Донская Русь
Новые страницы истории Воронежской области в раннем средневековье. В связи с тем, что современные археологи не знают, какое славянское племя заселяло в прошлом территорию Воронежской области, автор высказывает версию о том, что первыми жителями были представители балтийского племени «голядь». Это племя занимало территорию в бассейне реки Оки и доходило до берегов Дона. Их погребальные обряды – курганы с камерами – были обнаружены в селе Боршево Хохольского района.
Название «Русь» впервые упоминается в восточной картографии. Всвязи с этим автор высказывает мнение, что под этим названием скрывалось разноплеменное население Подонья. Несомненно, что эта работа представит интерес для многих читателей.
Археологи установили, что вятичи жили в бассейне Средней Оки. А до них тут находилось балтийское племя под названием «голядь». Не исключено, что оно проживало также и на территории современной Воронежской области. Об этом, в частности, свидетельствует фамилия Голяткин, речка Ведуга (Ведога), которая переводится с литовского языка как «извилистая».
По нашему мнению, поселения балтийского племени «голядь» доходили до реки Тихая Сосна. Голядь там, возможно, появилось где-то в восьмом веке, когда в Подонье существовали благоприятные климатические условия, и был основан город на месте современного городища на хуторе Титчиха в Лискинском районе. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие курганов погребения, которые обычно относятся к девятому столетию. Для анализа находок Титчихи они использовали материалы находок на других археологических памятниках: от Западной Украины до Алтая, от Старой Ладоги – Новгорода до Молдавии.
Это, конечно, можно было бы делать, если бы сами археологи не считали, что в средневековье этот район не был изолирован от остальной части Руси цепью каменных крепостей по реке Оскол и Тихой Сосне. На север от него находились крепости вятичей и голяди. Восточная сторона контролировалась мордовскими племенами мещера и эрзя. На юге находились племена алан (родственные осетинам), ясам и болгар-кочевников. Поэтому нет никаких оснований считать, что в Подонье проживали славяне.
В одной из своих работ видный современный археолог В.В.Седов отмечал, что не известно, какое славянское племя проживало на Дону, хотя археологические раскопки тут велись около 80 лет.
Правда, высказывалось мнение, что тут существовала славянская «боршевская» культура, которая полностью совпадала с культурой балтов на реке Ока (орнамент и состав керамических изделий, погребальный обряд). Балты хоронили в курганах со специальными камерами для покойников, которых кремировали. Такие погребения были обнаружены в селе Борщево. Отсюда и «боршевская» культура.
На территории Подонья были найдены погребения алан и волынцев-кочевников. На берегах Воронежа обнаружены крепости балтов с тремя линиями укреплений, которые, возможно, строились против мордовских племен. Кстати сказать, их материальная культура имелась на воронежской земле: одна из их речек носила название Мещерка. Да и само слово «Воронеж» является мордовским (современное название оно получило в 17-м столетии).
На территории Воронежской области были исследованы некоторые городища. «Ветераном» из них является Боршевское, которое состоит из двух городищ, Большого и Малого, о которых, возможно, писали восточные источники. Они указывали, что в одном из них находился «Свят(Свет)-князь», а в другом – его заместитель, жупанич.
По нашему мнению, исследователи неправильно сделали перевод термина: правильнее было бы его назвать «светлым князем», как он упоминается в русско-греческих договорах 10-го века. Названия «жупан» в Восточной Европе не было, – существовал термин «тиун». «Жупан» был у южных славян. В 17-м веке на месте этих городищ находился Борщевский мужской монастырь, в состав которого входила территория Титчихинского городища, которая носила название «Боршевская Богатская вотчина».
Это название оно получило от городища Титчиха, на месте которого располагался город Богат, находившийся на берегу речки Богатки и одноименного озера. Не исключено, что от него получил свое название «Богатый затон» на берегах Дона и Тихой Сосны. Город Богат был самым южным в этом регионе, куда приходили купеческие караваны из Средней Азии и Ближнего Востока. Вдоль Тихой Сосны проходил торговый путь из Пекина в страны Западной Европы, который называли Великий Шелковый путь. Некоторые археологи считают, что тут находился город Вантит, это слово переводится как «город».
Город Богат не полностью еще раскопан: не исследована местность под названием «Три холма». По нашему мнению, он был уничтожен дружиной князя Святослава во время его похода против Хазарского каганата в 965 году. Против мирных жителей которого, земледельцев, рыбаков, торговцев, были использованы даже бронебойные стрелы, аналоги которых были обнаружены в Молдавии, где до этого побывали воины князя.
Возможно, что памятью об этом является надпись на аланском сосуде: «Из этой бочки вино наливай всем бесплатно», написанная древними письменами, рунами, существовавшими до появления на Руси кириллицы.
Не исключено, что в этих местах бывал князь Бравлин перед своим походом в Крым, отдыхая после трудного перехода от Ладоги, совершенным им где-то в 9-м веке: до этого существовал путь тут под названием «из варяг в греки» по Дону.
На противоположном берегу Тихой Сосны возвышалась хазарская каменная крепость, сооруженная среднеазиатскими мастерами, в которой находился местный правитель края алдар. Ныне это известное Маяцкое городище, на каменных блоках меловых стен которого сохранилось около 300 рисунков, некоторые из которых прочтены при помощи компьютерной микроэпиграфики.
Не исключено, что интернациональное население правобережной части Дона называлось «Русью»: вплоть до нашего времени территория городища Титчиха называлась «Русской стороной», Шиловский лес – «Русским бором», «Русский Рог» находился на месте современной улицы Владимира Невского в Воронеже, возле села Подгорного – «Русский лес». Эти названия невозможны при наличии одноименного русского населения. Данная местность изображена на карте ал-Кварезми (9-й век) с надписью «Русь». На западноевропейской карте того времени на левобережье Дона, при слиянии с рекой Воронеж имеем надпись «казири», то есть «казары»: «казарские» поселения на территории современного города Воронежа.
Кроме того, в это регионе обнаружены могильники с погребенными там аланами, выходцами из Хазарии. Здесь же были обнаружены керамические изделия с надписью рунами, в которых указывалось, в каких мастерских они делались. И это все делалось в 9-10-м веках, еще до того, как братья Кирилл и Мефодий создали письменность.
Названия «Русь» и «казири» (казары), возможно, свидетельствуют об особых этнографических группах неславянского населения Подонья: на карте ал-Кварозми надпись за названием «Русь» имеется слово славяне. Поэтому мы вынуждены считаться с этими материалами и отрицать различные гипотезы некоторых археологов.
Наличие в Подонье памятников ранней письменности наводит на мысль, что тут существовали школы грамоты, где местные жители получали азы грамотности письма и счета, необходимые для финансовых сделок. Аланы познакомились с письменностью еще в 7-м столетии, когда приняли христианство. Не исключено, что Кирилл ознакомился в Крыму с аланской христианской книгой и использовал ее для создания общеславянской письменности.
В настоящее время воронежские археологи убедились в том, что в Подонье отсутствует славянская культура, и поэтому не ведут ее памятников или исследований ранее обнаруженных объектов 8-10-х веков. Сейчас они пытаются жить за счет старых «славянских» материалов. Но рано или поздно они кончатся.
В своей новой работе краевед Анатолий Кожемякин на основании новых историко-археологических материалов и анализа старых источников поднимает вопрос о средневековом населении Подонья. В своей работе автор приводит новые аргументы в пользу того, что в VIII-X веках на территории края жило племя русов, входившее в состав объединения «Донская Русь», которое, в свою очередь, было частью государства «Русский каганат». Факт существования государства «Русский каганат» установлен известным археологом-славистом В.В.Седовым. Это открытие позволяет совершенно по-иному взглянуть на прошлое нашего государства и воронежского края, в частности.
Ведущий современный археолог-славист В.В.Седов в одной из своих работ указывает, что после 80 лет археологических раскопок на Среднем Дону так и не удалось установить, какое славянское племя жило на берегах Дона. Первоначально предполагалось, что берега реки были заселены славянами-вятичами. Их поселения назвали «боршевской» культурой, а воронежские историки отнесли их к древнерусским. Хотя термин «Древняя Русь» относится к более позднему периоду.
Учёные–археологи успели написать даже докторские диссертации о «боршевской» культуре. В качестве доказательства перекинут мостик от балтов, племени вятичей, живших в верховьях Оки, к населению Подонья. Доказывалось, что у вятичей и балтов одна и та же археологическая культура: общий обряд погребения, единый орнамент и керамические изделия. В пользу этого говорит балтское название реки Ведуга (Извилистая) и др.
В 1990 известный лингвист В.Н.опоров дал краю название «Донская Русь». Таким образом, появилась целая цепочка названий, объясняющих происхождение племён на территории воронежского края: славяне – вятичи - древние русы - русы. К ним ещё можно добавить балтов. Таким образом, выстраивается цепочка племён, из которых, собственно, сформировалось местное население. В прошлом около 10 лет раскапывалось городище Титчиха в Лискинском районе Воронежской области. За это время из семи гектаров его площади было раскопано несколько соток. Археологи считают, что на месте городища существовал древний город Трудень, получивший название от находящейся недалеко горы.
Около городища имеются река и озёра Богатка, Богатый Затон на Дону. В XVII-XVIII века эта территория принадлежала Боршевскому мужскому монастырю и носила название «Боршевская Богатская вотчина». Воронежские археологи считают, что этот район с древнейших времён был прочно отделён от Руси. Вплоть до конца 16-го столетия на Дону и Тихой Сосне стояла цепь каменных крепостей хазар. Из них следует отметить крепости, которые стояли на месте нынешней Воронежской области: Стрелица, Сторожевое, Шубное (около Острогожска), Острогожск.
Для того, чтобы понять и объяснить находки на территории Титчихи, археологи использовали материалы раскопок со всей территории Советского Союза (Западной Украины, Закарпатья, Молдовии, Ладоги, Новгорода, Византии, Мордовии) и других стран (Польши, Чехословакии). Но не принимали в расчёт того, что Донская Русь не имела связи со столь отдалёнными регионами, и что Подонье было особым анклавом. Поэтому здесь не могло быть мечей из Ладоги и Новгорода, бронебойных стрел из Молдавии, женщин-работниц из Мордовии, строителей из Закарпатья. Археологические аналогии в данном случае не помогали установить истину, а наоборот – заводили в тупик. Археологи никак не могли объяснить, откуда на городище появились трёх- и пятилунницы, уникальные по своему характеру, которые не встречаются в других местах.
Не исключено, что город Титчиха мог быть крупным духовным центром Подонья раннего периода. Здесь имелась местность под названием «Три холма», под которым скрываются древние святилища. Не исключено, что название Богат (так в разных источниках называют Титчиху) переводится как «божественный» в связи с находящимися рядом святилищами. На итальянской карте XV века (карте Борджиа) мы находим рисунок Подонья и надпись: «Здесь язычники поклоняются огню». Римский папа Пий II (Пикколомини) тогда писал, что в верховьях Дона «живут дикие люди и идолопоклонники». Следует отметить, что у местных жителей всегда горел огонь в их святилищах. Не исключено, что этот обряд сохранился у христиан в виде горящей лампады перед иконами.
Богат (Титчиха) находился в местах обитания племени аланов. Маяцкое городище, Дивногорье, Верхний Карабут – это места расселения аланов, народности, родственной современным осетинам. Аланы оказывали определенное влияние на культуру древних славян Подонья. На изделии из кости было вырезано изображение рыбы. В культе аланов принято изображать повелителя рыб Кафтисара Хиандонг (Алдара).
На другом костяном изделии мы имеем изображение дерева и земли. По нашему мнению, древний мастер изобразил древнего духа (даудага) – покровителя людей, лесов, зверей, вод, ветра и т.д.
Из металлических вещей наибольший интерес представляет собой обломок конца меча. В прошлом это оружие всегда передавалось по наследству как величайшая драгоценность. Меч из городища Богат, судя по всему – восточного происхождения, имел тонкое лезвие, хотя археологи говорят о ладожско-новгородских его корнях. На Руси мечи появились только в начале Х столетия и были западно-европейского происхождения. Меч из городища Богат, очевидно, попал сюда от аланов и не представлял для его владельца особого интереса: они просто не умели им пользоваться. На Титчихе были также обнаружены звенья кольчуги, которая могла принадлежать аланскому воину.
Городище Титчиха (Богат) возник на месте древнего городища раннего железного века (II-III вв. нашей эры). Во время раскопок в 60-е годы ХХ века были обнаружены изделия балтов (черная керамика, «горбатые» ножи и другие предметы быта). Потом жизнь города продолжалась в VIII-X веках. В 965 году город пал под натиском дружины киевского князя Святослава.
На протяжении длительного времени в археологии существовало такое понятие, как «роменско-борщевская» культура. Первое название было связано с племенем северян (севрюками) из черниговской земли, как считалось, потомками ираноязычного племени. Второе – с населением воронежской земли. Роменскую культуру археологи признают как славянскую, имеется достаточное количество фактов, свидетельствующих о древнем присутствии славян на восточных рубежах курской земли, дальше которой они не продвинулись.
Сложнее – с борщевской культурой. Сами археологи не знают, кто они такие, славяне ли, балты, вятичи? Из-за этой проблемы некоторые археологи отказались даже защищать докторские диссертации о славянах Подонья, полностью прекратили поиски в пределах края. Воронежская история VIII-X вв. зашла в тупик. Её необходимо полностью пересматривать и рано или поздно заново анализировать.
Арабский географ Ибн-Хордадбех сказал, что в этих местах проживало одно из подразделений славян.
Роменско-борщевская культура имеет много общих черт, но есть и различия. Поэтому, на наш взгляд, археологам следует подумать над тем, не является ли «борщевская культура» следами неизвестного племени русов Подонья? Таким образом, окончательно решить загадку, кто же населял наш край в VIII-X веках. Мы понимаем, насколько трудно пересмотреть собственные взгляды и, как говорится, перешагнуть через себя, искать выход из создавшегося положения.
Позволим обратить внимание исследователей на необычный топонимический материал со словом «русский» на восточной границе Подонья – Русский бор (Шиловский), Русский Рог (Воронеж), Русский лес (село Подгорное), Русская сторона (около Титчихи). Такие этнические названия в одном месте бытуют лишь в том случае, если они обозначают границу племени. В данном случае мы можем иметь дело с местом древнего поселения племени, представители которого составили основу «борщевской» культуры и были аборигенами края.
Если посмотреть на карту, то мы увидим, что географические названия со словом «русский» располагались по лесной полосе от устья реки Тихой Сосны до села Подгорного на Дону и обозначали определенную пограничную полосу племени руссов на реке Дон. Эта территория соприкасалась с территорией племени козар, оставивших по реке многочисленные козарские названия – «козарские» городища, урочище Козар, Козарский брод, Козарское поле и т.д. Существовало также Козарское пустое место.
По всей видимости, граница между руссами и козарами на Дону проходила по устью реки Воронеж при впадении её в Дон, в местности под названием Червленый Яр. Достопримечательностью Яра были выходы красноватой (червленой) породы на приметном обрыве высокого оврага (яра). Около него находилось городище под названием Кременчуг. В дореволюционное время около него была обнаружена братская могила русских воинов, погребенных без соблюдения обряда. У этих воинов были древние христианские крестики с греческими названиями. Погребение относилось, скорее, к XI-XII векам.
Между русами и казарами Воронежа существовали серьезные этнографические различия. Первые, например, занимались земледелием и животноводством, рыболовством и торговлей, вторые –преимущественно охотой на диких зверей. У них отсутствовала торговля. Они строили крепости с тремя линиями укреплений.
Археолог В.В.Седов в журнале «Отечественная история», № 4 за 1998 год, высказал любопытную гипотезу о раннем государстве под названием «Русский каганат IХ века». В ней он указывает, что каменные крепости по реке Тихая Сосна были связаны с традициями византийской крепостной архитектуры и предназначались для охраны северо-западных рубежей Хазарского каганата в период племенного объединения ранневековых славян волынцевской культуры.
В своей работе Седов указывал, что «основу населения первого славянского политического образования в междуречья Днепра и Дона составляли русы – носители волынцевской культуры. В IХ-Х веках. праславянское образование руссов дифференцировалось на несколько племенных групп: северян, верхнеокскую группу вятичей, донскую группу славян, имя которых не зафиксировано летописями.
Каждая из них имела свои специфические височные украшения. Отмечалось, что для волынцев характерны пятилучевые лунницы с ложной зернью. Такие уникальные изделия руссов были обнаружены также на Богатском городище (Титчиха). Кроме того, там были обнаружены еще трехлучевые лунницы. По мнению В.В.Седова, территория племени айстов, живших на Верхней Оке, доходила до берегов Дона. Бассейн реки принадлежал потомкам гуниского племени акациров, поселившихся в этих краях.
Таким образом, по мнению крупнейшего современного археолога В.В.Седова, в Восточной Европе в VII-IХ веках. существовало государство под названием Русский каганат ,и его основной частью была Донская Русь. В археологической литературе её можно квалифицировать как роменско-борщевскую культуру. Восточная граница Русского каганата определяется «русскими» топонимами на Дону.
Карта Баварского Географа (IХ в.) указывает, что в этом районе находятся русы. По соседству с ними проживают «лесные люди».И не исключено, что под ними он имел в виду жителей бассейна реки Лесной Воронеж, которые, как показывают археологические материалы, занимались преимущественно охотой.
Как свидетельствуют вышеуказанные материалы, в бассейне реки Дон находилось племя руссов, не зафиксированное русскими летописцами. Сейчас перед воронежскими археологами стоит задача признать факт существования Донской Руси или опровергнуть. В последнем варианте им придется опровергнуть В.В.Седова и его версию или промолчать, что будет обозначать их согласие с нею.
Анатолий Кожемякин, краевед
«Воронежская неделя», №45 (1873), 06.11.08г.
communa.ru, 06.11.2008