Дама из Эльче

Дама из Эльче

Мне удалось посетить Национальный археологический музей в Мадриде (MAN), жемчужиной коллекции которого является великолепная Дама из Эльче (Dama de Elche) IV века до нашей эры.

Дама Эльче. Иберийская женская голова. Национальный археологический музей. Мадрид. Протоистория

Эта известняковая скульптура несет в себе стилистические элементы, явно заимствованные из финикийских моделей, в таких элементах, как зигзагообразные складки ее одежды. Действительно, считается, что она и еще одна статуя IV века, Дама де База (Dama de Baza), изображают финикийскую богиню Танит. Несмотря на то, что Леди из Эльче представляет собой бюст, считается, что первоначально она была сидящей статуей, как и Дама из Базы, и имеет другие детали, такие как подвески-ожерелья:¹

Карфагенское влияние отразилось на духовном предназначении Дамы из Базы. Ее крылатый трон намекает на богиню, как и голубь, которого она держит в левой руке. Ученые считают, что эти птичьи символы относятся к финикийскому божеству Танит.

«Леди из Эльче» была объявлена подделкой почти сразу после ее обнаружения на рубеже прошлого века, и это представление было полностью основано на плохой науке. Как его форма, стиль и изысканность могли быть возможны в Иберии до прихода эллинизма или римской экспансии в регион? Несмотря на то, что эти гипотезы сохранялись до недавнего времени, реальная наука не нашла ничего, что могло бы их подтвердить, вместо этого утверждая дату примерно во второй половине V — первой половине IV века до нашей эры, основываясь на обширном анализе контекстуальных артефактов, скульптурной техники и пигментов, и это лишь некоторые из них.²

Раздел «Протоистория» содержит различные другие артефакты, несущие на себе явный отпечаток культуры Древнего Ближнего Востока (ANE). В частности, мавзолей Посо Моро, датируемый концом VI века до н.э., из некрополя в современной провинции Альбасете, в 125 милях от побережья Средиземного моря, демонстрирует сильное хеттское и сирийское влияние в этот явно ориентализирующий период в иберийском искусстве.

Конечно, я уже знал, что в этом районе было значительное финикийское присутствие, сосредоточенное в Карт Хадашт («новый город» — такой же, как более известный Карфаген, а позже известный плеонастически как Картаго-Нова, современная Картахена), но я не ожидал, что вещественные доказательства будут настолько ясными и убедительными, поскольку их обычно преуменьшают. даже в названии MAN для этого раздела — почему бы просто не «Ранняя история»? Во всяком случае, этот, а также многие другие пункты в МАН, как и многие другие, служат еще одним связующим звеном между АНВ и Западной Европой, особенно в отношении мифов и магии.

Если говорить более конкретно о связях, связанных с Месопотамией и Древней Грецией, то в обеих культурах магия прочно ассоциируется с потусторонним миром. Например, их соответствующие богини колдовства являются явно хтоническими и обитают в стране мертвых. Это совершенно ясно для Эреш'кикал как царицы подземного мира, но немного менее ясно для Гекаты, поскольку она обладает большой властью над многими мирами. В орфических гимнах Геката встречается с различными мотивами, соответствующими ее роли в подземном мире:³

Бенджамин Кольядо, «Эта статуя возрастом 2400 лет раскрывает представление о древней Испании», журнал National Geographic History Magazine, ноябрь 2020 г.
М.. Луксан, Х. Л. Прада и Ф. Доррего. «Дама-де-Эльче: пигменты, поверхностное покрытие и камень скульптуры», журнал «Материалы и конструкции», апрель 2005 г.

https://medium.com/deru-kugi/the-chthonian-connection-6a103610016c

https://ensondeluz.com/2014/08/03/fisionomias-xi-rostros-de-museo-arqueologico-de-madrid/

Эта 2400-летняя статуя дает представление о древней Испании

К северу от небольшого города База на юге Испании находится доримский некрополь, известный как Серро-дель-Сантуарио. В 1971 году его раскапывали, и однажды июльским утром, под палящим андалузским солнцем, инструмент рабочего ударился о что-то твердое. Казалось, что это цветной камень, но когда археолог Франсиско Хосе Преседо пришел посмотреть, он увидел нечто интригующее. По мере того, как все больше земли было расчищено, появилось лицо женщины, которая, наконец, увидела свет после почти 2500 лет под землей.

https://www.nationalgeographic.com/history/history-magazine/article/2400-year-old-lady-baza-statue-reveals-insights-into-ancient-spain

Леди Эльче: загадочная иберийская статуя, реконструированная в прошлом и настоящем, с историей

Леди Эльче всегда очаровывала меня своим интересным головным убором и изящно вырезанным лицом. Оказывается, статуя тоже довольно загадочная. Обнаруженный в 1897 году в частном поместье к югу от Эльче, Испания, он обычно считается иберийским артефактом IV века до нашей эры. Однако качество изготовления не совсем соответствует другим иберийским артефактам того периода. Считается, что это богиня Танит, которой в древние времена поклонялись пунико-иберийцы. Однако дизайн и стиль скульптуры предполагают некоторое эллинистическое влияние. Первоначально бюст был ярко раскрашен в красные, синие и желтые цвета.

Загадочная природа и неспособность точно отнести его к истории Испании породили предположения о том, что это подделка. Однако все больше и больше открытий других артефактов в последние годы практически доказали, что это ложь. Леди Эльче была на самом деле первой обнаруженной иберийской скульптурой, которая была ярко раскрашена, что изначально выделяло ее, но недавние открытия показывают, что это не было редкостью. Следы пигментов на статуе соответствуют древним материалам и краскам.

Сторонники теории заговора даже заявили, что это затерянный артефакт Атлантиды. Ее головной убор «родетта» на самом деле мог быть отсылкой к концентрическим кругам, связанным с затерянным городом.

В задней части скульптуры есть интересное отверстие, в котором, возможно, изначально находился человеческий прах. Это привело ученых к выводу, что это, скорее всего, погребальная урна. Однако вопрос о том, предназначалось ли оно для изображения умершего человека, остается предметом споров. Все равно с ним приятно работать!

Я художник, который возвращает историю к жизни, создавая знаменитых личностей прошлого в наши дни. Я думаю, что современное творение приближает их к нам, напоминая, что они тоже были просто людьми. Сегодняшняя тема — загадочная статуя Леди Эльче, которая озадачивает археологов уже более века. Его называли как угодно: от древнего иберийского шедевра до утраченного артефакта Атлантиды. Как статуя выглядела раньше? Для чего он использовался? Давайте сначала окунемся в историю, а потом, конечно, я покажу свои воссозданные статуи.

Дама Галеры. 8 век до н.э. Финикийская богиня плодородия. Финикийское искусство. Скульптура, Андалусия, Гранада

Леди Галеры. Скульптура финикийского производства начала VIII века до нашей эры. Алебастр. На нем изображена восседающая на троне богиня (Астарта) в окружении двух изображений с двойной египетской короной. Держит миску обеими руками. Он был задуман как ритуальный сосуд для масла для помазания умершего. Найден в иберийской гробнице V века до нашей эры. Из некрополя Тутуги, зона I, могила 20 (Галера, провинция Гранада, Андалусия, Испания). Национальный археологический музей. Мадрид. Испания.

1993 просмотра

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!