Подземный монастырь станицы Мигулинской
Большинство людей в поисках удивительного и неповторимого отправляются в другие страны и даже не догадываются о том, что настоящие чудеса можно найти рядом...
…Кошмарность ходов под землею, расселин, впадин и
пещер,
И храмы в страшных подземельях, чей странен
сказочный размер…
Константин Бальмонт. Земля.
Большинство людей в поисках удивительного и неповторимого отправляются в другие страны и даже не догадываются о том, что настоящие чудеса можно найти рядом...
Донская земля скрывает немало тайн. Настоящее чудо – древний подземный монастырь, вырубленный в меловом холме, находится на самом севере Ростовской области, в нескольких километрах от станицы Мигулинской Верхнедонского района.
В Придонье, в граничащих с Ростовской областью Воронежской и Донецкой областях, расположена целая группа интереснейших подземных монастырей. Это известные Дивногорский и Белогорский монастырь, куда толпами ходят туристы, и не столь посещаемые Шартрищегорский и Святогорский монастыри. Удивительно, но ростовчане, совершающие паломничество по святым местам в соседние края, даже не подозревают, что в Ростовской области тоже есть подобное место, достойное стать объектом туризма.
Немного из истории подземного зодчества
Во всём мире сохранилось немало подземных храмов, монастырей, часовен, келий и прочих культовых сооружений. Только христианских подземелий было вырыто десятки сотен за две тысячи лет. Некоторые из них действуют до сих пор, большинство заброшены и разрушены, и уже невозможно посчитать, какое множество подземных культовых сооружений бесследно потеряно для человечества. Тем ценнее свидетельства, хранящие память о когда-либо существовавших подземных убежищах монахов и пустынников.
Подземелья испокон веков связаны с тайными обрядами и религией разных народов. Скальные буддийские монастыри и храмы Индии, пещерные храмы-усыпальницы города Петры в Иордании, погребальные склепы и скальные церкви Каппадокии… История культовых подземелий насчитывает тысячелетия.
Считается, что традиция уходить под землю в поисках молитвенного уединения зародилась на Востоке. В жарких странах верующие прятались в подземелья от нестерпимого зноя, чтобы ничто не отвлекало их от молитвы. Впоследствии монахи стали отправляться в катакомбы не только в поисках прохлады, но и в надежде обрести тишину и покой, способствующие духовному сосредоточению. В глубине подземелий, вдали от мирской суеты, отшельники избегали всяческих земных соблазнов, которые во множестве поджидали их на поверхности, мешая подвижникам безраздельно посвящать себя главному – служению Господу.
Уходя под землю, монахи оставляли земную жизнь и, как бы обрекая себя на символическую смерть, умерщвляли свою плоть и заживо хоронили себя от внешнего мира в ими же вырытых «могилах» – кельях. Зачастую, когда приходила настоящая смерть, соратники хоронили своих умерших братьев в тех же подземельях. А иногда и сами отшельники, чувствуя приближение смерти, замуровывали вход в свою келью и оставались в ней на вечные времена. Поэтому сегодня многие пещерные монастыри и кельи являются своеобразными подземными некрополями...
Первые христианские общины тайно собирались в пещерах-катакомбах. На весь мир известны подземелья Каппадокии в Турции, вырытые древними христианами. В течение многих веков верующие копали и выдалбливали в мягком известняке свои убежища, подземные монастыри и храмы. Многие из них сохранились до наших дней. Некоторые поражают воображение своими размерами – самое глубокое из каппадокских подземелий насчитывает 18 ярусов под землёй!
В 1963 году в горах Каппадокии археологи нашли целый подземный город весьма внушительных размеров. Общая протяжённость галерей подземного города оказалась больше 30 километров, а семь ярусов его подземелий уходили вглубь земли на 85 метров. Ходы в подземные галереи было практически невозможно обнаружить случайно: они были закрыты изнутри обтёсанными тяжёлыми камнями, похожими на гигантские мельничные жернова. Этот каппадокский подземный город назвали по имени долины, в которой он находится - Гереме.
В Турции было открыто ещё несколько подземных городов. В конце XX века археологи нашли в анатолийском кратере Ширали пещерный город Карапынар, датируемый II веком нашей эры. Множество ярусов пещерного города соединены между собой выдолбленными в скале узкими лестницами и лазами. Некоторые галереи перекрывались запорными камнями, выкатывающимися из боковых ниш. По подземным ходам, тянущимся на 20 километров, из Карапынара когда-то можно было попасть в другие пещерные поселения, расположенные в округе. Однако сейчас большинство ходов затоплено водами глубокого озера, расположенного в центре вулкана.
Эти таинственные подземные галереи, созданные первыми христианами, сегодня привлекают в Турцию туристов и паломников со всего мира. Каждый хочет увидеть своими глазами загадочный древний подземный мир, в котором зарождалось христианство.
Преследуемые римскими властями первые христиане тайно собирались в катакомбах каменоломен Вечного Города. Традиция ухода под землю распространилась из Римской империи по европейским странам христианского мира.
Сегодня подземные церкви есть во многих странах Западной и Восточной Европы.
Начинались с пещер и многие русские православные монастыри. Не случайно в названии большинства древнейших монастырей России присутствуют слова «печерский», «печерская» - вспомним хотя бы знаменитую Киево-Печерскую лавру. Само слово «печеры» на старославянском означает «пещеры». И такие названия святым местам давались не случайно.
Та же Киево-Печерская лавра началась с того, что в 1051 году монах Антоний, уроженец города Любеча, получивший постриг на Афонской горе, поселился в пещерной келье меж двух киевских холмов. Эта пещера была вырыта священником Берестова Илларионом. Выкопав «маленькую о двух сажень пещерку» [2] для молитвенного уединения, Илларион прожил в ней недолгое время, а затем переселился в столицу, где впоследствии стал митрополитом.
Рис. 1. Основатель пещерного затворничества на Руси – преподобный Антоний Печерский.
Фрагмент Печерской (Свенской) иконы Божией Матери XIII века.
А та самая маленькая пещерка положила начало Киево-Печерской лавре, о Ближних и Дальних пещерах которой ныне ходит столько легенд. В XI-XII веках в пещерных кельях лавры жили верные ученики и последователи Антония XI: Исаакий Затворник, Никита, будущий епископ Новгородский, Афанасий, Лаврентий, Иоанн Многострадальный, преп. Феодосий [3]. Ныне подземные кельи Киево-Печерской лавры достаточно хорошо, но всё же не полно изучены. В подземельях лавры найдена подземная церковь с фрагментами фресок. К настоящему времени открыто уже более двухсот подземных помещений лавры, но не исключено, что их гораздо больше.
Рис. 2. Пещера Святого Антония Печерского. Гравюра XVII века.
Есть пещерные кельи и под Нижним Новгородом. Когда в 1228 году мордовский князь Пургас сжёг дотла нижегородский Благовещенский монастырь, основанный великим князем Юрием Всеволодовичем, монахи взамен утраченных келий вырыли пещеры. Спустя время монастырь восстановили, но зимой 1369-1370 годов снежная лавина разрушила его вновь. И монахи опять ушли жить в свои пещерные кельи. Эти подземные обители монахов до сих пор сохранились между Алексеевской (Сергиевской) и Успенской церквами.
Начинался с пещер и Печерский монастырь под Нижним Новгородом, основанный Дионисием в 30-х годах XIV века. По преданию, Дионисий пришёл из Киева и, вырыв в высоком холме правого берега Волги пещеры, устроил в них монастырь.
Широко известны подземные монастыри Дивногорья и Белогорья в Воронежской области, Святогорский монастырь Донецкой области, Псковско-Печерский монастырь. Менее известны подземный монастырь в честь святого мученика Игнатия Богоносца в Белгородской области…
Время от времени открываются всё новые и новые подземные обители.
В июне 2002 года после долгих поисков близ села Покровка Новосергиевского района Оренбуржской области был найден подземный монастырь. Его открытие произошло благодаря стараниям местного священника отца Анатолия Чернецова. В 1922 году отец Анатолий был назначен настоятелем храма села Покровка. А вскоре его увлекли рассказы о Монаховой горе, в которой, по рассказам местных жителей когда-то жили отшельники, вырывшие в недрах горы многочисленные ходы, кельи и даже небольшую подземную церковь. Десять лет отец Анатолий с помощью энтузиастов искал затерянную обитель. И когда все уже были близки к тому, чтобы поверить в то, что рассказы о Монаховой горе всего лишь миф, случилось открытие Святых пещер. Ковш экскаватора при земляных работах неожиданно вскрыл вход в пещеры. Так легенда стала явью.
Недавно был найден один из самых крупных подземных монастырей в России. Вырыт он в Сазань-горе возле города Сердобска Пензенской области, в Алексиево-Сергиевской пустыни. По подсчётам местных краеведов, общая длина разведанных подземных галерей этого монастыря около 800 метров. Для сравнения: длина подземелий Киево-Печерской лавры около 900 метров, Псково-Печорского монастыря - 600 метров.
В особую группу можно выделить подземные монастыри, вытесанные в меловых холмах Верхнего Дона, находящиеся в Донецкой, Луганской, Воронежской и Ростовской областях. К настоящему времени известны следующие комплексы подземных обителей, вырубленных в меловой породе: Святогорский Успенский монастырь, церковь Антония и Феодосия Печерских, Арсениевский скит (Славяногорск, Донецкая область), Белгородский монастырь, Шатрищегорский Преображенский монастырь, Успенский Дивногорский монастырь, церковь «Ухо» (Воронежская область), два пещерных храма и четыре пещерные кельи (три монашеские и одна исповедальная, куда верующие приходили исповедываться) села Костомарово (Воронежская область), храм села Преображенское (Луганская область), Старая и Новая пещеры подземного монастыря станицы Мигулинской и культовая пещера близ хутора Демидовский (Ростовская область) [4].
Большинство этих подземных монастырей имеют стратегически выгодное месторасположение. Как правило, они вырыты в крутых правых берегах рек, и имеют хороший обзор и источник воды в непосредственной близости. Вырубленные в относительно твёрдой и достаточно устойчивой к разрушениям породе (белый писчий мел), практически все перечисленные монастыри сохранились в хорошем состоянии.
Любопытно, что по преданиям монахов и местных жителей, практически во всех этих подземных монастырях когда-то были подземные ходы, ведущие под рекой на противоположный берег. И хотя ни одного доступного в наши дни подземного хода в ни в одном из этих монастырей не обнаружено, всё же в них сохранились остатки ходов, ведущих в сторону реки. Были ли это подземные ходы под реку или же просто они выводили к реке, пока остаётся неясным. Вполне возможно, что они всего лишь вели к реке, источнику питьевой воды. Ведь во время каких-либо экстремальных ситуаций. К примеру, осады обители неприятелем, монахи должны были иметь доступ к воде. А автономный источник воды (колодец с водой, вырубленный в отдельной комнатке, к которой ведёт ход с понижением в сторону реки) имеется только в одном из этих подземных монастырей, расположенном близ станицы Мигулинской Верхнедонского района [5].
Поэтому есть все основания считать, что это уникальное место могло бы стать интереснейшим объектом донского туризма, вполне вписывающимся в столь востребованную ныне «программу выходного дня». Но экскурсии туда – увы, не водят. Подземный монастырь станицы Мигулинской по разным причинам недоступен для массового туризма. Хотя при большом желании и не столь уж больших финансовых вложениях он вполне мог бы стать достойным и очень привлекательными объектом «Серебряной подковы Дона».
Необычная находка ростовских студентов
Об этом подземном монастыре я узнала несколько лет назад. Мне поведал о нём Виктор Филиппович Погонцев, с которым мы вместе работали в еженедельнике «Аргументы и факты на Дону» (позднее он ушёл в «Российскую газету», где работает до сих пор). Он рассказал такую любопытную историю:
– В 1969 году, на первом курсе университета, я поехал на практику в станицу Мигулинскую. В свободное от практических занятий время делать было нечего. Местный старик рассказал нам, что в этих местах есть подземный монастырь, очень старый. И показал место, где примерно надо копать, на высоком правом берегу Дона, там, где отроги меловых отложений вдоль реки. После нескольких дней раскопок мы наткнулись на сводчатый вход в подземелье. Пробив его сверху, пролезли в небольшое отверстие. Первым спускался Витя Прокофьев. Ему было страшнее всех. Впрочем, и мне было не по себе: повис на руках, а не знаешь, какая там глубина и что тебя ждёт в этой сырой мрачной темноте. Хотя мы перед этим кидали в пустоту камешки и по звуку примерно определили, что там не слишком глубоко, и можно спускаться.
Когда мы спустились в подземелье, были очарованы его красотой. Монастырь вытесан в мелу. Вдоль длинной галереи вырублены маленькие кельи. На стенах в вековой тьме хорошо сохранились старославянские надписи из Библии, чёрным на белых стенах. А на углах, на стыках двух коридоров вырезаны лики. К сожалению, у меня не осталось ни одной фотографии, со временем затерялись. Но я тогда распечатал много снимков и раздал их однокурсникам. Наверное, у кого-то они сохранились. (Автор очень просит откликнуться однокурсников героя нашего рассказа, бывших в 1969 году на практике в станице Мигулинской. Возможно, у кого-то из них остались фотографии подземного монастыря тех лет или они смогут что-то добавить к этой истории).
Мы не археологи, и никаких исследований, измерений и описаний монастырских подземелий, конечно, не проводили. Просто полазили там, полюбовались, и вышли на свежий воздух. Нам было интересно ходить по таинственным тёмным галереям монастыря. Но руководитель практики Виктор Аркадьевич Миноранский (впоследствии он стал профессором, заведующим кафедрой зоологии РГУ) переживал, как бы там кого не завалило, и запретил нам ещё раз туда спускаться.
Вернувшись домой, мы поведали о своей находке ростовским археологам. Те с интересом выслушали и… забыли: археологическая экспедиция на раскопки подземного монастыря не приехала в Мигулинскую и по сей день.
Я потом интересовался у специалистов, литературы всякой много перелопатил. Думаю, по манере резьбы ликов, монастырь этот принадлежит примерно ко времени монголо-татарского ига, предположительно к XIII-XV векам. Впрочем, может быть, там и раньше были подземелья древней катакомбной культуры, а монахи просто приспособили их под свои нужды…
Спуск в Старую пещеру
Слушая рассказ Виктора Филипповича, я и не думала, что когда-нибудь увижу всё это своими глазами. Когда я предложила сотруднику отправиться в поездку на поиски подземного монастыря, он только отмахнулся:
– Тот старик давно умер, и вряд ли нам кто-то сейчас покажет, где был монастырь. Мы тогда еле нашли вход туда, а сейчас и подавно не найдёшь: почти сорок лет прошло.
Однако рассказ о подземной древней обители не давал мне покоя: вдруг всё же местные жители и сейчас что-то знают о монастырских подземельях и смогут показать их, или хотя бы то место, где когда-то находилась обитель монахов?
Глава администрации станицы Мигулинской Верхнедонского района Анатолий Васильевич Колычев нисколько не удивился моему вопросу о подземном монастыре. И рассказал о том, что действительно неподалёку от станицы есть подземелья, где когда-то жили монахи.
Теперь уже ничто не могло удержать меня на месте. Договорившись со спелеологами ростовской федерации альпинизма (они тоже очень заинтересовались этой историей, и охотно согласились подстраховать журналистку, не имеющую спелеологических навыков), мы отправились на поиски подземных чудес.
От Ростова до станицы Мигулинской – 350 километров. Приехав туда, мы встретились с главой администрации станицы и местным краеведом Николаем Павловичем Кузнецовым. А затем по степи вдоль посадок, практически по бездорожью, грунтовой ухабистой колее, подъехали к краю высокого живописного обрыва.
Рис. 3. Под станицей Мигулинской очень живописные пейзажи.
Места здесь очень красивые. Широкий полноводный Дон, на высоком правом берегу – холмы, покрытые деревьями. В середине октября природа щедро расцветила листву деревьев в жёлтые, оранжевые, красные, зелёные цвета. Полюбовавшись этой красотой и сфотографировавшись на память, мы пошли вниз, к Дону.
Комплекс катакомбного монастыря расположен в 80-метровом обрыве над Доном примерно в тридцати метрах над уровнем реки, и состоит из двух пещер – Старой и Новой. К первой, Старой пещере ведёт пологая тропинка, по которой мы спустились без труда.
Нам уже рассказали, что в монастырь попасть непросто, но всё равно, увидав небольшую дырку в земле рядом с кучкой меловой россыпи, я растерялась. Заглянув в узкую щель, мы увидели свод полусферой, по бокам то ли осыпавшийся, то ли недорубленный.
Рис. 4. Только вот так, ползком, можно попасть в подземный монастырь.
Не решаясь лезть первой в тесный лаз, я пропустила вперёд профессионалов. Спелеологи, привычным движением опустившись на руки, один за другим ползком исчезли в дыре. Вскоре оттуда послышались голоса:
– Залезай! Тут всего несколько метров ползти, а затем можно идти в полный рост.
Ничего не поделаешь, ложусь на живот и по меловым осколкам, устлавшим лаз, ползу головой вперёд. Через несколько метров, и правда, можно встать на четвереньки, а затем – и в полный рост. Мы попали в небольшую пещеру, из которой три лаза пошире ведут в разные стороны. Сперва мы пошли прямо. Вырубленный в меловой толще небольшой ход со следами кирки на стенах и закруглённых сводах привёл нас в тупик…
Комната с колодцем
Мы вернулись ко входу в пещеру и пошли от него налево. В отличие от первого коридора со следами кирки, белые стены этой галереи гладко отполированы. Длинный тоннель высотой под два метра и шириной меньше метра прорублен в меловой толще. По всей видимости, с помощью кирки и лопаты монахи вырубали породу, сгружали её в мешки и вытаскивали на поверхность. По изогнувшемуся полукругом подземному тоннелю, ведущему по нашим подсчётам в сторону Дона, попадаем в полусферическое расширение. В закруглённой стене вырублена маленькая квадратная ниша. Своды над ней закопчены: когда-то здесь стояла икона, перед которой светили лампаду или свечи.
Рис. 5. Длинный тоннель, прорубленный в меловой породе, ведёт к комнате с колодцем.
Вниз налево ведут ступени. В конце них – небольшая комнатка неправильной четырёхугольной комнаты и …колодец. Да-да, самый настоящий колодец, вырубленный в мелу. В нём даже стоит вода! Диаметр колодца около метра, глубина – чуть больше метра.
Монахи неплохо о себе позаботились и могли жить здесь вполне автономно, месяцами не выходя на поверхность. Правда, колодезную воду, забелённую мелом, я так и не решилась попробовать, но, думаю, при необходимости её вполне можно пить и в наши дни.
Рис. 6. В комнате с колодцем.
Рис. 7. Колодец подземного монастыря.
Сфотографировавшись у колодца, снова возвращаемся ко входу в пещеру, от которого ещё и вправо ведёт узкий лаз. Легко протиснувшись в щель, оказываемся в длинном туннеле. По правой стороне расположены небольшие кельи. Выходы из некоторых помещений закольцованы: входишь в келью через одну дверь, а выходишь через другую, попадая всё в ту же длинную галерею. Во всех кельях вырублены небольшие ниши под иконы, выступы-полочки для свечей, а на потолках видны следы закопчения.
Рис. 8. Ниши под иконы с полочками для свечей.
В Старой пещере мы насчитали пять таких келий. Длинный коридор оканчивается завалом. Неизвестно, был ли там когда-то ход дальше. Раскапывать его сейчас не в наших задачах.
Рис. 9. Входы в кельи Старой пещеры.
История в автографах
Вдоль стен галерей охрой нарисованы незатейливые узоры. Причём, судя по вырезанным поверх них надписям, сделанным больше века назад (среди написанных дат мы различили 1906 год), охряные узоры сделаны явно не в прошлом столетии.
Рис. 10. Охряные узоры вдоль стен галерей.
Вообще в подземном монастыре достаточно много автографов бывавших здесь местных жителей. Любопытно, что, хотя стены буквально испещрены, судя по всему, надписями наших современников, люди пишут только имена и даты – никакой ругательств (разве что в одном месте мы увидели матерное слово). Видимо, влияет святость места.
Большинство надписей весьма банально: «Саша + Таня», «Здесь был Петя» и тому подобные. Иначе как вандализмом эти надписи в святом месте не назовёшь. Но встречаются и любопытные автографы начала прошлого века. Их изучение может поведать немало интересного об истории этих мест. В частности, есть там надпись «Сотник Кудинов, хорунжий Серебряков. 1918 год», начертанная предводителями знаменитого Верхнедонского восстания, укрывавшимися здесь от преследования. В 1930 году свою роспись оставила делегация колхозников, приехавшая в Мигулинскую на какой-то слёт. Если долго ходить по подземельям монастыря, можно увидеть и надпись на старославянском, найденную местным краеведом Николаем Павловичем Кузнецовым. Слова местами сбиты, и с трудом можно разобрать лишь начало фразы: «Да воздастся за все грехи…».
Рис. 11. Автограф на стене 1906 года
Рис. 12. Автограф на стене 1925 года
Мы не успели прочесть всю летопись многометровых монастырских стен: нас ждало посещение более обширной Новой пещеры.
Надо сказать, что названия «Старая» и «Новая» весьма условны. Судя по всему, оба пещерных комплекса вырублены примерно в одно и то же время, просто Новая пещера стала позднее доступна современным мигулянам, после того, как её отрыли ростовские студенты. По словам местного краеведа, раньше оба комплекса соединялись между собой проходом, но со временем он просел, и теперь из одной пещеры в другую можно попасть только по поверхности земли.
Рис. 13. Своды Старой пещеры далеко не в идеальном состоянии…
Пострадала Старая пещера не только от времени. Сразу у входа в неё – трещины на потолке и огромные глыбы мела, лежащие на полу. Местный краевед пояснил: однажды, когда в Старую пещеру засыпало лаз, мальчишки попытались отрыть его весьма опасным способом – притащили снаряд, оставшийся со времён войны, и взорвали. После взрыва своды у входа Старой пещеры покрылись трещинами, а местами даже осыпались. Так что сейчас гулять тут не так безопасно, как раньше. Хотя, по уверениям главы местной администрации, за многие годы посещений подземного монастыря местными жителями, здесь ни разу не было несчастного случая…
Примечания
1. Галина Тимофеева. Корреспондент «АиФ» первой спустилась в подземный монастырь // Аргументы и факты на Дону. 2007. 31 окт. № 44 (704). С. 14; 7 нояб. № 45 (705). С. 14; 14 нояб. № 46 (706). С. 14.
2. Сажень - русская мера длины, равная 2,1336 м.
3. Кабанец Е. П. О социальной типологии древнерусских пещерных монастырей // Международный симпозиум по искусственным пещерам. Киев-Одесса, 1998. С. 24-27.
4. Агапов И. А. Краткий обзор возникновения культовых пещерных памятников среднего Придонья. http://www.labirintmrg.narod.ru/NewPulse/Tematika/Mo...; Ковалев А. Г. Подземные и культовые сооружения в меловых отложениях Донецкой, Луганской и Воронежской областей // Международный симпозиум по искусственным пещерам. Киев-Одесса, 1998. С. 31-32.
5. Степкин В. В. Культовые пещеры Среднего Дона. Серия: Спелестологические Исследования. Вып. 4. М.: РОСИ, 2004, С. 129-135.
В лабиринтах обители
Новая пещера находится в полусотне метров от Старой. Идём к ней гуськом по узкой осыпающейся тропинке, вьющейся над Доном по склону холма. Не только путь к Новой пещере, но и вход в неё оказался куда более экстремальным: глубокий колодец, на дне которого виднеется лаз, ещё меньших размеров, чем в первой пещере…
Рис. №1. Вход во вторую пещеру находится на дне глубокого колодца.
При виде такого входа становится немного не по себе. Однако глава администрации станицы Мигулинской Анатолий Васильевич Колычев, сам бывавший когда-то в этих пещерах, уверяет, что Новая пещера куда интереснее Старой: она гораздо больше, запутанностью своих ходов похожа на лабиринт, и к тому же там вырублены лики. Любопытство помогает преодолеть некоторую клаустрофобию, проснувшуюся при виде тесного входа в пещеру. Итак – вперёд за чудесами. Снимаю куртку с фотоаппаратом в кармане, чтобы не застрять в узком лазе. В свете фонаря видно идущие через несколько метров от входа вправо и влево другие ходы. Однако оставляю их на потом и ползу вслед за спелеологами. И впоследствии ни на секунду не жалею о том, что мне удалось перебороть страх перед теснотой и неизвестностью.
Новая пещера действительно напоминает лабиринт. Туннели извиваются в разные стороны, то там, то сям открываются новые проходы и помещения, из которых кольцевые ходы приводят снова туда, где мы уже были. И только читая уже знакомые надписи на стенах, понимаем, что ходим по кругу. Келий здесь гораздо больше и они несколько просторнее, чем в Старой пещере. Вот за поворотом ступеньки вниз, а справа из другого помещения вырублено небольшое окошко. Наверное, в давние времена, когда здесь горели многочисленные свечи и лампады, тут было куда уютнее.
Рис. №2. В лабиринтах Новой пещеры.
Своды потолков здесь меньше двух метров, а в узких коридорах с трудом можно разойтись вдвоём. Однако гладко обтёсанные меловые стены, сияющие белизной в свете наших фонарей, создают видимость обширного пространства даже там, где достаточно тесно. В лабиринтах обители быстро забываешь о том, что проникли мы сюда через крошечный лаз, и о том, что над головой полсотни метров меловой толщи. Когда я только собиралась в подземный монастырь, то опасалась, что здесь будет сыро и много насекомых. Однако за всё время в пещерах мы увидели только одного небольшого паучка и одну ночную бабочку. Правда, есть комары. А дышится здесь на удивление легко. Нет и намёка на затхлость и сырость, хотя рядом река, из которой, кстати, и пополняется вырубленный в Старой пещере колодец. Чувствуется едва заметный запах ладана, пропитавший вековые стены. Намоленное столетиями место наполняет какой-то благостностью. А ещё в пещерах удивительная тишина. Здесь не слышны ни шелест деревьев, колышимых ветром, ни птичий крик, ни голоса оставшихся у входа местных жителей, проводивших нас сюда. Начинаешь понимать, что только в таком месте, полностью удаленном от всего суетного, можно сосредоточиться на молитве и мыслях о Боге, как делали это благочестивые монахи, добровольно заточившие себя под землёй, ушедшие от мира пострадать за веру православную.
Но, правда, несмотря на достаточно тёплую погоду, здесь быстро замерзаешь. Температура в подземелье не больше десяти градусов. И хотя тут нет сквозняков и температура воздуха мало колеблется в течение года, всё равно трудно представить, как можно жить в такой прохладе в течение долгого времени, особенно студёной зимой.
Часовня и древние лики
Попав в просторную комнату в изумлении останавливаемся. Огромный, в человеческий рост, вырезанный в стене зачернённый православный крест исписан современными вандалами. Это помещение явно служило часовней.
Рис. №3. Крест часовни.
Вообще размеры подземного монастыря поражают воображение: сколько же времени ушло у здешних обитателей, чтобы вырубить в меловом монолите холма столь длинные ходы, просторные помещения и множество келий, да ещё и гладко обтесать стены и своды? Трудно представить: каждый сантиметр этих стен выдалбливался вручную, с помощью кирки и топора. Монотонная изнурительная работа. А ведь монахи не могли знать наверняка, что принесёт очередной удар по меловой толще: возможно, свод обрушится и похоронит под своей тяжестью. Но самое удивительное в Новой пещере – лики, вырезанные неизвестными мастерами на углах стыков коридоров. Ни один из них не похож на другой. Неподалёку от входа в пещеру с угла на нас смотрит вырезанный в мелу череп с круглыми дырами вместо глаз и рта. Да уж, зрелище мрачноватое. Несколько дальше – удивительно губастый лик со срубленным носом, в профиль напоминающий древнеегипетские изваяния фараонов. Затем мы видим грубо вырезанное лицо с большими круглыми глазами, больше похожее на инопланетянина, чем на земного человека.
Рис. №4. Один из ликов Новой пещеры.
Кто и зачем создал здесь, на такой глубине эти загадочные изображения – то устрашающе зловещие, то величественно задумчивые, то похожие на шаловливую рожицу, что рисуют в тетрадях скучающие на лекциях студенты? Говорят, раньше эти лики были куда выразительнее, а сейчас уже побиты (мел ведь не только пластичный, но и достаточно хрупкий материал) и потеряли свою первоначальную красоту.
Последний отшельник
История подземного монастыря покрыта тайной веков. Кем и когда он был вырыт, мигулинцы не помнят. Но по преданиям, сколько существует Мигулинская, столько же стоят и пещеры. А станице в 2010 году исполнилось 630 лет. Об удивительных катакомбах слышал каждый местный житель с самого детства. И многие в них бывали.
– Сам я по Старой пещере ходил ещё во втором классе, а в Новую впервые попал, когда её в 1969 году ростовские студенты откопали, - вспоминает местный краевед Николай Павлович Кузнецов. – Ещё в 1700-х годах в этих пещерах обитали монахи. Сколько их там было, никто не знает, но в начале XX века жили там всего два отшельника. И то, говорят, какие-то пришлые. Один вскоре умер, а другой так и молился в одиночестве. Этот последний монах жил в пещерах и после революции. В 20-х годах мой отец ещё десятилетним мальчишкой ходил в пещеры. И этот дед там ещё жил. У него в Старой пещере недалеко от колодца была келья с деревянными дверями. Только вход в пещеры тогда вёл не тот, что сейчас сверху продолбили, а прямо с угла, с мыса. И там тоже были двери. Многие из старожилов рассказывали, как ходили к старому монаху на святки. В те годы Старая пещера и Новая ещё были соединены между собой проходом.
В конце 20-х годов совсем ослабевший от старости отшельник пришёл к одному особо верующему станичнику, Герасиму Линькову, чей дом стоял за мостом, и у него доживал свой век. Куда делись многочисленные иконы и прочая церковная утварь подземного монастыря, никто уже и не помнит.
Монастырским пещерам не менее шести веков?
Когда-то подземный монастырь находился в отдалении от человеческого жилья. Теперь рядом разрослась Мигулинская станица, и он оказался недалеко от неё. Точная дата основания подземной обители неизвестна. По легендам, ей не менее шести веков. И, скорее всего, монастырские пещеры в меловой толще вытесали ранние христиане.
Воронежский спелестолог В. В. Стёпкин называет Мигулинские пещеры «памятниками монастырского типа эпохи позднего средневековья», однако отмечает при этом, что время возникновения их не выяснено. Воронежский исследователь пишет: «По некоторым данным пещерный монастырь мог возникнуть и функционировать в XVII–XVIII вв.» [1]. Неизвестно, на основании каких данных Стёпкин определяет хронологию памятников, потому что никаких письменных источников об истории Мигулинских пещер, к сожалению, не сохранилось.
Но ведь не зря же местные жители говорят, что пещеры стоят как минимум столько же, сколько сама станица Мигулинская. И, возможно, их датировка куда более ранняя. О том, что монахи могли отшельничать в пещерах наших краёв в гораздо более раннее время, говорит хотя бы тот факт, что сохранились свидетельства о том, что в село Костомарово соседней с нами Воронежской области монахи пришли со Святой горы Афон из-за гонений латинян (католиков) ещё в XII столетии, после чего и начали строить свои пещерные храмы и кельи для совершения молитвенных подвигов.
Есть предположение, что первые кельи были вырублены ещё во времена монголо-татарского ига. Возможно, местные жители укрывались в подземной обители во время нашествия Тамерлана. Места эти помнят те лихие годы: недалеко от станицы возвышается Мигулинская гора, по преданию названная в честь хана Мигулы, разбившего там своё стойбище. И ныне в окрестностях этой горы находят древние черепки. По версии местного краеведа Николая Павловича Кузнецова, место, где находится Мигулинский подземный монастырь, посещали князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
Почему же монастырь спрятан под землёй? Такое устройство обители имеет разумное объяснение. В прошлые века на южных рубежах Руси, в непосредственной близости от врага, было неспокойно. Наземные монастыри более уязвимы, а подземные не так легко обнаружить. И легче защищать.
– Вероятно, и в нашей подземной обители оборонялись от захватчиков, – говорит местный краевед Николай Павлович Кузнецов. – В Новой пещере есть своего рода охранный форпост: идёт ход, а потом возвращается назад как заячья петля, а там отнорок с лавкой, а из него к этому ходу выходит ниша-бойница. На лавке вполне могло сидеть человек десять с копьями и тогда по этому ходу уже не пройти.
Впрочем, есть и скептики, возражающие против того, что подземный монастырь легче защищать: ведь достаточно запалить у входа костёр, чтобы дым ушёл под землю и легко «выкурить» его обитателей…
Подземный ход под рекой
Возможно, форпост охранял подземный ход, ведущий на ту сторону реки: оборонительное сооружение как раз расположено в том месте, где начинается узкий тоннель по Дон. Спелеологам удалось пройти по нему всего восемь метров: дальше начинается завал, разбирать который без специальной техники и укрепления сводов, небезопасно.
Рис. №5. Здесь начало хода, уводящего под реку.
– Старожилы рассказывали, что ходили по тоннелю на ту сторону Дона, – рассказывает глава станичной администрации Анатолий Васильевич Колычев. – Там с потолка местами вода сочилась. Видно, от сырости ход и рухнул. Но остались его признаки, как в самом монастыре, так и на той стороне Дона. На другом берегу есть возвышенность, которую даже во время сильнейшего половодья не заливает. И вокруг того места меловые глыбы лежат, вытащенные из-под земли. Там-то и был выход из подземного хода.
– На том берегу, возле этих меловых глыб, когда-то было поселение, - вторит ему Николай Павлович. – Я находил там черепки. Может быть, подземный ход соединял монастырь с этим поселением.
Кстати, уже после выхода моей статьи в «АиФ» [2], мне позвонила сотрудница Министерства культуры Ростовской области Ирина Павловна Гурджиева, и сообщила, что у неё когда-то была вырезка из нашей газеты, более чем десятилетней давности («Аргументы и факты на Дону», № 16 за 1994 год). В этой публикации были описаны впечатления Виктора Погонцева от посещения подземного монастыря Мигулинской в 1969 году.
К сожалению, в редакционных подшивках этот номер не сохранился. Не удалось отыскать его в архивах Донской государственной публичной библиотеки. А вот в одном из спелестологических журналов нашлась цитата из этой статьи. И вот какой любопытный факт приведён в данной публикации:
«Тот старый казак, что показал нам вход (в пещеры – Г.Ш.), рассказал, что здесь был когда-то подземный монастырь. Ходы вели за 15 километров в степь. И на всём протяжении там были колодцы. А в 15 километрах от Дона на поверхности стоял настоящий монастырь. Возможно, вся система подземелий и была связана с ним. Но эти подземные туннели существовали задолго до его основания ещё со времён татарских набегов на южные окраины русского государства» [3].
Так значит подземный ход из монастыря действительно был? И, может быть, даже не один? Напомним, что ростовским спелеологам удалось обнаружить подземный ход, ведущий под реку, а старый казак рассказывал Погонцеву о другом ходе, ведущем на 15 километров в степь, в сторону наземного монастыря.
Наземный монастырь в этих краях и правда был. И находился как раз в 15 километрах от Мигулинских пещер.
Мигулинский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в XVII веке и разрушен в начале XX столетия. От него остались только остатки фундаментов и огромные подвалы.
В кельях хотели устроить … овощехранилище
– В июне 42-го, когда фашисты захватили Мигулинскую, несколько станичников ушли в обитель, думали тут пересидеть, – продолжает Николай Павлович. – Но вскоре к обрыву пришли немцы и стали вырубать лес, минировать подходы к реке. И вот они там минируют наверху, а эти внизу сидят и боятся: вдруг кто-то спустится вниз и обнаружит вход в пещеру, да заминирует или бросит туда гранату. В общем, натерпелись страху, а как только стемнело, ушли из опасного места.
В конце 80-х годов прошлого века подземный монастырь за малым не был разрушен. Один из местных надумал устроить в пещерах …овощехранилище. Подогнал экскаватор, расчистил холм, набурил шурфов. Потом через эти шурфы в монастырь проникла вода. От сырости меловые своды размокли и посерели. Я был тогда председателем совета станицы и, узнав об этом, запретил разрушать пещеры.
Прошли годы, шурфы забились землёй, и в кельях опять стало сухо. Ныне тут можно ходить по сухому, грязи нет, разве что в мелу с головы до ног перепачкаешься, пока проползёшь по всем переходам.
– Привести бы эти пещеры в порядок, – вздыхает Николай Павлович. – А то ведь как весной паводок, тает снег, оползни на склонах, так входы в пещеры засыпает и водой заливает. Хорошо бы снять бугор у Дона, чтобы талые воды не к пещерам, а в Дон уходили. А то ведь каждый год приходится входы в пещеры заново откапывать…
Примечания
1. В.В. Стёпкин. Мигулинские пещеры // Донская археология. - 2001, № 3-4. - С. 159-165.
2. Галина Тимофеева. Корреспондент «АиФ» первой спустилась в подземный монастырь // Аргументы и факты на Дону. 2007, 31 октября. № 44 (704). - С. 14; 7 ноября. № 45 (705). - С. 14; 14 ноября. № 46 (706). - С. 14.
3. Стёпкин В.В. Результаты исследований на Юге Воронежской области в 1998-2002 годах // Культовые пещеры Среднего Дона [Серия "Спелестологические Исследования". Выпуск 4]. - М.: РОСИ, 2004. - С. 130.
Какое будущее ждёт святые пещеры?
Общая протяжённость ходов в Старой пещере около 120 метров, в Новой – более двухсот. Трудно сказать, какова была общая площадь обители в древности: ныне многие ходы завалены, и протяжённость неизвестных, пока засыпанных ходов может быть во много раз больше.
По лабиринту подземелий можно ходить часами. Здесь не замечаешь, как быстро бежит время. С удивлением смотрю на часы: скоро стемнеет, пора возвращаться. Протискиваясь в узкий лаз навстречу дневному свету, ловлю себя на мысли, что мне не хочется отсюда уходить. Кажется, что под землёй нас могло бы ждать ещё немало открытий, если бы мы не спешили и осмотрели каждый уголок подземной обители, изучили бы каждую надпись на древних стенах.
Выйдя на белый свет, безуспешно пытаюсь счистить с себя мел. Мои спутники выглядят не лучше: ни дать, ни взять – мельники в муке. Хорошо, что мы приехали на своих машинах, а то таксист, увидев нас в таком виде, скорее всего, газанул бы и дал дёру. Самые умные и опытные из нас переодеваются в чистую одежду. А я невольно задаюсь вопросом, каким образом обитающим здесь монахам, ходившим по узким проходам в длинных чёрных подрясниках, удавалось поддерживать приличный внешний вид?
Рис. № 1. Осыпавшиеся своды Старой пещеры. |
Впечатления от путешествия по подземному монастырю незабываемые. По дороге в Ростов становится грустно: как жаль, что кроме местных жителей никто не видит эту удивительную красоту. В подземном монастыре станицы Мигулинской не бывает экскурсий из Ростова, да и вообще никто сюда не ездит
А ведь до всех этих чудес – рукой подать. И по уникальности это место ничем не хуже столь популярных пещер Киево-Печерской лавры, подземных монастырей Дивногорья и прочих святых мест, и вполне может претендовать на звание исторического памятника и даже музея истории православия. И уж, бесспорно, Мигулинские пещеры
Рис. № 2. Автор статьи с участницей экспедиции у входа в Старую пещеру. |
Какое будущее ждёт святые пещеры? Это покажет время. Но будет очень обидно, если это прекрасное и загадочное место так и останется неизвестным за пределами станицы. А хуже того – заброшенным даже местными жителями, которые после очередного паводка могут и не докопаться до входа в подземную обитель...
Архитектурные особенности подземного комплекса Старой и Новой пещер Мигулинского подземного монастыря
Историко-археологические исследования в подземном монастыре станицы Мигулинской не проводились, поэтому архитектурные особенности этого объекта заслуживают отдельного описания.
Эта часть статьи рассчитана на тех, кто планирует в дальнейшем заниматься изучением данной обители, или же просто интересуется архитектурой подземных монастырей. Остальным же она может показаться несколько скучноватой. Однако автор посчитал нужным включить описание архитектурных
Рис. № 3. Схема Старой пещеры |
Итак, комплекс подземного монастыря станицы Мигулинской, как уже было сказано ранее, состоит из двух пещер – Старой и Новой. Конфигурация пещерных галерей сводчатая, с закруглением в верхней части. Большинство ходов отполированы, их стены и своды гладкие. Но в некоторых ходах и помещениях на стенах и потолках явно видны следы кирки. По всей вероятности их не успели достроить и обтесать.
В подземном монастыре станицы Мигулинской преобладают горизонтальные галереи. Однако имеются и несколько наклонных коридоров (угол наклона примерно 20 градусов). Многие ходы закольцованы. Некоторые недорубленные. В единичных ходах видны следы обрушения. Параметры наклонных и горизонтальных ходов практически одинаковы. Ширина колеблется от 0,8 до 1,2 метров Высота 1,8-2 метра.
Кельи небольшие. Потолки в кельях куполообразные. В Новой пещере имеется несколько достаточно обширных помещений. Одно из них, по всей вероятности, использовалось как часовня: на стене вырезан крест высотой в человеческий рост.
Рис. № 4. Схема Новой пещеры |
В настоящее время свод у входа в Старую пещеру находится в опасном состоянии: несколько лет назад в результате взрыва, произведённого местными мальчишками, здесь произошло обрушение потолка.
Когда-то Старая и Новая пещера были соединены между собой, но теперь этого хода нет. Со слов местного краеведа, по рассказам старожилов пещеры были единым комплексом вплоть до 20-х годов XX века. Первоначально пещера имела один вход со стороны торца холма, теперь в две несоединенные между собой пещеры ведут два разных входа со стороны реки.
В настоящее время пещеры доступны всем желающим. Любой человек (за исключением обладающих особо пышной комплекцией) может пролезть в пещеры с лицевой стороны холма, обращённой к реке. Множество надписей на стенах (датированных, начиная 1906 годом и кончая нашими днями) свидетельствуют о том, что пещера регулярно посещается местными жителями. Количество надписей уменьшается от входа к дальним частям пещер.
Среди архитектурных элементов подземных полостей Мигулинского монастыря можно выделить следующие:
1. горизонтальные ходы;
2. наклонные ходы;
3. залы (достаточно просторные помещения, использовавшиеся в культовых целях);
4. камеры (небольшие помещения, обычно округлой формы, использовавшиеся как подсобные помещения);
5. кельи;
6. окошки, прорубленные из одного помещения в другое (в Новой пещере обнаружено два таких элемента: одно маленькое окошко расположено над ступенями, ведущими в нижний коридор и прорублено в коридор из небольшого тупикового помещения; другое окно выходит из небольшого проходного помещения в длинную галерею, это второе окно со стороны помещения начинается от уровня пола, а со стороны коридора примерно на высоте 40-50 сантиметров, в него свободно может пройти человек);
7. ступени (соединяющие ходы, расположенные на разных уровнях; расположенные в ходах с понижением; и в колодезной комнате, ведущие к колодцу);
8. вырезы под дверные косяки;
9. ниши для икон, вырубленные в стене (разных размеров, прямоугольной формы, обрамлённые рисунком и без него, расположены на уровне человеческого роста);
10. выступы-полочки для свечей;
11. тумбы (вероятно, использующиеся в виде сидений и аналоев);
12. колодец (обрамлённый вырубленным в мелу бордюром);
13. вырезанные на углах стыков коридоров лики (изображения черепа и разнообразных человеческих лиц);
14. кресты, высеченные на стенах;
15. надпись, предположительно на старославянском языке (плохо сохранившаяся);
16. охряные рисунки на стенах коридоров (прямые и волнистые линии с узорчатыми элементами, тянущиеся вдоль стен длинных галерей, звёздочки на стенах и сводах потолков, двойные линии, повторяющие изгибы над дверными проёмами, кресты над дверными проёмами, цветочные элементы, точечные рисунки, изображение дерева, кресты в виде лепестков цветов, стилизованный «домик» над входом в Старой пещере, треугольные узоры над нишами для икон).
Следует особо отметить, что исследователи донских
Рис. № 5. Ступеньки, ведущие в нижний коридор Новой пещеры. |
Автономный источник воды (колодец с водой, вырубленный в отдельной комнатке, к которой ведёт ход с понижением в сторону реки) имеется только в одном из этих подземных монастырей, расположенном близ станицы Мигулинской Верхнедонского района. Именно поэтому эту комнатку с колодцем смело можно назвать уникальной архитектурной особенностью подземной обители станицы Мигулинской.
Автор считает, что подземный комплекс Мигулинского монастыря нуждается в неотложных историко-архитектурных исследованиях, которые помогут нам узнать больше об истории этой обители и станицы Мигулинской в целом.
Post Scriptum:
«подобное не встречается в других пещерах Донского региона»
Интересно, что во время посещения воронежскими спелеологами в 2000 году подземного монастыря станицы Мигулинской, в колодце Старой пещеры не было воды. На дне колодца исследователи увидели только засохшую глину с торчащими из неё палками.
«Прокопав в глине несколько десятков сантиметров, замечаешь, как из под лопаты начинает сочиться чистая родниковая вода, – пишет историк В. В. Стёпкин. – Если этот родник расчистить полностью, то его вполне можно использовать». И при этом отмечает: «Хотя рассказы местных жителей уже сообщали о наличии в прошлом подобных родников в других пещерах (близ сел Караяшник, Костамарово, Колыбелка), сам родник встретился в пещерах Донского региона впервые» [3].
Одним словом, специалисты подтверждают нашу теорию об уникальности колодца нашего подземного монастыря.
Впрочем, воронежские исследователи признали уникальными и росписи Мигулинских пещер, особо отметив, что «подобное не встречается в других пещерах Донского региона» [4].
Все эти факты, собранные воедино говорят о том, что мы просто обязаны сохранить столь уникальное культовое подземное сооружение для своих потомков. А это можно сделать только одним способом – поставив ценный историко-археологический объект на государственную охрану, придав ему статус памятника.
Примечания:
1. Галина Тимофеева. Корреспондент «АиФ» первой спустилась в подземный монастырь // Аргументы и факты на Дону. 2007. 31 октября. № 44 (704). С. 14; 7 ноября. № 45 (705). С. 14; 14 ноября. № 46 (706). С. 14.
2. См., например: Ковалев А.Г. Подземные и культовые сооружения в меловых отложениях Донецкой, Луганской и Воронежской областей // Международный симпозиум по искусственным пещерам. Киев-Одесса, 1998. С. 31-32.
3. В. В. Стёпкин. Мигулинские пещеры // Донская археология. 2001. № 3-4. С. 163.
4. Там же. С. 164.
© Шефер (Тимофеева) Галина Леонидовна
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2611
Похожие статьи:
Православие → В случае с сестрами Перовыми были нарушены все законы
Православие → Воспитанница монастыря написала письмо с просьбой о помощи Президенту и Патриарху