Украинский кризис
Кризис, разразившийся на Украине в конце 2013 г., явился отдаленным результатом распада СССР. Украина попала в своеобразную геополитическую ловушку: ее гражданам было навязано решение непростой дилеммы – сохранять существовавшие ранее десятилетиями многочисленные связи с Россией или порвать их и присоединиться к Евросоюзу. Идея «Украина без России» расколола украинское общество на ее противников и сторонников. Еще в 2004 г. противники В. Януковича, выступавшего за поддержание связей с Россией, спровоцировали кампанию непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. Ф. Януковича, проводившего независимую политику, к власти был приведен В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в Евросоюз и военный блок НАТО.
Противостояние в украинском обществе нарастало, при попустительстве властей активизировались националистические структуры, что в итоге привело в 2013 г. к политическому кризису, который обострился не без участия отдельных стран европейского союза. С целью повлиять на результаты постсоветской интеграции, оторвать Украину от России, Швеция и Польша предложили создать так называемое восточное партнерство ЕС с бывшими советскими республиками. После того, как президент Украины В. Ф. Янукович вначале согласился подписать соответствующее Соглашение об ассоциации с ЕС, Россия предложила обсудить этот вопрос в формате трехсторонней встречи – России, Европейского союза и Украины. Однако Евросоюз в категорической форме отказался обсуждать этот шаг с Россией, несмотря на то что значительная часть экономики независимой Украины строилась на старых связях с российской экономикой. Дальнейшая эскалация конфликта последовала, когда В. Ф. Янукович предложил отложить вопрос об ассоциации с ЕС и высказал намерение войти в Таможенный союз в расчете на экономическую помощь России. Политический кризис способствовал радикализации украинского общества и фактически спровоцировал раскол страны. Противники политики Януковича, недовольные массовой коррупцией, а также решением руководства страны о приостановке евроинтеграции страны, организовали в центре Киева «майдан» – постоянный митинг протестующих, где вскоре появились вооруженные отряды националистов и фашиствующих молодчиков, преследующих собственные цели.
22 февраля 2014 г. Янукович был свергнут в результате государственного переворота. При поддержке западных государств к власти на Украине пришли националистические силы. Верховная рада изменила конституцию страны, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти законного главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. Новое руководство Украины во главе с П. А. Порошенко, выражавшее интересы, прежде всего националистических сил, усиленно вытесняло русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования, отменило закон о языке, гарантировавший официальное двуязычие, а также принятые законы об охране памятников героям и жертвам ВОВ, об ответственности за преступления фашизма и коллаборационизма. Активное неприятие таких действий новых властей на Востоке Украины, где преобладало русскоязычное население, вызвало массовые волнения, переросшие со временем в гражданскую войну. Жители Юго Востока Украины новыми властями были объявлены террористами, и против них была организована «антитеррористическая» операция с применением военной силы. Отстаивая интересы русскоязычного населения на территориях Донецкой и Луганской областей, охраняемых ополченцами, весной 2014 г. было создано два образования – Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика (ЛНР), которые отказались выполнять указания из Киева.
Весь 2014 г. после государственного переворота на Украине постоянным направлением усилий российского президента был и остается поиск путей к прекращению гражданской войны на Украине и установлению мира в Донбассе.
Присоединение Крыма к России
Весной 2014 г., когда внимание большинства россиян было приковано к олимпийским трассам в Сочи, неожиданное разрешение получил крымский вопрос, остававшийся нерешенным после развала СССР. После почти шестидесятилетнего пребывания в составе Украины Крым вновь стал российским. В феврале 1954 г. Н. С. Хрущев, из конъюнктурных соображений, «подарил» Крымский полуостров Украинской ССР. Передача Крымской области из состава РСФСР в Украинскую ССР была незаконной – такое определение вынесла Генпрокуратура РФ в июне 2015 г. В заключении подчеркнуто, что «Ни Конституция РСФСР, ни Конституция СССР не предусматривала полномочий Президиумов ВС РСФСР и СССР по рассмотрению вопросов об изменении конституционно правового статуса автономных республик, входящих в состав союзных республик». Иными словами, Президиум Верховного Совета СССР, который издал указ о переподчинении Крыма, не имел на то полномочий. Не говоря уже о том, что обсуждение этого вопроса в ВС РСФСР проходило в отсутствии кворума. Когда Украина в декабре 1991 года стала независимой, Крым без каких либо обсуждений со стороны РФ, автоматически вошел в состав Украины, хотя подавляющая часть жителей Крыма не считали такое свое положение справедливым и хотели бы остаться в составе России.
Что касается города Севастополя, то он оставался городом республиканского подчинения РСФСР вплоть до 1991 г., и в момент распада СССР его бывшие руководители должны были бы оговорить статус города, тем более, что там находился Черноморский флот России. Но этого не было сделано, и Севастополь, как и весь Крымский полуостров, также автоматически вошел в состав Украины. Позднее свое бездействие бывшие руководители РФ объясняли опасением развязывания гражданской войны, что в условиях экономической разрухи того времени было чревато саморазрушением. С самого начала политического кризиса в Киеве в конце 2013 г., руководство автономной республики Крым поддерживало действия правительства Януковича и не признало новое правительство Украины, его свергнувшее. После того как со стороны нового руководства Украины начались угрозы насилия в адрес русскоязычного населения и был отменен закон о языке, распущен Конституционный суд страны, руководство автономной республики Крым приняло решение о проведении референдума о статусе Крыма. На референдуме было предложено два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». Референдум был проведен открыто и честно. Население Крыма ясно и убедительно выразили свою волю: они хотят быть с Россией. Присоединения полуострова не произошло, если бы не было соответствующего желания большинства крымчан.
Референдум состоялся 16 марта 2014 г. и прошел в соответствии с международными правилами под наблюдением представителей разных стран. По его итогам 96,77 % принявших участие в голосовании высказалось за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, в Севастополе – 95,6 %. 17 марта, опираясь на результаты референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в которую вошел Севастополь как город с особым статусом. Вслед за этим Государственный совет Республики Крым обратился к Российской Федерации с просьбой о принятии Республики Крым в состав России в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.
Российское руководство до начала 2014 г. принимало все усилия для того, чтобы вернуть политический процесс в Украине в конституционное русло, однако после свержения легитимной власти в Киеве Президент РФ обратился в Совет Федерации и получил право на использование российских войск на территории Украины. Фактически это право не было использовано и на территорию Крыма дополнительный контингент военных введен не был. Российскими военными, дислоцирующимися в Крыму на законных основаниях (число которых не превышало 20 тыс. человек), были блокированы попытки противодействия проведению крымского референдума со стороны властей Украины и стран Запада. 17 марта 2014 г. Президент России подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. 18 марта в соответствии с новым законом Верховного Совета был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Спустя десятилетия историческая ошибка была исправлена: жители Крыма и Севастополя вернулись в родное государство.
Россия под санкциями
Стремительно развивающиеся события в Крыму, завершившиеся присоединением Крыма к России, застали страны НАТО врасплох. Европейские «сторонники демократии» не признали легитимность проведения референдума в Крыму, ссылаясь на нарушение территориальной целостности Украины. Стремясь наказать Россию за присоединение Крыма, они ввели в 2014 г. санкции в отношении некоторых сфер отечественного хозяйства. Война на Украине резко и максимально болезненно обнажила тот факт, что для Запада Украина всего лишь инструмент для радикального ослабления России. Не случайно Евросоюз, выступая на словах за мирное решение проблемы, блокировал все попытки предотвратить и остановить военный конфликт, возникший на Донбассе. Отвечая на западные санкции, исходя из принципа взаимности, Россия ввела ответные меры. По данным иностранных экспертов от введения ограничений на торговлю с РФ ЕС к середине 2015 г. понес убытки примерно на 100 млрд евро и потерял 200 тыс. рабочих мест.
Поскольку ЕС в июне 2015 г. продлил на полгода санкции против России, которые были введены год тому назад, российская сторона в интересах отечественных аграриев также продлила запрет на поставку сельхозпродуктов из ряда стран Западной Европы.
Санкции, с одной стороны, безусловно, способствовали ухудшению экономического климата в России, углублению экономического кризиса. Первой его жертвой стал в силу закрытия вследствие санкций иностранного рынка заемного капитала курс на модернизацию. Запрет импорта, отсутствие реальной конкуренции значительно снизил интерес отечественных товаропроизводителей к производству качественных, высококонкурентных товаров.
В конце третьего квартала 2014 г. темпы экономического роста в России составили всего 0,7 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как уровень инфляции в октябре этого года достиг 8,3 %. В целом в 2014 г. отток капитала из России составил 151,5 млрд долларов; это вдвое больше, чем в 2013 г. С другой стороны, западные санкции, наоборот, подстегивали российскую экономику. Санкции – лишний повод власти задуматься, как дальше эффективно модернизировать экономику, чтобы получить выгоды от происходящего. Тем более что падение производства в России началось в 2012 г. – задолго до войны санкций и отнюдь не из за них, бизнес, особенно малый, не всегда находил общий язык с бюрократией. Проведение реформ в образовании, здравоохранении, науке вызывали все больше критики со стороны населения.
Выступая летом 2015 г. на Совете по науке и образованию президент Путин подчеркнул, что Россия не пойдет на интеллектуальную изоляцию. Она способна привести лишь к отсталости. Ответом на санкции, по мнению Президента РФ, должна стать разработка стратегии научно технологического развития России, создание новых технологий, нестандартных технологических решений, производство здоровых продуктов питания.
К середине 2015 г. российская финансовая система адаптировалась к новой реальности. Но этого нельзя сказать об экономике в целом. Средняя зарплата с начала года упала на 10 %, а доходы населения – на 4–5 %. Эксперты неоднозначно оценивали ситуацию в экономике. Одни считали, что пик кризиса пройден и скором времени в российской экономике начнется рост. Другие, в том числе экс министр финансов А. Кудрин утверждал, что Россия лишь входит в полноценный кризис. На развитие российской экономики, наряду с санкциями, воздействовали резко упавшие цены на нефть, а также отсутствие «локомотивов роста», т. е. тех отраслей, которые могли бы оживить экономику. Единственное исключение – сельское хозяйство. Фермеры в условиях санкций получили хороший стимул развиваться. Раньше они проигрывали конкуренцию европейским товаропроизводителям, поскольку те получали значительно больше субсидий. Теперь же производство отечественных продуктов питания активно росло. В частности, производство сыра за первые полгода 2015 г. выросло почти на 30 %, мяса на 12 %, рыбы на 6 %. Несмотря на санкции, часть зарубежных инвесторов по прежнему доверяли России. Американские компании, пользуясь открывшимися возможностями после ухода из России ряда европейских компаний, пытались занять высвободившиеся ниши на российском рынке. На фоне падения торговли Европы с Россией товарооборот США с нашей страной вырос. Готовность инвестировать в Россию, в том числе в строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань, выразили китайские компании. Интерес к сотрудничеству в экономической сфере выразила также Саудовская Аравия.
Александр Николаевич Боханов, Людмила Евгеньевна Морозова, М. А. Рахматуллин, Владимир Алексеевич Шестаков
История России с древнейших времен до наших дней
Исчерпывающий труд от сотрудников Института российской истории РАН
Кризис, разразившийся на Украине в конце 2013 г., явился отдаленным результатом распада СССР. Украина попала в своеобразную геополитическую ловушку: ее гражданам было навязано решение непростой дилеммы – сохранять существовавшие ранее десятилетиями многочисленные связи с Россией или порвать их и присоединиться к Евросоюзу. Идея «Украина без России» расколола украинское общество на ее противников и сторонников. Еще в 2004 г. противники В. Януковича, выступавшего за поддержание связей с Россией, спровоцировали кампанию непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. Ф. Януковича, проводившего независимую политику, к власти был приведен В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в Евросоюз и военный блок НАТО.
Противостояние в украинском обществе нарастало, при попустительстве властей активизировались националистические структуры, что в итоге привело в 2013 г. к политическому кризису, который обострился не без участия отдельных стран европейского союза. С целью повлиять на результаты постсоветской интеграции, оторвать Украину от России, Швеция и Польша предложили создать так называемое восточное партнерство ЕС с бывшими советскими республиками. После того, как президент Украины В. Ф. Янукович вначале согласился подписать соответствующее Соглашение об ассоциации с ЕС, Россия предложила обсудить этот вопрос в формате трехсторонней встречи – России, Европейского союза и Украины. Однако Евросоюз в категорической форме отказался обсуждать этот шаг с Россией, несмотря на то что значительная часть экономики независимой Украины строилась на старых связях с российской экономикой. Дальнейшая эскалация конфликта последовала, когда В. Ф. Янукович предложил отложить вопрос об ассоциации с ЕС и высказал намерение войти в Таможенный союз в расчете на экономическую помощь России. Политический кризис способствовал радикализации украинского общества и фактически спровоцировал раскол страны. Противники политики Януковича, недовольные массовой коррупцией, а также решением руководства страны о приостановке евроинтеграции страны, организовали в центре Киева «майдан» – постоянный митинг протестующих, где вскоре появились вооруженные отряды националистов и фашиствующих молодчиков, преследующих собственные цели.
22 февраля 2014 г. Янукович был свергнут в результате государственного переворота. При поддержке западных государств к власти на Украине пришли националистические силы. Верховная рада изменила конституцию страны, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти законного главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. Новое руководство Украины во главе с П. А. Порошенко, выражавшее интересы, прежде всего националистических сил, усиленно вытесняло русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования, отменило закон о языке, гарантировавший официальное двуязычие, а также принятые законы об охране памятников героям и жертвам ВОВ, об ответственности за преступления фашизма и коллаборационизма. Активное неприятие таких действий новых властей на Востоке Украины, где преобладало русскоязычное население, вызвало массовые волнения, переросшие со временем в гражданскую войну. Жители Юго Востока Украины новыми властями были объявлены террористами, и против них была организована «антитеррористическая» операция с применением военной силы. Отстаивая интересы русскоязычного населения на территориях Донецкой и Луганской областей, охраняемых ополченцами, весной 2014 г. было создано два образования – Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика (ЛНР), которые отказались выполнять указания из Киева.
Весь 2014 г. после государственного переворота на Украине постоянным направлением усилий российского президента был и остается поиск путей к прекращению гражданской войны на Украине и установлению мира в Донбассе.
Присоединение Крыма к России
Весной 2014 г., когда внимание большинства россиян было приковано к олимпийским трассам в Сочи, неожиданное разрешение получил крымский вопрос, остававшийся нерешенным после развала СССР. После почти шестидесятилетнего пребывания в составе Украины Крым вновь стал российским. В феврале 1954 г. Н. С. Хрущев, из конъюнктурных соображений, «подарил» Крымский полуостров Украинской ССР. Передача Крымской области из состава РСФСР в Украинскую ССР была незаконной – такое определение вынесла Генпрокуратура РФ в июне 2015 г. В заключении подчеркнуто, что «Ни Конституция РСФСР, ни Конституция СССР не предусматривала полномочий Президиумов ВС РСФСР и СССР по рассмотрению вопросов об изменении конституционно правового статуса автономных республик, входящих в состав союзных республик». Иными словами, Президиум Верховного Совета СССР, который издал указ о переподчинении Крыма, не имел на то полномочий. Не говоря уже о том, что обсуждение этого вопроса в ВС РСФСР проходило в отсутствии кворума. Когда Украина в декабре 1991 года стала независимой, Крым без каких либо обсуждений со стороны РФ, автоматически вошел в состав Украины, хотя подавляющая часть жителей Крыма не считали такое свое положение справедливым и хотели бы остаться в составе России.
Что касается города Севастополя, то он оставался городом республиканского подчинения РСФСР вплоть до 1991 г., и в момент распада СССР его бывшие руководители должны были бы оговорить статус города, тем более, что там находился Черноморский флот России. Но этого не было сделано, и Севастополь, как и весь Крымский полуостров, также автоматически вошел в состав Украины. Позднее свое бездействие бывшие руководители РФ объясняли опасением развязывания гражданской войны, что в условиях экономической разрухи того времени было чревато саморазрушением. С самого начала политического кризиса в Киеве в конце 2013 г., руководство автономной республики Крым поддерживало действия правительства Януковича и не признало новое правительство Украины, его свергнувшее. После того как со стороны нового руководства Украины начались угрозы насилия в адрес русскоязычного населения и был отменен закон о языке, распущен Конституционный суд страны, руководство автономной республики Крым приняло решение о проведении референдума о статусе Крыма. На референдуме было предложено два вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». Референдум был проведен открыто и честно. Население Крыма ясно и убедительно выразили свою волю: они хотят быть с Россией. Присоединения полуострова не произошло, если бы не было соответствующего желания большинства крымчан.
Референдум состоялся 16 марта 2014 г. и прошел в соответствии с международными правилами под наблюдением представителей разных стран. По его итогам 96,77 % принявших участие в голосовании высказалось за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, в Севастополе – 95,6 %. 17 марта, опираясь на результаты референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в которую вошел Севастополь как город с особым статусом. Вслед за этим Государственный совет Республики Крым обратился к Российской Федерации с просьбой о принятии Республики Крым в состав России в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики.
Российское руководство до начала 2014 г. принимало все усилия для того, чтобы вернуть политический процесс в Украине в конституционное русло, однако после свержения легитимной власти в Киеве Президент РФ обратился в Совет Федерации и получил право на использование российских войск на территории Украины. Фактически это право не было использовано и на территорию Крыма дополнительный контингент военных введен не был. Российскими военными, дислоцирующимися в Крыму на законных основаниях (число которых не превышало 20 тыс. человек), были блокированы попытки противодействия проведению крымского референдума со стороны властей Украины и стран Запада. 17 марта 2014 г. Президент России подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. 18 марта в соответствии с новым законом Верховного Совета был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Спустя десятилетия историческая ошибка была исправлена: жители Крыма и Севастополя вернулись в родное государство.
Россия под санкциями
Стремительно развивающиеся события в Крыму, завершившиеся присоединением Крыма к России, застали страны НАТО врасплох. Европейские «сторонники демократии» не признали легитимность проведения референдума в Крыму, ссылаясь на нарушение территориальной целостности Украины. Стремясь наказать Россию за присоединение Крыма, они ввели в 2014 г. санкции в отношении некоторых сфер отечественного хозяйства. Война на Украине резко и максимально болезненно обнажила тот факт, что для Запада Украина всего лишь инструмент для радикального ослабления России. Не случайно Евросоюз, выступая на словах за мирное решение проблемы, блокировал все попытки предотвратить и остановить военный конфликт, возникший на Донбассе. Отвечая на западные санкции, исходя из принципа взаимности, Россия ввела ответные меры. По данным иностранных экспертов от введения ограничений на торговлю с РФ ЕС к середине 2015 г. понес убытки примерно на 100 млрд евро и потерял 200 тыс. рабочих мест.
Поскольку ЕС в июне 2015 г. продлил на полгода санкции против России, которые были введены год тому назад, российская сторона в интересах отечественных аграриев также продлила запрет на поставку сельхозпродуктов из ряда стран Западной Европы.
Санкции, с одной стороны, безусловно, способствовали ухудшению экономического климата в России, углублению экономического кризиса. Первой его жертвой стал в силу закрытия вследствие санкций иностранного рынка заемного капитала курс на модернизацию. Запрет импорта, отсутствие реальной конкуренции значительно снизил интерес отечественных товаропроизводителей к производству качественных, высококонкурентных товаров.
В конце третьего квартала 2014 г. темпы экономического роста в России составили всего 0,7 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в то время как уровень инфляции в октябре этого года достиг 8,3 %. В целом в 2014 г. отток капитала из России составил 151,5 млрд долларов; это вдвое больше, чем в 2013 г. С другой стороны, западные санкции, наоборот, подстегивали российскую экономику. Санкции – лишний повод власти задуматься, как дальше эффективно модернизировать экономику, чтобы получить выгоды от происходящего. Тем более что падение производства в России началось в 2012 г. – задолго до войны санкций и отнюдь не из за них, бизнес, особенно малый, не всегда находил общий язык с бюрократией. Проведение реформ в образовании, здравоохранении, науке вызывали все больше критики со стороны населения.
Выступая летом 2015 г. на Совете по науке и образованию президент Путин подчеркнул, что Россия не пойдет на интеллектуальную изоляцию. Она способна привести лишь к отсталости. Ответом на санкции, по мнению Президента РФ, должна стать разработка стратегии научно технологического развития России, создание новых технологий, нестандартных технологических решений, производство здоровых продуктов питания.
К середине 2015 г. российская финансовая система адаптировалась к новой реальности. Но этого нельзя сказать об экономике в целом. Средняя зарплата с начала года упала на 10 %, а доходы населения – на 4–5 %. Эксперты неоднозначно оценивали ситуацию в экономике. Одни считали, что пик кризиса пройден и скором времени в российской экономике начнется рост. Другие, в том числе экс министр финансов А. Кудрин утверждал, что Россия лишь входит в полноценный кризис. На развитие российской экономики, наряду с санкциями, воздействовали резко упавшие цены на нефть, а также отсутствие «локомотивов роста», т. е. тех отраслей, которые могли бы оживить экономику. Единственное исключение – сельское хозяйство. Фермеры в условиях санкций получили хороший стимул развиваться. Раньше они проигрывали конкуренцию европейским товаропроизводителям, поскольку те получали значительно больше субсидий. Теперь же производство отечественных продуктов питания активно росло. В частности, производство сыра за первые полгода 2015 г. выросло почти на 30 %, мяса на 12 %, рыбы на 6 %. Несмотря на санкции, часть зарубежных инвесторов по прежнему доверяли России. Американские компании, пользуясь открывшимися возможностями после ухода из России ряда европейских компаний, пытались занять высвободившиеся ниши на российском рынке. На фоне падения торговли Европы с Россией товарооборот США с нашей страной вырос. Готовность инвестировать в Россию, в том числе в строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань, выразили китайские компании. Интерес к сотрудничеству в экономической сфере выразила также Саудовская Аравия.
Александр Николаевич Боханов, Людмила Евгеньевна Морозова, М. А. Рахматуллин, Владимир Алексеевич Шестаков
История России с древнейших времен до наших дней
Исчерпывающий труд от сотрудников Института российской истории РАН