Египет исправляет Netflix: у Клеопатры была светлая кожа и эллинистические черты
Египет подтвердил, что Клеопатра имела эллинистические черты.
Министерство туризма и древностей Египта подтвердило, что у царицы Клеопатры была светлая кожа и эллинистические черты лица, и, чтобы подтвердить это, опубликовало на веб-сайте учреждения несколько статуй царицы Клеопатры с ее «истинными чертами и ее македонским происхождением».
Оно сделала это в ответ на документальный фильм, анонсированный платформой Netflix, в котором монарх, играющий роль Клеопатры VII, демонстрирует африканские черты лица и темную кожу.
Защита египетской истории
Об этом сообщил генеральный секретарь Высшего совета древностей Мостафа Вазири, сообщивший, что появление Клеопатры с африканскими чертами «является фальсификацией египетской истории и исторической ошибкой».
Маленькая историческая достоверность
На веб-сайте египетского министерства также говорится, что фильм классифицируется как документальный, а не драматический, требуя, чтобы те, кто отвечает за его производство, «точно исследовали и основывали его на исторических и научных фактах, чтобы гарантировать, что история и цивилизации не будут сфальсифицированы».
Светлый цвет лица, профилированный нос и тонкие губы.
Кроме того, генеральный секретарь отметил, что существует множество древностей царицы Клеопатры, в том числе статуи и изображения на монетах, которые подтверждают ее истинную форму и физические черты, которые показывают эллинистические черты царицы Клеопатры. Это означает, что у Клеопатры был светлый цвет лица, профилированный нос и тонкие губы.
Клеопатра является важной частью египетской истории.
Точно так же Мостафа Вазири настаивает на том, что споры, возникшие по поводу фильма до его показа, возникают в защиту истории царицы «Клеопатры VII», которая является важной и подлинной частью древней истории Египта.
Заявления далеки от расистских
Он также утверждает, что его заявления «далеки от какого-либо этнического расизма», подчеркивая при этом «полное уважение к африканским цивилизациям» и к своим «братьям» с африканского континента, но прося платформу быть строгой при создании контента, особенно когда он имеет характеристику документального фильма.
Сериал Netflix «Царица Клеопатра» был обвинен некоторыми критиками в «чернении истории Египта», выбрав актрису двух рас.
Современные изображения исторических личностей формируют наше представление о том, как мог выглядеть человек.
С момента своей главной роли в оскароносном фильме 1963 года «Клеопатра» Элизабет Тейлор считалась логичным и редко подвергаемым сомнению образом египетского фараона.
Член династии Птолемеев, Клеопатра была потомком ее основателя Птолемея I Сотера, македонско-греческого полководца и сподвижника Александра Македонского.
Но никто на самом деле не знает, как на самом деле выглядела Клеопатра. Этническое происхождение ее матери, между тем, неясно.
Сериал Netflix теперь рисует новую картину царицы Птолемеевского царства Египта с 51 по 30 год до нашей эры. Четырехсерийный документальный сериал «Царица Клеопатра» стартует 10 мая. Но еще до начала сериала его трейлер уже вызвал ажиотаж. Почему? Ведущую роль взяла на себя Адель Джеймс, которая, как она описывает себя в интервью британскому Express, «двухрасовая женщина».
Идентичность Египта «стерта»?
Кастинг британской актрисы вызвал критику в Египте.
Египетский адвокат Махмуд аль-Семари подал жалобу на Netflix в прокуратуру, заявив, что потоковый сервис должен быть заблокирован, добавив, что кастинг Клеопатры на роль чернокожей женщины «исказит и сотрет идентичность Египта».
Историки, в том числе египтолог и бывший министр древностей Захи Хавасс, говорили: «Клеопатра была гречанкой, что означает, что она была светлокожей, а не черной».
Министерство древностей Египта также вмешалось в полемику, опубликовав длинное заявление со ссылкой на экспертов, которые согласились с тем, что у Клеопатры была «белая кожа и эллинистические черты лица». Для Мостафы Вазири, главы Высшего совета древностей, изображение знаменитой царицы как Черной является не чем иным, как «фальсификацией египетской истории». По его словам, это не расизм, а просто «защита истории царицы Клеопатры, которая является важной частью истории Египта в древности».
Есть живописные свидетельства Клеопатры VII, родившейся в 69 г. до н.э. Она изображена на монетах из Александрии в 51 г. до н.э. и из палестинского города Аскалон с 49 г. до н.э.
Берлинская коллекция классических древностей владеет бюстом, который был изготовлен между 50 и 26 годами до нашей эры и очень похож на изображения на монетах. Историческое наследие не дает никакой информации о цвете кожи.
Более вероятно, что Клеопатра была похожа на Адель Джеймс, чем на Элизабет Тейлор, написала Тина Гарави, режиссер «Царицы Клеопатры» в статье для Variety. По-видимому, белый цвет кожи придает характеру особую ценность, «и для некоторых египтян это кажется действительно важным».
«Творческое решение»
Гарави указывает, что семья Клеопатры жила в Египте в течение 300 лет на момент ее рождения: «Так была ли Клеопатра черной? Мы не знаем наверняка, но мы можем быть уверены, что она не была белой, как Элизабет Тейлор».
Режиссер призывает к разговору об «интернализованном превосходстве белых, которое нам внушил Голливуд».
Netflix назвал кастинг Адель Джеймс на эту роль «творческим решением», которое следует рассматривать как «намек на многовековые дебаты об этнической принадлежности правителя», а также на мультикультурное население Египта в то время.
Внешность вовлекает науку и культуру
Споры о Клеопатре, которая умерла более 2 лет назад, продолжаются. Ученые пытались выяснить, как мог выглядеть правитель с помощью сложных реконструкций и судебно-медицинских процедур.
Проекты в сфере культуры вызывают гораздо больший ажиотаж. Когда Анджелина Джоли должна была сыграть фараона в экранизации, которая с тех пор была отменена, это было встречено критикой, как и кастинг израильской актрисы Галь Гадот для фильма, который должен выйти в 2024 году.
«Если вы хотите придерживаться фактов, Клеопатра была македонкой. Мы искали македонскую актрису, но ее не было», — сказала Гадот в интервью BBC Arabic.
В обоих случаях было обвинение в так называемом обелении, кастинге небелых ролей с белыми актерами и актрисами. В случае с «Царицей Клеопатрой» египетские критики теперь обвиняют производство в том, что оно делает то же самое, но с измененной этнической принадлежностью.
Культурная война за Клеопатру
«Мы не часто видим или слышим истории о черных королевах», — цитирует Netflix продюсера сериала Джаду Пинкетт Смит, жену Уилла Смита. Доступ к исторически значимым женщинам затруднен, но важен, потому что они «сформировали костяк африканских наций».
Культурная война из-за Клеопатры имеет глубокую причину. Клеопатра была «представителем и заменой египетской высокой культуры с ее влиянием на Грецию и, следовательно, на возникновение западной цивилизации», — написала Гезине Крюгер, профессор современной истории и неевропейской истории в Цюрихском университете, в 2013 году в своей статье «Из Африки? Черная Клеопатра в современных дебатах».
В Соединенных Штатах чернокожие люди в первую очередь изображаются как главные герои рабства, а в последнее время и освобождения, пишет Крюгер, но определенно «как часть белой истории эмансипации и прогресса».
Ссылаясь на Клеопатру и африканский Египет, чернокожее сообщество «не только может внести свой вклад в американскую историю, но и в некотором смысле стоит у ее цивилизационного начала».
Нынешняя дискуссия вызывает недоумение и в свете того факта, что вопросы цвета кожи и «расы» не играли никакой роли в древности.
Между тем, исполнительница главной роли Адель Джеймс написала в Твиттере: «Если вам не нравится кастинг, не смотрите шоу».