Астарта
Астарта (в переводе с греческ. языка «Aster» означает «Звезда») – так в Древнем Вавилоне называли планету и Богиню Венеру – Царицу Небес, Жену Творца, Мать Богов, Владычицу Зари, Госпожу талантов и Покровительницу всех искусств, Богиню гармонии, любви и мудрости.
Царица Небесного Искусства Звёздной Мудрости (Астро Софии) у разных народов имеет огромное множество и других имён: Иштар, Астер'т, Ашера (Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашират, Аштарот, Аштерт, Аштарта, Ашерту, Ашерот, Ашторет), Анат (Анетет, Анант, Анит, Антит), Анахита, Ад-Аргат, Атаргата (или Тарата), Хатор, Аттар, Атаргатис, Атаргатида, Афродита, Асет, Астхик, Атират, Асасе Афуа, Афара, Айст, Аэр, Аусра (Аустра, Аустрине, Аушра, Аушрине, Аустрон, Аусос), Астрея, Остара (Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Эстер, Эос), Ушас, Астара, Тара, Лада, Шукрачарья.
Астарта (в переводе с греческ. языка «Aster» означает «Звезда») – так в Древнем Вавилоне называли планету и Богиню Венеру – Царицу Небес, Жену Творца, Мать Богов, Владычицу Зари, Госпожу талантов и Покровительницу всех искусств, Богиню гармонии, любви и мудрости. Царица Небесного Искусства Звёздной Мудрости (АстроСофии) у разных народов имеет огромное множество и других имён: Иштар, Астер'т, Ашера (Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашират, Аштарот, Аштерт, Аштарта, Ашерту, Ашерот, Ашторет), Анат (Анетет, Анант, Анит, Антит), Анахита, Ад-Аргат, Атаргата (или Тарата!), Хатор, Аттар, Атаргатис, Атаргатида, Афродита, Асет, Астхик, Атират, Асасе Афуа, Афара, Айст, Аэр, Аусра (Аустра, Аустрине, Аушра, Аушрине, Аустрон, Аусос), Астрея, Остара (Остаре, Остара, Остерн, Эостра, Эостре, Эостур, Эастра, Эастур, Эстер, Эос), Ушас, Астара, Тара, Лада, Шукрачарья.
Любовь в Аду
...или, точнее, богиня Любви и Красоты в Мире усопших.
Как ее вы назовете, это всё равно — Инанна, Иштар, Астарта, Тара, Исида, Афродита, Венера, Лада... Это всё она — богиня вечно возрождающейся жизни, это Эрос противостоящий Танатосу. Жизнь против Смерти.
Богиня любви в аду
"Прикрыта грудь сеткой "Ко мне, мужчина, ко мне".
Прикрыты бедра повязкой, одеянием владычиц.
Притиранием "Приди, приди" подведены глаза.
Инанна в подземное царство идет."
"С великих небес к великим недрам".
Шумерская поэма
Как не славить, ни восхвалять самое прекрасное чувство — Любовь, которая, как сказал Данте,"движет Солнце и светила"!
Но, если муж изменил с другой, то виной тому...Она, любовь проклятая! Супруг поколачивает благоверную, а та все терпит. Из-за чего? Да всё из-за неё же, треклятой! Ну, а представительницы древнейшей профессии являются жрицами... Да-да — они усердно служат ненасытной и непотребной — Любви, будь она неладна! Сплошные противоречия! В Двуречье сложили даже песню "Мириад обязанностей владычицы", которую во всё горло распевали её на улицах Лагаша и Ура:
- Докучать, оскорблять, попирать, осквернять
— и чтить — в твоей власти, Инанна.
Уныние, бедствие, горе
— и радость, и ликование — в твоей власти, Инанна.
Опаска, испуг, ужас — сияние и слава — в твоей власти, Инанна!
"Почтение, радость, ликование, сияние и слава" — это ещё ладно, а вот "докука, оскорбления, осквернение, уныние"и всё остальное в том же духе — это уже никуда не годится! Словом, шумерская богиня любви, Инанна, наслышалась нелестных слов в свой адрес. А тут еще муж Думузи к ней охладел! Некогда возвела она его, простого пастуха, на царский трон.
И вот за это "благодарность" — некогда ему на жену обратить внимание; государственных дел, видите ли, невпроворот! В общем, решила Инанна посетить свою старшую сестру Эрешкигаль и пожить у неё. В молодости они дружили, Инанна называла её не иначе, как "моя единая". Утащил старшую сестру с небес в подземное царство Нергал, сделал своей женой, царицей Нижнего мира. Наверное не сладко Эрешкигаль там жилось, среди мертвецов. Всё собиралась Инанна проведать сестру, да амурные дела времени не оставляли.
Сейчас же, она принарядилась во всё лучшее и в сопровождении преданного слуги Ниншибура пошла по дорогам мрака. Но ворота Града смерти оказались ... запертыми! Поняла богиня любви, что явилась незваной гостьей и нехорошие подозрения посетили её. Сказала Инанна слуге:"Если я через три дня не вернусь, то обратишься за помощью к богам, иначе никогда не увидеть мне солнечного света! Теперь мы должны расстаться."
Ниншубур, заливаясь слезами, побрел прочь, богиня начала изо всех сил стучать в дверь. Вышел заспанный охранник Нети и, будто бы не узнав Инанну, грубо спросил :"Ты — кто?" Подавив негодование, она объяснила, что пришла повидаться с сестрой, царицей Эрешкигаль."Сейчас узнаю,"- ответил стражник и не спеша удалился. Его не было долго — Инанна, потеряв терпение, начала еще настойчивее колотить в ворота.
"Что там за шум такой?" — поинтересовалась Эрешкигаль. "Да сестра ваша, владычица — пояснил Нети. Хочет вас повидать. Пропустить? "Царица в гневе закричала:"Так эта шлюха осмелилась явиться сюда! Хорошо же, пропустите её, но не как богиню, а как простую смертную. А уж тут я её встречу, как следует!"
Нети вернулся к воротам, открыл створки и велел: "Снимай украшения и ступай, куда пожелаешь! "Инанна вынуждена была подчиниться:
"...снимай скорее, снимай корону
— Зачем корону?
— В подземном мире — свои законы.
Сняла корону...
— Теперь сорви, Звезда Востока, со лба повязку!
Сняла повязку..Сняла Инанна все облаченья и все наряды.
— Теперь иди! — сказал привратник, окинув взглядом
Нагое тело той, что недавно ещё сияло
Женской красотой, что возбуждало и звало
Смертных мужей к любви и к продолжению рорда...".
Перед уродливой сестрой Инанна предстала во всей ослепительной красоте своего тела. Скрипнув зубами Эрешкигаль решила, что "взгляд смерти" будет слишком легким наказанием для богини любви и натравила на Инанну повелителя болезней. Тысячей хворей набросились на прекрасную богиню! Только вдоволь насладившись мучениями сестры, садистка нанесла последний удар — "взгляд смерти".
Бездыханное тело повесили на крюк.
Со смертью Инанны как в Верхнем, так и в Нижнем мире исчезла любовь! Пострадала и сама палачка — она была обречена на мучительную вечную беременность, от которой никак не могла освободиться.
Между тем, слуга богини любви, Ниншубур, не терял времени зря. Он просил помощи у одного бога, другого, но лишь третий -Энки, отец Инанны, проявил сочувствие. Он вычистил грязь из под ногтей, слепил из них двух существ — Кургура и Галатура, затем приказал им: "Летите в Град смерти и без Инанны не возвращайтесь! Если надо, то пообещайте Эрешкигаль, что мы избавим её от мук. Действуйте!"
Те, проявив немалую находчивость и упорство, выполнили данное задание. Эрешкигаль, узнав, что Кургур и Галатур могут помочь ей, согласилась выдать тело сестры: "- Берите, навозные мухи, только скорее избавьте меня от муки! "Посланцы Энки вернули Инанне как саму жизнь, так и здоровье. Но выздоровевшая коварная Эрешкигаль отпустила Инанну в мир живых в сопровождении своих демонов: она должна была найти себе замену, как того требовали законы "Страны без возврата".
Опечаленная этим условием богиня любви явилась в мир живых. В глубокой задумчивости она вошла в свой дом и застала там... своего мужа в объятиях другой женщины! Думузи не смутился и даже прикрикнул на жену: "Возвращайся, откуда пришла! "И тут гневом вспыхнули глаза воскрешённой небожительницы. Указала она следующим за ней демонам Нижнего мира на Думузи, сказала тихо, но так, что содрогнулись стены дворца: "Муж заменит меня в вашем мире!"
Страшно закричал царь, бросился бежать прочь от демонов, хотел было укрыться в доме сестры, но и там его настигли неутомимые преследователи.
Все же царь вымолил себе поблажку: лишь каждые полгода он должен был "отбывать срок" в мире смерти, а его верная сестра вызвалась замещать Думузи в остальное время...
С тех пор богиня любви не покидала людей и уже не обращала внимание на их ворчание.
Инанне мы должны быть благодарны за то, что наши родители встретились, полюбили друг друга и в результате — родились на свет все мы, ныне живущие.
В Шумерии — Инанна, в Аккаде — Иштар, в Финикии — Астарта, много разных имён у богини Междуречья. Но схожие истории, мифы... Богиня Инанна в аду Эрнест Уоллказинс Наделённая диковинной для той местности красотой, Инанна вызывала у людей — восхищение, у богинь — зависть. Непохожая на местных красавиц (с бронзовым загаром и тёмными, цвета вороньего крыла, локонами), Инанна, по внешности схожая с Афродитой, была белолицей и рыжеволосой. Даже на картине Эрнеста Уоллказинса «Богиня Инанна в аду» своим видом она напоминает Венеру, выведшую из пены морской и запечатлённую на знаменитом шедевре Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Астарту изображали на картинах с христианским крестом в руках на фоне звёздного неба, так же, как потом в художественном искусстве предстанет перед людьми образ Девы Марии. В некоторых традициях общим символом Богородицы и Инанны считается полумесяц. Её часто изображают с белым свечением вокруг головы, очень напоминающим нимб. Но не всё так легко складывалось в жизни Инанны, как может показаться. Своей дивной красотой «матерь небес» (значение её имени) накликала на себя зависть и гнев мрачной властительницы царства мёртвых, Эрешкигаль. В мифологии есть сведения о том, как Иштар (аккадский прототип Инанны), почитаемая как богиня войны и любви, предлагала свою любовь и покровительство знаменитому герою Гильгамешу, на что получила отказ. Зная злую участь её прежних возлюбленных, он решил не испытывать на себе такого счастья. Не стерпев обиды, Иштар мстит герою, посылая на его город страшного небесного Быка, но Гильгамеш с Энкиду убивают его. Инанна всё же находит себе любимого, и снова, не равного ей божества, а простого смертного. Однако, её избранник Думузи (в аккадском мифе — Таммуз), оказался не так уж честен с богиней, ведь ему вскружила голову новая богатая жизнь и перспективы, которые пред ним раскрыло покровительство Инанны. Горюющая из-за гибели волшебного быка, богиня не находила себе места. Недолго думая, она отправилась навестить коварную Эрешкигаль. Находясь у ворот подземных владений, Инанна потребовала, чтобы её впустили. Но страж спокойно спросил причину её прихода и объяснение её действиям. Инанна не замедлила ответить, что ей нужно видеть погребение небесного быка, а впустить ее обязаны, ведь Эрешкигаль приходится ей сестрой. Прождав много времени у тёмных врат, богиня красоты даже не подозревала, какую злую шутку задумала сыграть с ней царица. Хорошо, что Инанна взяла с собой свою верную служанку, Ниншубур. Перед тем, как войти в потусторонний мир, богиня приказала девушке ждать её 3 дня и 3 ночи, а если та не вернётся — немедля созвать всех богов громким плачем и боем в барабан в доме собраний. Когда ворота открылись и холодный ветер подул в лицо Инанне, она поняла, насколько опасным может оказаться это путешествие. Но так как смелая богиня любви и распрей не привыкла отступать, она не выдала своего страха и шагнула вперёд. Хитрые стражи, по велению своей владычицы, требовали с Инанны плату за вход в каждую дверь. А на пути до зала, в котором сидела на троне Эрешкигаль, было 7 ворот. Так как Инанна не предполагала такого поворота событий, чтобы добиться цели, ей пришлось отдавать свои вещи и драгоценности, которые были надеты на ней. По дороге она раздала все принадлежавшие ей атрибуты женской силы и царской власти. Добравшись до заветной двери, Инанна осталась совсем нагой. Таким образом, Эрешкигаль, представшая перед ней в дорогих роскошных одеяниях, хотела унизить небесную богиню. Но даже без украшений и драгоценностей, Инанна оставалась столь же прекрасной, как и всегда, что ещё больше обозлило её сестру. Долго смотрев друг другу в глаза, богини продумывали свои дальнейшие действия. В чужих владениях и без волшебных талисманов, Инанна была совсем беззащитной, когда за грозную Эрешкигаль вступились 7 судей подземного мира. Лишь только взглядом Эрешкигаль и её приспешники хладнокровно умертвили Инанну и подвесили её бездыханное тело. Верная своей хозяйке, Ниншубур ждала её не смыкая глаз, и в отмеченный срок созвала божеств. Все они утверждали, что Инанна сама навлекла на себя беду и никто не властен над миром мертвых. Однако мудрый Энки нашёл выход из сложившейся ситуации, создав двух существ, подобных людям. Наделив их чудодейственной травой и живой водой, он отправил их в царство теней. К тому времени Эрешкигаль сама осознала ошибку, которую совершила. Нет, не из жалости к Инанне, не из-за угрызений совести... Просто со смертью богини любви и плодородия ни смертные, ни боги не были в состоянии родить на свет ребёнка. На тот момент Эрешкигаль была беременна, и поэтому испытывала страшную боль, когда способность воспроизведения в ней остановилась. Как раз вовремя прибыли существа и предложили ей, в обмен на избавление от тяжёлых мук, освободить Инанну. На что Эрешкигаль ответила отказом, ведь мёртвые не могут сами уйти из подземного мира. Тогда творения Энки осыпали волшебной травой и окропили мёртвое тело богини водой. Она ожила и поспешила покинуть холодный чертог, но злобная Эрешкигаль потребовала замену Инанне и приставила к ней стражу из демонов. У каждой двери она забирала обратно свои вещи, а у самого выхода встретила свою спасительницу, Ниншубур. Ожившая богиня не могла отдать в злые руки свою спасительницу, поэтому прогнала от неё коварных стражей. Выйдя на улицу, Инанна встретила множество людей, которые со слезами радости на глазах восклицали, что их покровительница вернулась. Никого из этих людей не посмела предать Инанна. Переступив порог собственного дома, богиня надеялась встретить своего, обезумевшего от страданий, супруга Думузи, но... Её возлюбленный пил вино, радовался жизни в новом окружении, не омрачаясь мыслями о пропаже жены. Увидев такую картину, богиня не смогла сдержать гнева и указала слугам Эрешкигаль на своего мужа. Думузи пытался скрыться от них, но нечисть настигла его и забрала туда, откуда нет возврата. Однако вернуться он всё-таки сумел... Ему было разрешено подниматься на землю раз в году и проводить там почти половину года, так как его сочувствующая милосердная сестра согласилась время от времени заменять Думузи в царстве мёртвых. И поэтому всё так же, как в греческом мифе о Деметре и Персефоне, где сказано, что после свадьбы с Аидом Персефоне разрешалось проводить на земле каждые полгода, и в это время природа оживала. Когда Думузи возвращается к Инаннне — наступает весна, а когда приходит время снова отправляться в мрачные владения Эрешкигаль — земля остывает от зимнего холода.
Похожие статьи:
Язычество → Фестский диск - древний гимн богине Астарте