, своей неотъемлемой составляющей имеет тесное и равноправное – на основе признания равноценности[35] западноевропейской/романо-германской и русской традиций - культурное, политическое, технико-технологическое сотрудничество «белых» европеоидов. Взаимоувязанный с таковым сотрудничеством процесс освоения ближнего Внеземелья (планет и лун Солнечной системы) в качестве плацдарма для создания полиглобальной человеческой и сверхчеловеческой культуры, последующего выхода представителей этой культуры во Внеземелье Дальнее, создание культуры полиастральной...
«…Наша цивилизация, пока она ещё не обессилела совсем, должна успеть за полтора-два столетия создать опорные космические пункты. Сперва хотя бы в Приземелье. Я имею в виду жилые космоплатформы, лунные опорные базы, энергонакопители, промцентры, достаточно комфортные жилые комплексы типа циркополисов и, конечно же, циркофермы. Далее на очереди – крупные орбитально-лунные эмпории и космоверфи для подготовки колонизации Марса. Контактная разведка Марса – это само собой. За то же время надо успеть продумать и просчитать стратегию предстоящей в недалеком уже будущем колонизации системы Юпитера.
Алексей Калугин: - За полтора-два столетия!..
Сергей Павлов: - Увы, не более того. Захотим выжить – придётся спешить.
Алексей Калугин: - Но почему сроки создания стационарных космопоселений должны быть сжаты буквально до детонации?
Сергей Павлов: - К середине нашего века уже убийственно чётко обозначится предел всех основных по нынешним временам ресурсов планетарного жизнеобеспечения. Это повлечет за собой болезненные для земной цивилизации перемены политических, социальных, этнических ориентиров»[36].
«Уйти, чтобы вернуться» – с дарами истинного прогресса, действительного совершенствования,– освоение Внеземелья требует качественно новых способностей, методов, других людей и иных форм их сообществ (опять же,- появление таковых - взаимоувязанные и взаимопорождающие процессы).
При этом, несомненно, «лицам, принимающим решения» - политические решения, следует позаботиться о безотлагательных мерах против лавинной ассимиляции «белых» «чёрными» и «жёлтыми», каковые меры должны сочетаться с широким межрасовым культурным сотрудничеством, непрерывным политическим диалогом (точнее – полилогом), опять-таки, ведущимся с позиций равноправия, учитывающего особенности и отличия участников…
«…Всем нам давно пора бы понять: изучение расовых особенностей с целью получить объективное знание для выработки взвешенных гуманитарных решений – это не расизм, а нечто совсем противоположное. Расовый редуктивизм, если угодно. В условиях прогрессирующей смены населения в Северном полушарии расовый редуктивизм должен быть понят правильно. Причём не только представителями белой расы. Он должен быть понят и принят как руководство к действию также и здравомыслящими представителями чёрной, жёлтой, оранжевой рас. Ведь и с их стороны надо ожидать посильного участия в выработке гуманитарных решений. Во имя спасения техногенной цивилизации. Хотя бы даже пока в её внеземельно-космократическом варианте. Спасенная любым способом – с учётом, конечно, гуманитарных решений – она послужит гарантией безбедного существования и тех, кто обоснуется во Внеземелье, и тех, кто останется на Земле. При ином подходе к этой проблеме «закоренелые» земляне рискуют вернуться в технологическое состояние аккадо-эламского или – хуже того – бедуино-туарегского качества.
Алексей Калугин: - Значит, основные задачи расового редуктивизма в чем? Во-первых, побудить всех мировых лидеров – независимо от их расовой принадлежности – немедленно разобраться в расовой обстановке во всём мире. По преимуществу – в этнорасовой обстановке на собственных территориях. Во-вторых, собрать и изучить итоги этого общемирового исследования в каком-нибудь избранном центре. Кстати, где?.. В перенаселённых апартаментах ООН?
Сергей Павлов: - Можно и в ООН. Но лучшим местом для накопления, изучения и обсуждения собранных фактов мне представляется всё же МАДЕНМ-IASUPW – Международная академия духовного единства народов мира. Её предложения и рекомендации по сохранению расового равновесия на планете будут для мировых правительств наиболее значимы и весомы.
Алексей Калугин: - Тоже верно. Кому как не Международной академии духовного единства народов мира контролировать и обогащать развитие идей расового редуктивизма... Справедливость её рекомендаций не будет вызывать сомнений у представителей других рас. Пожалуй, это обстоятельство действительно поможет продлить срок земного существования белой расы ещё на два века. До того самого момента, когда спасатели техногенной цивилизации успеют создать надёжные космоплацдармы для размещения основной эвакуационной волны подготовленных к жизни во Внеземелье переселенцев. Только вот как убедить человечество в реальности спасения техногенной цивилизации таким экзотическим способом...
Сергей Павлов: - На поиски менее экзотических способов у человечества уже просто нет времени. Остаётся лишь такой вот «авральный» способ спасения. Только выход во Внеземелье. Оно позволит интеллектуальной элите планеты избежать полного вымирания и создать внеземные лакуны для выживания техногенной цивилизации на новом уровне – полиглобальном. Если выход во Внеземелье не успеют осуществить европеоидные этногруппы, то велик риск, что этого уже не сделает никто никогда... Наверное, экзотика космической стратегии в делах спасения техногенной цивилизации будет смущать многих. Как смущало людей в пятнадцатом веке «безумное» решение Колумба плыть в Индию не на восток, по примеру португальских капитанов, а прямо в противоположном направлении – на запад. В конце концов, в выигрыше оказались не те, кто смущался»[37].
Угрозы и опасность - это вовсе не повод опускать руки и предаваться унынию. Наоборот, сие есть неизбежное очередное испытание духовных и волевых качеств лучших представителей человечества. И, несмотря на все препятствия и проблемы, невзирая на периодические откаты назад, в прошлое, рецидивы нечеловеческого в человеке, совершенствование человека и всего человечества неостановимо.
[1] Член Британской научно-фантастической ассоциации, основатель и президент «Всемирной НФ» — международной организации, объединяющей профессионалов жанра, вице-президент общества «Американские писатели научно-фантастического жанра» (1968—1969), почётный патрон Всемирной ассоциации эсперанто и прочая, прочая.
[2] http://www.izvestia.ru/culture/article3116094
[3] С.И.Павлов, «Пора договориться о терминах», http://moonrainbow2.narod.ru/archy/article01.rar
[4] С.И.Павлов, «Пора договориться о терминах», http://moonrainbow2.narod.ru/archy/article01.rar
[5] Б.Н.Стругацкий, «Офф-лайн-интервью», март 1999, http://www.rusf.ru/abs/int_t33.htm
[6] Б.Н.Стругацкий, «Офф-лайн-интервью», август 1998, http://www.rusf.ru/abs/int_t33.htm
[7] С.И.Павлов, «Пора договориться о терминах», http://moonrainbow2.narod.ru/archy/article01.rar
[8] Б.Н.Стругацкий, «Офф-лайн-интервью», август 1998, http://www.rusf.ru/abs/int_t33.htm
[9] С.И.Павлов, «Пора договориться о терминах», http://moonrainbow2.narod.ru/archy/article01.rar
[10] С.И.Павлов, «Пора договориться о терминах», http://moonrainbow2.narod.ru/archy/article01.rar
[11]ВНЕЗЕМЕЛЬЕ (фант.) — условно очерченный объём пространства, доступного для пилотируемых космических кораблей (Энциклопедия Внеземелья, http://www.vnezemelie.ru/encyclopedia/doku.php?id=enc_vz:gloss)
[12] В.С.Высоцкий, «Гимн морю и горам» (сочинения в двух томах, Екатеринбург, КРОК-центр, 1995г., сс.435, 436).
[13] С.И.Павлов, «Это было хуже, чем приговор», http://www.moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=638
[14] «Кризис фантастики и цивилизации» - беседа Алексея Калугина с С.И.Павловым, http://www.alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=17
[15] С.И.Павлов, «Это было хуже, чем приговор», http://www.moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=638
[16] Чувства Сергея Ивановича мне вполне понятны: майским полднем 2004-го, проезжая на велосипеде по лесной дороге из Архангельска в Новодвинск, в живописном месте спуска-подъёма по крутым берегам небольшой речки, названием Лесная, наблюдал… точнее,- любовался, был очарован – моему взору предстало прекрасное природное явление: радужное гало вокруг Солнца. Неяркий, не режущий глаз, в лёгкой, напоённой ароматами распускающихся листьев и зеленеющего разнотравья, дымке, нежно-алый свет выпуклого солнечного диска, окружённого полным набором спектральных цветов – красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым… Словно внимательное небесное око ласково смотрело на меня из недосягаемой космической (а мыслилось – духовной…) дали, Свыше…
[17] С.И.Павлов, «Это было хуже, чем приговор», http://www.moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=638
[18] С.И.Павлов, «Стратегия поиска», http://moonrainbow2.narod.ru/archy/article07.rar
[19] И.С.Никишин, «ВнеЗемелье - Лунная радуга», http://moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=172
[20] И.С.Никишин, «ВнеЗемелье - Лунная радуга», http://moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=172
[21] И.С.Никишин, «ВнеЗемелье - Лунная радуга», http://moonrainbow.ru/forum/viewtopic.php?t=172
[22] «Кризис фантастики и цивилизации» - беседа Алексея Калугина с С.И.Павловым, http://www.alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=17
[23] О том, кем и каким образом – ниже.
[24] Понятие образное и ёмкое; раскрыто, в частности, в «Розе Мира» Даниила Андреева.
[25] «Сравним, к примеру, Северную и Латинскую Америку - особенно в 19 веке, когда Америка в основном жила сама по себе - тут разница в характере рас проявилась вполне.
Север Америки заселяли североевропеоиды (англичане, немцы и прочие), центр и юг - южноевропеоиды (испанцы, португальцы, итальянцы и другие), к тому же быстро смешивавшиеся с неграми и индейцами. Логика янки, узнавшего, что президентом стал не тот, за кого он голосовал: «лично Я этого гада и близко к власти не подпустил бы, но МЫ, НАРОД, выбрали его - пусть правит». Логика мексиканца (перуанца и т.п.) в аналогичном случае: «все настоящие мексиканцы голосовали за другого, за патриота, а за этого гада - одно быдло, недостойное называться мексиканцами (ведь Я решаю, кто такие «МЫ, НАРОД», а кто быдло!), так что - к оружию, мексиканцы!»
Результат: на севере порядок и на его основе - развитие, на юге - политический хаос и, как следствие, экономический и прочий застой.
…Откуда же традиции, обеспечившие порядок без тирании в США? Для понимания этого исключительно важны исландские саги.
Средневековая Исландия - страна без какой-либо государственности, несколько веков подряд не знавшая ни внешних, ни гражданских войн и создавшая на краю света уникальную литературу. Государства не было - но был порядок,- потому что было общество. В сагах подробно описано огромное число конфликтов, как между самими исландцами, так и между ними и иноземцами; и всегда, без всякого исключения, эти распри гасились раньше, чем перерастали в войну. Вокруг - даже в столь близкой (во всех отношениях) исландцам Норвегии - царили или тирания или анархия; но не в Исландии.
Саги наглядно доказывают: порядок может быть обеспечен самим обществом и только при его недееспособности основой порядка становится государство. Если человек понимает мир, в котором он живёт, то действует адекватно его требованиям и сам (с другими такими же людьми) защищает мир от гибели, а не отдаёт это право-обязанность некой внешней силе (государству). Причём, это ведь не исландцы придумали - они (как позднее янки) просто создали соответствующий тогдашним условиям вариант порядка, идущего из глубокой древности и общего для всех белых народов. Центром этого порядка был тинг (вече), а его дееспособность обеспечивалась умением людей договариваться, их уважением к ими же принятым законам - без этого вече просто превращается в побоище (напомню о президентских выборах в США и в латиноамериканских странах).
В наше время чисто «исландский» вариант невозможен, и выбор таков: или общество обеспечивает порядок отчасти непосредственно, а отчасти - с помощью подконтрольного ему государства, или вместо общества - толпа одиночек, и решение их общих проблем зависит от наличия жёсткой власти.
Сейчас настоящего общества, в сущности, нет нигде на Земле. Европейское общество, будь оно чем-то реальным, не стало бы бомбить Сербию из-за Косова - это глупо, самоубийственно. Нападение НАТО на Косово (как и множество других «глупостей») одобрила европейская толпа одиночек, не понимающих своей общей выгоды, поскольку в головах у них каша, а не целостная картина окружающего их мира.
У нас в России в последние десятилетия то же самое. Мы готовы работать на общее благо лишь тогда, когда государство нас организует. Если нет - значит, надо воровать, пить или философствовать о том, как всё-таки заставить государство нас организовать.
Общество должно самоорганизоваться. Каждый сам находит дело, полезное для России (для чего надо иметь не только желание, но и целостное понимание современной обстановки), и выполняет его. На этой основе развивается сотрудничество сознательных тружеников - основа для общества нового типа,- вместо отжившего, но ничем до сих пор не заменённого советского…» (И.В.Корнилов, из переписки)
[26] Предстоящие, ноябрьские 2008г., президентские выборы в США, судя по всему, выиграет Барак Обама, «мультикультурный» и «мультиконфессиональный» политик, сын «белой» матери-христианки и мусульманина-кенийца; кроме того, официальные биографии Обамы подчёркивают «примесь индейской крови» в жилах его матери. Что роднит его с растущей латиноамериканской общиной США, Латинской Америкой в целом, вообще,- с католическим миром… «Свой парень» для всех,- кандидат на должность глобального императора…
Вследствие этноконфессиональной революции на американском Олимпе «слив» тающего «белого» большинства в Штатах, несомненно, продолжится, агрессивность «небелых» нацменьшинств окончательно выйдет из подполья и приобретёт массовые формы (по этому поводу стоит напомнить события в Южно-Африканской республике после победы интернационалистов из Африканского Национального конгресса над режимом апартеида - массовый криминальный террор против остатков «белой» общины). «Небелый» и «антибелый» расизм широко распространён и не встречает никакого противодействия политкорректных властей (Кения же вполне годится на роль американского Кавказа).
В Европе же наиболее вероятна резкая активизация и радикализация инокультурных, в основном исламских, колоний при резком усилении влияния США. Попытки взлома «Шенгенской стены» с Юга усилятся - скорее всего, на волне запущенной избранием Обамы «исламской революции нацменьшинств» в Евросоюз войдет Турция. После чего произойдёт то, что давно планировали кукловоды США - корродированные и слитые в НАТО и ЕС европейские нации рухнут и превратятся в бесформенное месиво без лица и исторической идентичности. Идеальная внешнеполитическая конфигурация для окончательного устранения Старого Света… (По материалам информационно-аналитического сайта «Союз народных движений», www.snd-su.ru)
[27] Несомненно, важнейшую роль в сём процессе сыграла идеология, которую проповедовали властители обеих Римских империй. Соответственно, нужно помнить, что это за идеология и каким образом она появилась в Риме.
[28] «Кризис фантастики и цивилизации» - беседа Алексея Калугина с С.И.Павловым, http://www.alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=17
[29] Чьим орудием? Вопрос весьма сложный,- есть множество доказательств существования, а главное – огромной эффективности в сочетании с возможностью их индивидуального и узкогруппового контроля, таких структур, как эгрегоры (давний термин, широко используемый в эзотерических базах знаний… не столь давно выделенные - големы, левиафаны и т.д., например, см. http://www.tigerschool.org/item_59.html)... порой происходящее, говоря метафорически, можно выразить так: «хвост вертит собакой, давая эффект обезьяньей лапы»…
[30] Вот лишь маленький штрих, очерчивающий соответствующие действия и персоналии: «13 мая 2008г. президент США Джордж Буш направил законодателям текст американо-российского соглашения по сотрудничеству в сфере атомной энергетики с просьбой поддержать этот документ. В письме Буша отмечалось, что предлагаемое соглашение обеспечивает всеобъемлющие рамки для мирного ядерного сотрудничества с Россией на основе взаимной приверженности ядерному нераспространению. Также в письме уточнялось, что документ рассчитан на 30 лет и «разрешает передачу технологий, материалов, оборудования, включая реакторы, и компонентов для ядерных исследований и производства ядерной энергии»…
«…на слушаниях в конгрессе … ряд конгрессменов заявили о том, что они выступают против ядерного соглашения с Россией из-за позиции и действий РФ в отношении ядерной программы Ирана.
Назвав соглашение «сомнительным и опасным», сопредседатель фракции конгресса США по нераспространению конгрессмен-демократ Эдвард Марки заявил, что «американо-российское соглашение по ядерному сотрудничеству должно быть отвергнуто».
Конгрессмен-республиканец Кристофер Смит назвал соглашение с РФ по ядерному сотрудничеству «преждевременным», конгрессмен-республиканец Дэн Бартон заявил, что администрация Буша пока не представила в конгресс убедительных аргументов необходимости этого документа и его безопасности для интересов США. Конгрессмен-республиканец Илеана Рос-Лейтинен, которая тоже выступила против соглашения, напомнила, что группа американских конгрессменов ещё в прошлом году в специальном письме Бушу предупредила президента США о том, что в конгрессе сильны негативные настроения в отношении этого документа и что глава Белого дома не должен направлять его в конгресс.
Председатель подкомитета по борьбе с терроризмом и по нераспространению конгрессмен-демократ Брэд Шерман заявил на слушаниях, что «самым простым способом» приостановить прохождение соглашения в его нынешнем виде будет отсутствие каких-либо утверждающих действий со стороны палаты представителей или сената, чтобы вопрос о данном документе рассматривался уже новым составом конгресса после ноябрьских президентских выборов в связи с предстоящей сменой президентской администрации в Белом доме.
…В настоящее время в палату представителей конгресса внесены два законопроекта, в случае принятия которых соглашение будет заблокировано», РИА «Новости», 12.06.08.
[31] Вот один из последних примеров «внеморальных» (уверенных в своих гипотезах, и поэтому пренебрегающих – ни много, ни мало! – возможной, сколь бы малой она ни была, угрозой существованию нашей планеты) учёных.
Летом 2008-го … «должен состояться пуск сверхмощного ускорителя элементарных частиц — большого адронного коллайдера... Он находится в туннеле на глубине 100 м под Альпами, на территории Франции и Швейцарии. Протяжённость туннеля составляет почти 30 км, а высота сравнима с одиннадцатиэтажным домом. Ускоритель способен генерировать температуру выше 1 трлн. градусов по Цельсию. Это сооружение стоимостью в 4,4 млрд. британских фунтов (5,5 млрд. евро) должно помочь учёным понять происхождение Вселенной.
Элементарные частицы будут двигаться по спирали, через несколько колец, в основании которых заложены мощные магниты для ускорения частиц, до тех пор, пока не разгонятся почти до скорости света. До столкновения с другой частицей каждая из них будет пробегать по многокилометровому кольцу 11245 раз за секунду. При столкновении частицы должны распадаться на составные части, высвобождая огромное количество энергии и осколков… Этот масштабный эксперимент будет ежегодно давать более 15 млн. гигабайт информации, что эквивалентно 21,4 млн. компакт-дисков. Учёным пришлось создать новую форму интернета, чтобы справиться с этим потоком».
С помощью коллайдера учёные попытаются воссоздать условия, которые существовали через доли секунды после Большого взрыва, который, как считает современная наука, лежал в основе зарождения Вселенной: «Большойадронный коллайдер — всё равно, что машина времени, которая вернет нас в эпоху Большого взрыва, воссоздав условия, которые существовали на тот момент. Мы увидим новые формы вещества, которые мы никогда не видели, — говорит профессор Фрэнк Клоуз, физик-ядерщик Оксфордского университета. - Мысль о том, что эксперимент может привести к концу света, просто смешна». (О том, кто высказывает такие мысли – далее.)
Ещё одна часть эксперимента - воссоздание состояния, «через которое прошла первичная материя, — так называемую кварк-глюонную плазму. Коллайдер может позволить совершить и более экзотичные открытия, например, создать анти-вещество, миниатюрные «чёрные дыры» и даже новые измерения пространства…«При том уровне энергии, которую мы создадим, обычная материя не существует. Я ожидаю, что мы встретимся с абсолютно новыми явлениями и пересмотрим наше понимание физики, - говорит доктор Дэвид Иванс, физик из Бирмингемского университета, который работает над проектом. - Отвечать на новые вопросы, возможно, будет более интересно, чем просто доказывать теории, которые уже существуют».
Не все, впрочем, учёные рады «встретиться с абсолютно новыми явлениями» - есть и такие, кто опасается, что эксперимент закончится уничтожением планеты: «…защитники природы на Гавайях подали иск, требуя от суда вынесения решения о временном замораживании проекта Европейского центра ядерных исследований (CERN) из опасений, что в результате пуска коллайдера будет образована «чёрная дыра»… В своём заявлении истцы просят суд наложить временный запрет на работы CERN по завершению строительства ускорителя до тех пор, пока физики не обнародуют свой доклад по безопасности эксперимента и выводы по влиянию его на состояние окружающей среды. Ответчиками в суде названы CERN, министерство энергетики США, Национальная лаборатория ускорителей Ферми и Национальное научное общество США…
Пресс-секретарь CERN заявил, что указанные в иске возможные последствия эксперимента — это полная чушь. «В природе происходят столкновения частиц при гораздо более высоких энергиях, чем в большом адронном коллайдере, потому что частицы космического излучения путешествуют в пределах нашей галактики со скоростью света, — сказал он. — Подобные столкновения происходят на Луне уже 5 млрд. лет, и её до сих пор не поглотила чёрная дыра…» (по материалам «Газеты» от 02 и 09 апреля 2008г., http://www.kpe.ru/rating/analytics/science/1959; http://www.kpe.ru/rating/analytics/science/1993)...
Отмечу, что весьма скептически отношусь к самой идее «Большого взрыва» - годна, пожалуй, только для цивилизации младенческого возраста, нежащейся в колыбели и устраивающей различного рода «биг-баммы», полагая при этом, что таковые - общий закон для всего мироздания… Однако, можно ведь и доиграться!.. пусть даже предостережения выглядят наивно и безосновательно – тем не менее, горстка самоуверенных и «внеморальных» землян явно узурпировала право распоряжаться судьбами миллиардов людей без их ведома… Причина такой узурпации – ложное представление о собственной «элитарности», «мы, избранные,– люди, прочее большинство – быдло». Соответственно, «нам, элите, положено жить по-человечески, т.е., весьма и весьма комфортно, а лучше всего – вечно!.. прочие сами виноваты в своём положении и их участь – быть нашими рабами». Отсюда – и соответствующее финансирование, создающее вполне безумную (точнее – неразумную, т.к. умы-то участвуют немалые) «гонку исследований»,- физических, биологических-генетических… пресловутая гонка вооружений (в обыденном понимании,- от дубины до термоядерной бомбы) – лишь наиболее очевидная её часть, «верхушка айсберга», так сказать… отсюда же - финансирование средств массовой информации, сколачивающих «масс-культуру», каковая зомбирует потенциальных людей, доводит их до истинно скотского состояния (ещё бы, скотами понукать гораздо проще!).
А вот если бы «элитарии», действительно, были людьми,- совершенными людьми, то они бы позаботились о том, чтобы и прочим обеспечить человеческие условия жизни. И, в т.ч., обеспечить возможность массового понимания процессов, каковые будут протекать в описанном ускорителе, дабы коллективный разум мог значительно более надёжно уберечь нас – всех! включая и поросят-«элитариев» - от вероятных бед и катастроф…
[32] С.И.Павлов, «Волшебный локон Ампары», с.289, http://moonrainbow2.narod.ru/archy/book03.rar
[33] Об этом уже упоминалось выше: ещё не столь давно человек, получив в молодости определённый багаж знаний и умений, мог с этим, практически неизменным, багажом успешно прожить всю свою жизнь. Теперь же специалисты говорят о так называемом «периоде полураспада знаний» – т.е., обновлении некой базовой суммы знаний наполовину – полагая его равным всего лишь считанным годам.
[34] Эти и многие другие темы подробно освещены в трудах авторского коллектива Внутреннего Предиктора СССР, размещаемых на сайтах www.dotu.ru, www.vodaspb.ru, http://subscribe.ru/catalog/state.politics.bkz, http://mera.com.ru и других, а также в трудах участников Общественной инициативы, согласных с идеями Концепции общественной безопасности.
[35] К сожалению, «ценность», базирующаяся на цене, давно уже практически вытеснила в нашем языке святость, основанную на свете… свете добра и истины; а всё, что имеет цену и ценность, увы, продаётся и покупается.
[36] «Кризис фантастики и цивилизации» - беседа Алексея Калугина с С.И.Павловым, http://www.alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=17
[37] «Кризис фантастики и цивилизации» - беседа Алексея Калугина с С.И.Павловым, http://www.alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=17