Свастика: мифы и политика
Трипольская культура – уникальное явление в истории человечества. Она сыграла беспрецедентную роль в становлении цивилизации на планете Земля. Трипольская культура была локомотивом истории на протяжении 2,7 тысячелетий, начиная приблизительно с 5500 г. до н.э. Она, в сущности, была первой древнейшей земледельческой цивилизацией человечества. Здесь люди пекли хлеб, плавили металл, строили жилье, приручили быка и коня, изобрели сани и телеги. На территории Украины помещаются наибольшие трипольские поселения: Тальянки, Небеловка, Майданецкое, Доброводы, Вильховец. Это наибольшие города (протогорода) тогдашнего мира. Они возникли за 500-1000 лет до возникновения шумерских и египетских городов, более чем за 1,5 тыс. лет до Вавилона.
От Днепра и до Дуная
Земледелием занимались еще в неолите. Тогда земли в междуречье Днестра и Днепра обжили племена буго-днестровской культуры, а ее наследниками 6000–5000 лет тому стали земледельцы-арии, ныне в науке называемые племенами трипольской культуры. Пик развития трипольской цивилизации приходится на 4000–3250 гг. до н. э. Племена трипольской культуры в разное время занимали территорию от Дуная до Днепра. Именно они развили и дали человечеству новую технологию жизни, – земледелие. Эта священная страна занимала территорию почти в 200 тыс. км2. Поселения над Днепром принадлежат к каневской, а в Побужье – к томашевско-владимировской группе памятников.
Осуществив переход к воспроизводящим технологиям ведения хозяйства, трипольцы соединили земледелие с животноводством. Выращивали десять злаковых культур, хотя землю обрабатывали только мотыгами. Они выращивали пшеницу, ячмень и овес, разводили большой рогатый скот, свиней, овец и коз, а быков и коней использовали как тяговую силу. Пахали трипольцы ралом, а жали серпами из дерева и рога с кремневыми вставками, на которых были иссеченные зубцы, у них были сани и телеги. Трипольцы первыми в истории, решив продовольственную проблему, преодолели извечный страх человека перед голодом – и это было их важнейшим достижением.
В Триполье люди впервые освободились, от постоянных забот о пище, и у них появился досуг для строительства оседлых поселений, начали строить настоящие дома, как правило, двухэтажные, в которых впервые появились дверь и чердак, стол, табуретки и стулья.
Носители трипольской культуры изготовляли рисованную керамику, непревзойденные шедевры которой языком символов и знаков проговаривают к нам из глубины тысячелетий, зачаровывая своей могущественной первоначальной магией. Гончарство у трипольцев выделилось в отдельную область, ними был изобретен медленный гончарный круг, постоянно усовершенствовалась технология изготовления посуды. Поражает то обстоятельство, что посуда была стандартизирована: объем всей посуды был кратной мужской пригоршне (приблизительно 84 грамма). Изготовление посуды, занятий искусством и развития мифологических представлений шли у трипольцев рядом. Свои воззрения на устройство мира, на влияние космоса на земную жизнь трипольцы отражали в великолепных многоцветных росписях культовой и бытовой керамической утвари. Они изготовляли удивительную по форме и содержательную по оформлению керамику, не имея гончарного круга.
Еще одно нововведение трипольцев ткачество. У трипольцев появился первый ткацкий станок. Одежда трипольцев была красивой и разнообразной. Мужчины носили тканую рубашку, повязку на бедрах, богато украшенный пояс, а женщины – платья из ткани, украшенные вышивкой, костяными и медными бляшками. Обувь – от сандалий до сапог – трипольцы шили из отлично изготовленной кожи.
Резкое возрастание хозяйственной активности, накопление богатства и необходимость защиты от внешней опасности привели к концентрации разрозненных семейных хозяйств в поселки-гиганты с количеством населения до 10 тыс. жителей, а в Тальянках – до 20-30 тыс. жителей. И здесь трипольцы были первыми. Жилье сооружали в два этажа, используя дерево и глину. И самое главное – они изобрели и передали следующим поколениям систему застройки городов по круглорадиальному принципу. Этот принцип используется до сих пор. Характерной для трипольских городов есть наличие улиц и тротуаров. В сущности, трипольцы осуществили "городскую революцию". Укрепленное поселение со сложной общественной иерархией – этот уже город.
У трипольцев были все три необходимых условия, которые делают человека относительно независимым от природы, а итак, формируют основы цивилизации – это появление новых видов эффективных орудий работы, получение излишков продуктов питания и строительство оседлых поселений.
Трипольцы изготовляли товары для внутреннего обмена и для экспорта. Наверное, эти обменные и "экспортно-импортные" операции осуществляло много людей, которое обусловило возрастание объемов товарно-торговых отношений. Носители Трипольской культуры существенно приблизились к переходу на товарно-денежные отношения. Роль денег у них могли выполнять стандартизированные кремневые и медные орудия, а также кремневая галька и большие кремневые пластины (они найдены в сокровищах и не использовались в производственных целях).
Трипольцы были за шаг к созданию государства и за шаг к созданию письменности. Этот шаг сделали не они, а шумеры, египтяне и китайцы. Хотя есть определенные основания считать трипольские поселения-исполины государствами (по крайней мере, протогосударствами). Итак, если существовали протогорода (поселки-исполины), то существовали и протогосударства. Чем большее появляется научной информации, тем все меньшее остается оснований для примитивного трактования социальной структуры трипольского общества как сугубо родоплеменного устройства. Жизнь больших "городов" (протогородов), тем более известных ныне конгломератов с поселениями-спутниками вокруг них, невозможно без наличия четкого администрирования.
Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели собственный взгляд на устройство мира, стройную систему религиозных верований. В дальнейшем миропонимание трипольцев легло в основу религиозно-мировоззренческих представлений древнейших мировых цивилизаций. Это был умный и очень любознательный народ, изучивший небо над головой, знающий счет и владеющий, видимо, письменностью. Одной из основных признаков цивилизации есть письменность. Была ли у трипольцев письменность? Вне сомнения, процесс формирования письменности в Триполье происходил, но, вероятно, не успел завершиться. Неопровержимым есть тот факт, который у трипольцев была развитая знаковая система. Символика трипольцев насчитывает не меньше 300 отдельных знаков и блоков. Трипольский орнамент – это и есть трипольская "письменность". В орнаментике трипольской посуды нет ничего случайного, для него общими были схемы росписи.
По мнению Т. Ткачука и М. Видейко (книга последнего – "Трипольская цивилизация". К., 2002, стр. 90-92) в трипольской культуре присутствовала начальная фаза возникновения иероглифической письменности, для которой развитый набор знаков есть замечательной базой. Для завершения процесса создания письменности трипольцам оставалось сделать немного, – увеличить частоту использования основного массива знаков и длину записываемой информации и перейти из сосудов на глиняные таблички. Кроме того, следует прибавить наличие у трипольцев объемной знаковой системы – глиняных "жетонов", конусов, полусфер, цилиндров, кулек для счета. В Восточной Румынии на неолитическом поселении Тертерия найденные глиняные кружочки-"жетоны" с идеомографическими надписями, которые свидетельствуют о наличии у трипольцев протописьменности.
Трипольские города были открыты топографом Константином Шишкиным с помощью аэрофотосъемки. С помощью археологических раскопок в течение двадцати лет открытие Шишкина обосновал, дав новое направление в исследовании всей трипольской цивилизации, кандидат исторических наук Николай Шмаглий. Большей частью города (протогорода, поселения-гиганты) строились на плато и имели круговое планирование, довольно удобное не только для быта, но и для календарно-астрономических наблюдений. В городах развивались ремесла: гончарство, обработка камня, кремния, кожи и дерева, плавление и ковка меди. Все города застраивались по священному круговому принципу. Это были города-государства, города-храмы, сооруженные в честь Солнца – основного Бога и источника жизни.
Прообразом первого города является поселение Оноприевка-1 в Тальновском р-не на Черкасщине. Оно занимает площадь в 60 гектаров и застроено тремя концентрическими кругами. Рядом развивался город Веселый Кут. Он имел уже четыре круга застройки и занимал площадь в 150 гектаров. Чуть позже возник город около села Мирополье Корсунь-Шевченковского района, застроенный тремя кругами на 180 гектарах. На переходном этапе от среднего к развитому Триполью в десяти километрах от Веселого Кута сформировался Гордашевский протогород площадью 130 гектаров. На речке Синюхе в это время стал развиваться город Владимировка (100 га). Васильков Шполянского района на востоке, Михайловка (Кировоградская обл.) на юго-востоке, Чечельник (Винницкая обл.) на западе Украины занимают площадь по 70 гектаров. Площадь Сушковки, Косиновки, Ятрановки, Аполянки (Уманщина), Романовки, Глыбочки (Тальновщина), Стины (Виннитчина) достигает ста гектаров. Со временем размеры городов возрастают: Розсоховатка, Вильховец – 150 гектаров, Небеловка – 220, Доброводы и Томашевка – 250. Поражают своими размерами уже упоминавшиеся города Майданецкое – 270 гектаров, Чичиркозовка – 300 гектаров. Самый большой в мире город эпохи энеолита, находящийся близ села Тальянки (Черкасщина) имеет площадь 450 гектаров. В междуречье Буга и Днепра, в пределах исторической Уманщины, существовали не просто большие поселения, но и целый урбанизованный массив, существовавший за счет развития земледелия. Из 24 прагородов эпохи энеолита 17 находится на территории Черкасской области, из них семь – на территории Тальновского района. В трипольских городах жило в среднем 10–15 тыс. человек. По мнению Константина Зинковского, их жилье было двухэтажным. Это подтвердила и двухэтажная модель жилья, найденная в прагороде Розсоховатка.
Мировоззрение трипольцев-ариев было основано на законах мирового порядка, на законе универсального кругооборота. Он зафиксирован в росписях керамики. Четыре солнца не только воссоздают круговорот движения солнца на небе, но и четырехчастность мира: его четыре стороны, четыре времени г. и четыре праздника в их честь. Композиции росписей трехъярусны. Немало трипольских изображений триедины, наиболее известны из них – три колоска, не только олицетворяющие древо жизни, но и создающие образ Триединого Мира земледельца. Сам же образ земледелия в искусстве трипольцев-ариев набирает планетарное изображение. Зерно вырастает из самого Солнца и разрастается триединым древом в Галактике. На другом горшке (из Майданецкого города) зерно соединяет Небо и Землю. Такого образа космического обобщения земледелия не найдено больше ни в одной культуре.
У трипольцев были кремневые, гончарные мастерские, плавильные печи и горны. Они постоянно усовершенствовали технологии обработки кремня. Высокого уровня у трипольцев достигли металлургия и металлообработка. Для изготовления инструментов и украшений из меди использовали совершенные методы ковки и литья.
Если копнуть еще глубже, то корни Триполья надо искать в палеолитических стоянках Украины, в частности Кирилловской (Киев), Мизине (Черниговская обл.) и Межиричах (Черкасская обл.). В Мизине на удивительно утонченном браслете из кости мамонта найден древнейший в мире меандровый орнамент (XVIII тыс. до н.э.), с которым родственен трипольский орнамент, украинские вышитые сорочки и крашенки. Мизинский, трипольский и украинский орнаменты являются чрезвычайно похожими. Не случайным есть тот факт, что наибольшее количество палеолитических поселений находится на территории Украины. Итак, культурно-историческая память украинского народа достигает глубины XX тысячелетий.
Народ, который осознал себя сущим на белом свете, живет по этому закону космопорядка, подчиняясь его основным факторам и мерам. Говоря о проявлениях этого закона в трипольской цивилизации, мы постоянно обращаемся к ее священному ремеслу – гончарству. Ведь именно гончары, после волхвов, жрецов, ведунов и вещунов, были творцами и носителями того духовно высокого мировоззрения, основанного на знаниях космической и земной жизни. Орнаменты трипольской посуды подтверждают это.
В разрисованной керамике часто изображаются рядом два солнца. Примером тому является горшок из Петрен. Академик Борис Рыбаков усматривает в нем антропоморфный образ Вселенной. Солнце – это его глаза. В таком образе могли персонифицировать бога Дива: два солнца можно принять за глаза, небесный свод – за брови, а разветвление посредине – напоминает нос.
Итак, пара дается высшими небесными силами – “посылается Богом”, в данном случае “Царицей небесной”, которая в Триполье называлась Большой Матерью, Хозяйкой Мира и жизни в нем. Две перекрещенных линии образовывают крест – знак огня, проявления одной из наиболее мощных энергетических космических сил. Края креста могут быть и загнутыми, образуя символ свастики, которая символизирует движение огня. В изображении мироздания проявляются все мерности: парность, триединость и четырехчастность.
В рисованной керамике четыре солнца дополняются и другими четырехчастными изображениями. Это бывают прямые и косые кресты, фазы луны, парные листки роста. Зарисованные краской, заштрихованные линиями, эти образы создают картины полноты мира и бесконечности жизни в нем. По яркости рисунка, изобразительной содержательности и насыщенности символикой они не имеют себе равных в энеолитических культурах. Четырехчастность проявляется и немного иначе: в четырехстенных домах, крестообразных святилищах. Четырехчастным является изображение небесной сферы с четырьмя солнцами в ней. Некоторые сосуды имели по четыре ножки, некоторые – четыре рогульки с четырех сторон. Четырехчастными были композиции на статуэтках раннего Триполья. Образ плодородия воплощался в четырехстороннем ромбе, перечеркнутом косым крестом. Таким образом получались еще четыре ромбика – четыре стороны света, как на статуэтке из Бернового, ромбики с пятнышками, как на статуэтках из Луки Врубливецкой и Ленковцов.
Четырехчастностью, очевидно, были наполнены быт и духовная жизнь трипольцев. В гимне о Пуруше сказано, что он состоял из четырех четвертей: три выросли в небо, а одна осталась на земле. Последняя содержала то, что было в небесах. Создаваемое им также было четырехчастно: “Из его омфала появилось пространство, из его головы развилось небо, из ног – земля, из слуха – четыре части света”.
Четырехчастность или световидность составляла основу мировоззрения трипольцев-земледельцев и была всеобъемлющим образом полноты мира. В духовной жизни она стала ведущей чертой стиля и композиции; все изображалось и творилось на четыре стороны: четыре фазы солнца, четыре времени года, четыре стороны света. Со временем такое восприятие мира стали называть световидностью. Поскольку в образной системе преобладал символ солнца, то его движение в круге зодиака, по определению М. Чмыхова, стало “ядром” универсального закона мирового круговорота и космического порядка.
Триединость в орнаменте изображается в основном вертикально, что символизирует рост, а четырехчастность – горизонтально, утверждая развитие, разрастание. Объединение триединости в четырехчастности создает многосмысловой образ жизни в мире. Утверждение роста и развития является характерной особенностью трипольского декоративного искусства.
Познание соразмерности мира – триединости в четырехчастности – было гениальным открытием основ Мироздания. Оно стало не только художественным утверждением жизни, но и дало толчок для развития земледельчества, искусства и архитектуры. Эти световидные основы стали определяющими во всех последующих исторических формациях. Примером такого образного олицетворения является скульптура Световида времен Киевской Руси. Она имеет четыре стороны и три яруса. Световид – это образ исторического возрастания и развития народа, единства его прошлых, настоящих и будущих поколений, а также основа мировоззрения, в котором мир воспринимается в целостности. В украинского народа праздники солнца припадают на каждое время г. – Коляда, Пасха, Купала, Калита – и три присвятки при переходе одного времени г. в другое – Колодий, Троица (Зеленое воскресенье), Свадьба Свечки.
Основными причинами упадка Трипольской цивилизации, вероятно, были изменение климата), стал более засушливым и суровым), и падение плодородия земли вследствие интенсивного ведения хозяйства, которое обусловило переход трипольского общества к скотоводству, которое не исключало вспомогательной роли земледелия. Скотоводы Северного Причерноморья – это позднетрипольские племена, ярко представленные памятками усатовского типа (конец IV – начало III тыс. до н.э.). Аналогичная культура была и в Румынии. Это есть свидетельством того, что трипольская культура не исчезла, а трансформировалась в культуру с другой формой хозяйства. Как убедительно доказывает И. Черняков, решающую роль в ходе исторических процессов в степной зоне Северного Причерноморья сыграли поздние трипольцы. Он подчеркивает, что в результате переселения трипольского населения в степи Северного Причерноморья в союзе со степными племенами возникшая усатовская культура (Черняков И. Т. Место Трипольской культуры в старинной истории Европы.-Археология, 3, 1993).
У трипольцев-усатовцев впервые появились курганы – прообраз пирамид. Первый импульс к европеизации Евразии пошел от трипольцев-скотоводов, которые с ухудшением условий для земледелия заселили степи Северного Причерноморья. В Усатове Триполье переступило порог энеолита и вступило в бронзовый век, который был синхронной с ранним бронзовым веком Передней Азии.
После упадка Трипольской цивилизации, в начале III тыс. до н.э. ее носители не исчезли из нашей земли – они передавали из поколения в поколение культуру хлебопашества и вообще культуру в широком понимании слова. Культура – явление беспрерывное. Наследниками трипольской культурной традиции стали украинцы. У украинцев и дома, и одежда, и посуда, и орнамент – трипольские. И главное: украинцы, как и трипольцы, земледельцы. Много изменилось культур, а земледельческая культура в Украине сохранилась. С того времени, как на этой земле появились люди, началась родословная украинского народа.
Вопрос Трипольской цивилизации – это вопросы происхождения и этнической истории украинского народа. Весь нагроможденный археологический, этнографический, лингвистический и исторический материал дает основания утверждать, что трипольский корень украинцев – это не миф, а реальность. История начиналась в Триполье-Кукутени, а Украина-Русь начиналась из Триполья. Трипольская культура – это праистория Украины.
Трипольская свастика
В трипольском гимне о Пуруше сказано, что он состоял из четырех четвертей: три выросли в небо, а одна осталась на земле. Последняя содержала то, что было в небесах. Только одна цепкая клешня коловрата – древнейшей свастики упирается в Землю и врастает в нее, даруя власть неба, иные три попеременно впитывают в себя Вселенную. Вот почему свастика древних несет вечное очищение и плодородие, в то время как свастика фашизма губит мир, потому что давлеет над ним всеми четырьма вырваными из очеловеченного Космоса плоскостями – она более не соединяет небо и землю, а потому противна и Земле и Небу, она более не орало древнейших земледельцев, а жесточайшая крупорушка разорванного на части бездуховного мира…
Свастика – это графическое изображение, состоящее из четырех элементов – крест с загнутыми в одну сторону концами. Правда, ее можно интерпретировать и по-иному – изображение четырех углов, соединенных в одной точке. Иногда углы изображались закругленными, иногда прямыми или тупыми. В переводе с санскрита “свастика”; означает “благополучие, связанное с благом”.
Древнейшее изображение этого символа обнаружено в Северо-Западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых, скорее всего, было ритуальным.
Эта керамика, возраст которой ученые определяют в 5450 – 5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра. Хотя некоторые археологи считают, что эта прекраснейшая глиняная посуда на тысячу лет старше, то есть относится к середине V тыс. до н. э. Как бы там ни было, но до строительства египетских пирамид, до появления глиняных дощечек с первыми шумерскими письменами должны еще пройти тысячелетия.
В начале III тыс. до н.э. трипольцев, прародителей великой индоевропейской семьи народов, стали теснить пришедшие с востока первые цивилизованные жители Великой степи – представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии. Здесь они положили начало крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника Древнего Египта – государства хеттов. О том, что символика древних трипольцев на Крите была еще жива и понятна народам даже в V веке до н. э., свидетельствуют критские монеты с вычеканенным на них изображением Минотавра, человека-быка, и неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот период использовали свастику в качестве орнамента, но, не понимая смысла этого символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От греков свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам.
Путь русов-арьев с низовий Волги до Индии
Известный переводчик гимнов Ригведы, древнейшей части Веды (риг – изреченное, веда – знание), на русский язык Т. Я. Елизаренкова пишет: "По глубочайшему убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществам перед западноевропейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степени соответствие между ведийским и русским в силу лучшей сохраненности в нем архаизмов, чем в славянских языках, так и большей близостью русской (славянской) мифо-поэтической традиции к индоиранской".
Во II тыс. до н. э. в Северо-западную Индию со своей Восточноевропейской прародины приходят племена скотоводов и земледельцев, именующих себя "арьями", что значит "благородные". Часть арьев, и не малая, ушла со своей прародины в поисках лучшей доли, но, как пишет индолог Н.Р. Гусева, трудно представить себе ситуацию, при которой все население значительной части Восточной Европы покинуло бы ее. Скорее всего такая ситуация просто невозможна, потому что "не выявлено исторических причин, которые могли бы вызвать обязательный всеобщий их – арьев – уход из своей прародины".
Вероятно, часть арийских племен осталась дома, на просторах Восточной Европы, чтобы стать предками будущих народов этой земли.
С этой родной для них земли, уходили (по неведомым нам причинам) тысячелетия назад племена арьев, чтобы обрести новую родину в Иране (правильно – Арьяна, земля арьев) и Индии. Уходили и уносили с собой свои предания, сказки, мифы, верования, обряды, свои песни, танцы, своих древних богов. На новой для них земле, среди других народов они свято хранили память о своем прошлом, о своей прародине. Хранили свою и нашу память!
Городища, зародыши городов древних славян были известны и в восточных странах: о том, что их давно знали арабы и персы упоминается в трудах Абу Рейхана Бируна ({ в.) и Ибн Фадлана (IX-X вв.). Последний описывает приход на Итиль (на Волгу) торговцев-русов и говорит об их кораблях, оружии, цепях-украшениях из драгоценных металлов, жемчужных и бисерных ожерельях, а также о больших деревянных домах, которые они по приезде сразу строят на берегу и живут в них по 10-20 чел. с женами и невольницами; он пишет и о том, что русы знали деньги и в это время уже продавали, а не только меняли свой товар; описывает он и их идолов и обряд сжигания покойников, при котором жену убивают (или она убивает себя) и сжигают вместе с телом мужа (обратим здесь внимание на то, что в древнеиндийской литературе описан аналогичный обряд, который в Индии дожил до XIX-XX вв.); говорится, что "короли русские обычно держат при себе в своем замке или городке 400 храбрейших воинов (дружину) ... Сии 400 сидят внизу на большом диване Королевском, украшенном драгоценными камнями..., у него (Короля или Князя) есть наместник, который предводительствует войском...". Н. М. Карамзин "История государства Российского", т.1 (Москва, 1989, с. 316-319).
Так вот в этих городах русов с большими деревянными домами развивались, художественные ремесла, уходящие своими истоками в незапамятные времена. Постепенно, в ходе веков, менялась, совершенствуясь, технология, но темы изображений, рисунки и знаки, наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией. Их не изменяли, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное, и были отражением понятий о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, о размножении скота, вызревании урожая. Было страшно их изменять, так как магия играла ведущую роль в верованиях язычников, и эти рисунки и эти знаки, должны были свято охраняться, о чем говорит хотя бы тот простой факт, что они дожили в народном искусстве до наших дней.
Сюжетный язык, язык символов, в этом искусстве вызывал к себе повышенный интерес, но главное внимание в работах ученых уделяется выявлению и объяснению изображений женского и мужского божества, находимых даже в поздних русских вышивках – это явный пережиток язычества. Интересно то, что такое женское божество (а возможно это и молящая женщина) почти в точности повторяется и в русских вышивках и на индийских тканях и ритуальных предметах, что не является простой случайностью (Н. Р. Гусева. Глубокие корни. Сб. "Дорогами тысячелетий" М. 1991). В русских и других славянских вышивках издревле существует много геометрических мотивов, которые наряду с другими темами тоже уводят нас в глубокую древность, а значит по ним можно проследить некоторые линии истории. Коловрат арьев-переселенцев стал культовым знаком в Индии!..
Вышитый коловрат севера
Русская народная вышивка уже более столетия привлекает к себе внимание исследователей. Еще в конце прошлого века сформировался ряд блестящих коллекций этого вида народного искусства, и были сделаны первые попытки прочтения сложных "сюжетных" композиций, особенно характерных для народных традиций Русского Севера. Появилось немало интересных работ, посвященных анализу сюжетно-символического языка, особенностей техники и религиозном различии в русской народной вышивке. Однако, основное внимание в большинстве этих работ уделяется антропоморфным и зооморфным изображениям, архаичным трехчастным композициям, включающим в себя, как уже сказано, стилизованный и трансформированный образ человека – женского (чаще) или мужского (реже) дохристианского божества. Несколько особняком стоят геометрические мотивы северорусской вышивки, сопровождающие, как правило, основные развернутые сюжетные композиции, хотя очень часто в оформлении полотенец, поясов, подолов, зарукавий и оплечий рубах именно геометрические мотивы бывают основными и единственными, чем они крайне важны для исследователей. Кстати, и анализ узоров местных традиционных кружев заслуживает тоже большого внимания с этой точки зрения.
Свастика заняла в орнаменте одно из ведущих мест. Это слово санскритское и на других языках у него никаких иных значений нет. Оно состоит из двух частей: "су" – хороший, счастливый и "асти" – есть (третье лицо единственное число от глагола "быть"); по правилам грамматики "у" перед гласным "а" заменяется на "в" и получается "свасти", к которому добавляется суффикс "к" и окончание "а": свастика. Этот знак означает "дарующий все хорошее, приносящий счастье". Если в четырех его "отделах" поместить по точке, то это будет символ засеянного поля и одновременно мольба о хорошем урожае.
Кстати, если две свастики наложить одна на другую с поворотом верхней на 45 градусов, то и получится древнеславянский знак солнца "коловрат", т.е. вращающееся колесо (круг), имеющий восемь спиц с загнутыми по часовой стрелки концами.
Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян и арьев стал обозначаться свет, солнце как источник жизни и процветания. Этот знак прослеживается от Архангельска до земель Индии, где он виден повсеместно – им украшают храмы, дома, одежду и обязательно многие предметы, связанные со свадьбой.
До сих пор возмущает людей безобразное использование свастики немецкими фашистами, которые во что бы то ни стало стремились уподобить себя арьям ("арийцам"),приписывая этим древнем племенам скотоводов, а затем и скотоводов-земледельцев, черты каких-то дьявольских завоевателей. Скверно при этом выглядит и спекуляция на сравнительно небольшом количестве сходных слов в немецком и санскрите – таких слов гораздо больше в славянских языках. Все предки индоевропейских народов выработали в глубочайшей древности в процессе исторических контактов некий объем сходной лексики, но предки германцев и других европейских народов относились к западной группе индоевропейцев, тогда как предки славян и арьев – к восточной, гораздо более взаимно близкой. Так называемую арийскую свастику можно и посейчас видеть в ремесленных произведениях славян. Особенно северных: ею украшено множество произведений народного искусства, включая узорно вывязанные варежки.
Царский оберег
Свастика была не чужда и российскому императорскому дому. По-видимому, ее появление в Санкт-Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Федоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Существует предание, что перед казнью в Екатеринбурге в 1918 г. императрица начертала на стене комнаты, где была расстреляна вся царская семья, свастику и что-то написала. Но это изображение палачи уничтожили.
В июле 1918г., сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом – последнее пристанище августейших особ. Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки – кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная, так называемая собирательная свастика – "оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Федоровна. Именно за эти знаки невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят её "фашиствующей Брунгильдой", не ведая о древних христианских индийских традициях – оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы сюда не проникло зло. Императрица освятила дом "оберегой", предчувствуя конец праздника жизни...
Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Сегодня считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев – индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к ХХХ в. до н.э. На Урале раскопан древний город-храм ариев Аркаим, ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.
Что же означала свастика? Это арийский символ единения небесных сил огня и ветра с алтарём – местом слияния этих небесных сил с земными. Поэтому алтари ариев украшались свастикой и почитались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -– "благоденствие под Солнцем", а свастичная мандала – от понятия "колеса", "диска", или "круга вечности", разделённого на сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем.
На Руси крест с изгибами имел русское название – "коловрат". Подобно термину "суасти", его корни переводятся как "Солнце" и "вращение", или "солнцеворот". Изображения свастик в виде орнаментов покрывали алтари древнерусских храмов, ризы, иконостасы, военные стяги, чеканку оружия, отвороты национальных костюмов, кружева, наличники домов, утварь и т.д. Об этом свидетельствуют фрагменты росписей в Киеве, Чернигове, Новгороде, Вологде.
К примеру, купол древнего коломенского храма усекновения головы Иоанна Предтечи украшен мозаичной фигурой вращающегося Солнца с расходящимися от него спирально-изогнутыми лучами и точками планет по периферии небосвода. Завораживает воображение и древняя роспись портика киевского Софийского собора, выполненная ещё при Ярославе Мудром в виде череды лево– и правовра-щательных свастик-коловратов и прямых крестов.
Одна из интересных загадок, связанная со свастикой, скрыта в царском шатровом коломенском храме Вознесения Господня. Здесь в марте 1917 г. (то есть в дни отречения Николая II) найдена икона "державной Богоматери" со свастикой в венце, скипетром и державой в руках. На иконе Богоматерь как бы берёт на себя заботы отрёкшегося царя о благоденствии Российской державы.
Свастика на русской равнине
Во II тыс. до н. э. скифо-сарматские племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с Иранского нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславянских народов их представления о мироустройстве. Свастика широко использовалась вплоть до IX в. н.э. в степях к западу от Волги. Скифская свастика была представлена как в виде украшений сбруи коней, так и в виде амулетов. В XIII-VII вв. до н.э. украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в IX в. н. э. свастика, образованная головами птиц, перекочевала на личные амулеты. В раннее же скифское время свастика вместе с праславянскими народами распространилась до берегов Балтийского моря и Северного Ледовитого океана. Впрочем, в те далекие времена Северный океан еще не был ледовитым.
В предпоследний раз на Русской равнине свастика фигурирует на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI-XIV вв. н. э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Черного моря переместилась на западное, ближе к Балканам, другая поднялась по Волге до Камы, где в Средневековье образовала небольшое государство Волжских Булгар.
Экспансия на восток
Вместе с другой ветвью индоевропейских племен, переместившихся из южных районов Русской равнины в юго-восточном направлении и дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов. Она была распространена на расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива – III тыс. до н.э.) – на мисках, где она размещалась в самом центре композиции. Это пример, когда свастика использовалась древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично располагались относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим землю. Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу Персидского залива.
С этой же волной индоевропейцев в середине II тыс. до н. э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, но приобрела мистический смысл. В самой общей трактовке свастика считается индийцами символом движения и вечного вращения мира – “круговорота сансары”. Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда называется “Печатью Сердца”. Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма после их смерти. Он высечен на каждой скале, храме, а также всюду, где основатели буддизма оставили свои вехи. Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и Китай. Еще через столетие свастика приходит в Японию и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал ее своим