Даниил Андреев

Даниил Андреев родился 20 октября (2 ноября нов. стиля) 1906 в Берлине, в семье писателя Леонида Андреева. Мать Даниила, Александра Михайловна Велигорская, умерла вскоре после родов.

Даниил Андреев родился 20 октября (2 ноября нов. стиля) 1906 в Берлине, в семье писателя Леонида Андреева. Мать Даниила, Александра Михайловна Велигорская, умерла вскоре после родов. Безутешный отец отказался видеть ребёнка, и воспитанием Даниила занялась сестра Александры Михайловны, Елизавета Михайловна Доброва. Мальчик рос в Москве, с детства начал сочинять стихи и прозу уже тогда с элементами мистики и фантастики. Учился в частной Репмановской гимназии (после революции 1917 она была преобразована в среднюю школу). Поступил на Высшие литературные курсы, женился. После окончания курсов работал художником-шрифтовиком, продолжая сочинять произведения, на публикацию которых при советской власти у него не было надежды.В 1937 познакомился со своей будущей второй женой, Аллой Александровной. В 1942 был мобилизован, по состоянию здоровья признан нестроевым. Служил в 196-й стрелковой дивизии, в похоронной команде, затем санитаром в медсанбате. После войны работал в Москве. 21 апреля 1947 был арестован органами госбезопасности по обвинению в антисоветской агитации, создании антисоветской группы и подготовке покушения на Сталина. Был осуждён на 25 лет тюремного заключения. Прошёл через Владимирскую тюрьму. Алла Александровна также была арестована и попала в лагерь в Мордовии. В 1954 в результате пересмотра дела срок заключения был сокращён до 10 лет. В апреле 1957 Даниил Андреев, будучи уже тяжело больным, был освобождён. Умер Андреев в Москве 30 марта 1959.

Единственная альтернатива Апокалипсису

 

Даниил АндреевАндреев Даниил Леонидович (1906–1959), русский поэт, прозаик.
Родился 20 октября (2 ноября) 1906 в Берлине, сын писателя Л. Н. Андреева. Мать умерла при родах, ребёнка воспитывали бабушка и тётя. Атмосфера дома, в котором бывали известные писатели и деятели искусства (И. А. Бунин, М. Горький, А. Н. Скрябин, Ф. И. Шаляпин…), оказала существенное влияние на духовное формирование Дани-Даниила. Он рано начал писать стихи и прозу.
По окончании средней школы и Высших литературных курсов Андреев работал художником-оформителем. Продолжал писать стихи и прозу, не имея возможности печататься.
Главной темой романа «Странники ночи» (1937) стала новая религия, объединяющая все мировые религии. Андреев назвал её «Розой Мира».
В годы Великой Отечественной войны Андреев работал над поэмами «Янтари» и «Германцы» (не завершены). В 1942 был призван в армию, участвовал в боевых действиях под Ленинградом. В конце войны был демобилизован и работал художником-оформителем в московском Музее связи.
В 1946 в соавторстве с С. Матвеевым опубликовал книгу «Значительные исследования горной Средней Азии». Работа над книгой о русских путешественниках в Африке была прервана в 1947 арестом Андреева и его жены. Андреев был обвинен в подготовке террористического акта и осуждён на 25 лет тюрьмы.
Отбывал заключение во Владимирской тюрьме. Его здоровье было подорвано, но творческий дух оставался крепок. Вместе с соседями по «академической» камере, историком Л. Раковым и физиологом В. Париным, написал книгу Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен от А до Я (опубл. в 1991). В тюрьме Андреев написал и главные произведения своей жизни – книги «Русские боги» (1955, опубл. в 1993), «Железная мистерия» (1956, опубл. в 1999) и «Роза Мира» (1958, опубл. в 1991). В этих произведениях воплощена его религиозно-философская система мироздания.
Андреев писал, что имена носителей темных и светлых сил (Гагтунгр, Яросвет, Навна и др.), названия слоев мироздания (Энроф, Шаданакар) были услышаны им во время трансцендентальных странствий по иным мирам. Мистические откровения описаны Андреевым с помощью выразительных метафор, необычного ритмического строя и новоизобретенных слов. Поэт объяснял необходимость словотворчества следующим образом: «В словах испытанных – уют, / Но в старые меха не льют / Вина младого. / Понятьям новым – новый знак / Обязан дать поэт и маг. / Искатель слова» (Не ради звонкой красоты... 1955).
Книгу «Русские боги», в которой отражены основные события русской истории, Андреев называл поэтическим ансамблем. Она включает в себя поэмы, поэтические симфонии и стихотворные циклы. Одна из главных поэм, входящих в книгу, – «Ленинградский апокалипсис». Андреев определял метод, которым она написана, как «сквозящий реализм», подчеркивая таким образом, что сквозь картины действительности проступают образы иных миров.
В «Железной мистерии» описана борьба светлых и темных сил в истории России и шире – во всех слоях мироздания. В «Розе Мира» Андреев написал метаисторию русской культуры, в том числе творимую А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, Л. Н. Толстым и др. художниками, которых он называл вестниками. Андреев считал, что создание единой общечеловеческой религии – «Розы Мира» – является единственной альтернативой апокалипсису.
Освобождение писателя из тюрьмы оставалось невозможным в течение нескольких лет после смерти Сталина и 20-го съезда партии, т. к. Андреев подал в комиссию по пересмотру дел заявление, в котором написал: «Я никого не собирался убивать, в этой части прошу мое дело пересмотреть.
Но пока в Советском Союзе не будет свободы совести, свободы слова и свободы печати, прошу не считать меня полностью советским человеком». Он был освобожден в 1957. Выйдя из тюрьмы, Андреев продолжал работать над «Розой Мира», занимался поэтическими переводами. В соавторстве с З. Рахим перевел с японского произведения Р. Хаяси.
Умер Даниил Леонидович 30 марта 1959 года. 3 апреля состоялось отпевание Андреева в храме Ризоположения на Шаболовке (отпевал протоиерей Николай Голубцов) и похороны на Новодевичьем кладбище – рядом с могилой матери.
Ни одно произведение Даниил Леонидович не было издано при жизни.
В 2003 году по заказу вдовы писателя Аллы Андреевой композитор Алексей Курбатов написал музыку к поэме Даниила Андреева «Ленинградский Апокалипсис».
 
Первоисточник: aphorisme.ru

 Из выступления Аллы Андреевой
10 марта 1989 года в московском Доме Архитектора

А. А. Андреева: На Высших литературных курсах с Даниилом Леонидовичем учились поэты Арсений Тарковский, Мария Петровых. Начав литературную работу, он понял: то, что он пишет, напечатано не будет никогда. Поэтому он освоил скромную профессию художника-шрифтовика. С 1937 года, кроме стихов, он писал роман «Странники ночи», перед отправкой на фронт закопал рукопись романа в землю. В 1945 году он выкопал полуистлевшую рукопись и начал работу над романом сначала. Мы познакомились с ним в 1937 году, в брак вступили в 1945-м. В апреле 1947 года нас арестовали. Роман «Странники ночи» для НКВД был готовым заговором. Все, кто читал роман или хотя бы слышал о нем, были посажены. «Роза мира» целиком создана во Владимирской тюрьме, она датируется 1950–1958 годами.
Вопрос: Как удалось в тюремных условиях сохранить «Розу мира»?
А. А. Андреева: Даниил Леонидович записывал ее на листках. Листки иногда отбирались во время «шмонов». Но все в камере участвовали в спасении листков, даже японцы и китайцы, которые прочесть их не могли. Кстати, в этой же камере сидели такие интересные люди, как Шульгин и академик Парин. Сейчас много пишут о сталинских тюрьмах и лагерях. А ведь было и светлое – это хорошие люди, которые есть везде. Подумайте: люди спасали записи только потому, что другой человек пишет стихи, которые они прочесть не в силах! А потом начальником тюрьмы стал Давид Иванович Крот, и он дал Андрееву бумагу, чернила, позволил писать. А с 1955 года нам разрешили переписываться, и Даниил Леонидович, чтобы использовать еще один шанс сохранить стихи, посылал их мне на открытках. Открытки были исписаны вдоль, поперек и по диагонали. Надзиратели ничего не могли разобрать, махали рукой и отдавали мне. А я отбывала заключение в мордовском лагере, рисовала декорации.
Освободилась я в 1956 году, по комиссии, на год раньше Даниила Леонидовича, и сразу поехала во Владимир, на свидание с ним в тюрьму. Сидела я, напротив – он, а рядом надзирательница млела от умиления: люди девять лет не виделись. И он под столом передал мне тетрадочку. Почему его освободили позже, чем меня? Он написал в комиссию по реабилитации, что он никакой не террорист, но до тех пор, пока в Советском Союзе нет свободы совести и свободы слова, просит не считать его полностью советским человеком. Единственное, что комиссия смогла сделать, прочитав такое заявление,– это скостить срок с 25 лет до 10, их он и досиживал до 1957 года. Я поехала в тюрьму и попросила вещи Даниила Леонидовича. И произошло чудо: начальник тюрьмы Крот отдал мне его рукописи. Мне принесли мешок. В нем все было перемешано: тетрадки, трусы, листки, какое-то тряпье и снова тетрадки! «Роза Мира» вся была написана на клочках, книгу он составил уже потом. И я повезла рукопись в другой город, к знакомой машинистке, не каждой это можно было доверить. Она печатала на работе: лежал текст, который она печатала по должности, а сверху – листок рукописи «Розы Мира». Если кто входил, она мгновенно его прятала.
Вопрос: Это не первый вечер творчества Даниила Андреева. Сколько же их было всего?
А. А. Андреева: Много! Начались они год назад в Париже. Я поехала туда к племяннику Даниила Леонидовича и там впервые выступила с чтением его стихов. Потом были вечера в ДК им. Серафимовича, ДК «Серп и молот», ДК «Красный Октябрь», в группе «Русская духовная поэзия» – всех уж не помню!
…В стихах Даниила Андреева – страшная насыщенность смыслом, такая, что в каждом стихотворении словно бы целых три. Сейчас в поэзии нет такой густоты – мелкотемье: берут фактик и накручивают вокруг него с три короба (показывает рукой, как накручивают)…
Вопрос: Не пора ли организовать сбор средств для издания «Розы мира» целиком?
А. А. Андреева: Это, может быть, придется сделать, но чуть позже. Пока мы заняты тем, что тщательно выверяем текст книги. За время хождения в «Самиздате» в ней произошли чудовищные искажения. Когда мне показали, что сейчас ходит по Москве, я пришла в ужас!
Вопрос: Скажите, идеи Даниила Андреева и Николая Рериха перекликаются? Более того – не совпадают ли один к одному?
А. А. Андреева: Мы тогда не знали книг Рериха. Перекличка всегда есть. А вот что «один к одному» – с этим категорически несогласна. Мне говорили, что последователи Николая Рериха отрицательно относятся к «Розе мира».
Вопрос: Правда ли, что «Роза мира» – всего лишь конгломерат религий?
А. А. Андреева: Неправда. Это теософия – конгломерат религий, а «Роза мира» – глубоко самостоятельное и оригинальное произведение. Этим она и отличается от теософии. Ведь Даниила Леонидовича как затягивали в теософию! А такие две уважаемые дамы, как Е. А. Бальмонт и О. Н. Анненкова, уговаривали его вступить в антропософское общество. Он вежливо, но твердо отказался. Конечно, в «Розе мира» есть вещи неортодоксальные. Но этого совсем немного. Он рыцарски относился к женщинам – отсюда идея Мировой Женственности. Есть места, где он, безусловно, ошибался. Есть и неудачные слова, есть мужская жажда пророчества утопий. Да, да, мы, женщины, знаем, что есть у мужчин такая черта. Ведь он же человек, причем даже не духовное лицо. Но вот свидетельство сидевшего с ним Василия Ивановича Парина: впечатление, что он не пишет, а записывает, быстро-быстро. А ведь писал-то он нередко стихами!
(АВТОГРАФ АЛЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ!)
…Мнения разных священников о «Розе Мира» различны. Всё зависит от широты взглядов, от степени терпимости. У Даниила Леонидовича был духовный отец – священник Николай Голубцов из Ризположенской церкви в Шаболовке. В этой церкви о. Николай нас и обвенчал в начале 1958 года. Он проник в больницу, где Даниил Леонидович умирал, исповедал и причастил его. Он же его отпел после кончины. У о. Николая претензий к «Розе Мира» не было. На вечере творчества Даниила Андреева в ДК имени Серафимовича о. Валентин Дронов из Данилова монастыря хорошо отзывался обо всем наследии Андреева. Он считает, что «Роза мира» – православная книга, так как главная её идея – Мировой Логос, – заключила Алла Александровна.
 
Первоисточник: газета «Советская Татария», № 93–94 за 22 апреля 1989 года,
статья Михаила Белгородского «О судьбе, жене и книге духовидца»

Поэт вести

«Роза мира» – беспрецедентностью своей в русской культуре – затмила замечательный свод стихов Андреева: выдающийся поэт будто добровольно уступил место пророку. Сияющий массив «Розы мира» – тем не менее – содержит немало горького, и в частности то, что люди, почитая, как неудобное им, предпочитают не замечать; кто из богатых слышит – Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко? – а ведь знают все…Увы, также плохо мы слышим и стихи. Стих Андреева – блоковски музыкальный, хотя, конечно, совершенно индивидуальный – отголосками несёт те же истины, что проведены через «Розу мира»; но художественная система стихов доступнее, вероятно, сложных построений прозаического трактата; и, тем не менее, стихи Андреева во многом – тропы к блистающей цитадели мудрости, в более узком пониманье – своеобразные ходы к монолиту «Розы мира» (чья линия в современном мире продолжена исследованьем замечательного учёного А. Зеличенко «Свет жизни»).
Стих Андреева щедр на свет – ласковый и нежный; световые потоки изливаются в душу читающего, меняя её, наставляя светом. Дар вестничества позволил Андрееву создать новую картину мировиденья – точно соткать восточный, переливающийся многими цветами символов, ковёр, где каждая нить – осмысленна, а суммарный эффект – предстаёт мистическим портретом космоса. Символ звука Андреевских стихов – огонь, но огонь не слепящий, а благостный: тут и лампада, в чьей неугасимости не стоит сомневаться, и костёр на дальнем берегу – костёр, к свету которого так надо выйти…
 
Памяти Даниила Андреева
 
Розы Мира повсюду шатёр –
Световое лученье и слава.
Что живём некрасиво, коряво,
Бездуховно живём до сих пор
Не отменит высот световых.
Роза мира возникнет, возникнет.
Станет данностью из ключевых,
Совершенных, прекрасных, великих.
…трудно жил Даниил – прорастал
Духом в новые выси и дали.
И устройство благой вертикали
Постигал, и об оном писал.
Трудно шёл к световому панно
Розы мира. И лагерь столь мрачен –
Удушающ и неоднозначен.
Трудно жил. Но страданий вино
Дух крепило, чтоб смог Даниил
Розу мира возвесть мудрым томом.
Сколь же многое собрано в оном
Под влияньем дарующих сил!
 
Александр Балтин
 

2011

Москва
 

Иллюстрации:

фотографии разных лет Даниила Леонидовича Андреева
и его жены, Аллы Александровны (1915–2005);
 обложки некоторых книг провидца;
мемориальная доска на здании Литературного института


http://www.45parallel.net/daniil_andreev/

Похожие статьи:

Даниил АндреевАндреев Даниил Леонидович - биография

Роза МираДаниил Андреев и его книга

Даниил АндреевДаниил Леонидович Андреев

2513 просмотров
Теги: Андреев

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!