Европейские иммигранты принесли сельское хозяйство в доисторическую Северную Африку
Эпоха неолита, когда были приняты сельское хозяйство и животноводство, стала одним из наиболее широко изученных периодов социально-экономических преобразований последних лет. Это был период, который привел к большим изменениям в эволюции человеческого общества.
Чаша с декором в виде оттиски Cardium. Cova de la Sarsa. 5-4 тысячелетия до н.э., Музей доисторической эпохи Валенсии.
Недавние исследования, ставшие результатом проектов, сочетающих в себе археологические раскопки и анализ древней ДНК, указывают на быстрое развитие на Ближнем Востоке, в регионе, известном как Плодородный полумесяц. Появившиеся там новшества впоследствии распространились и были приняты общинами охотников-собирателей на Анатолийском полуострове (современная Турция).
Около 8500 лет назад члены земледельческих общин пересекли Эгейское море, принеся в Грецию и на Балканы методы, аналогичные тем, которые использовались в Анатолии. Пять веков спустя некоторые из них переправились в Италию.
Эпоха неолита достигает Пиренейского полуострова
Сельское хозяйство впервые появилось на Пиренейском полуострове около 7600 лет назад. Это происходило наряду с его появлением на островах Корсика и Сардиния, а также его постепенным распространением по речным долинам континентальной Европы.
Это привело к заметному увеличению численности населения, и произошел огромный демографический сдвиг, когда местные охотники-собиратели были ассимилированы, что привело к широкому генетическому и культурному разнообразию. Эти общины были последними в эпоху мезолита.
На Пиренейском полуострове практики, которые принесли с собой неолитические популяции, были похожи на те, которые появились несколькими столетиями ранее в Италии. Украшение керамики имеет особое значение, так как оно является сильным индикатором культурной близости. Обычно она состояла из оттиснутых мотивов, известных как керамика Кардиума, в которой часто использовались морские ракушки, такие как моллюски.
Этот тип керамики был найден в прибрежных районах по всему Средиземноморью, поэтому считается, что люди эпохи неолита путешествовали на простых лодках, которые плыли близко к берегу. За относительно короткое время эти популяции заняли весь Пиренейский полуостров, где они претерпели бурную культурную эволюцию.
Пересечение Гибралтарского пролива
В то время как мезолит развивался в Европе, североафриканские общины также существовали за счет охоты и собирательства. Генетически они были очень похожи на группы несколькими тысячами лет назад, в конце верхнего палеолита, остатки которых были обнаружены в пещере Тафоральт в Уджде, Марокко. У этих групп, по-видимому, не было керамики, по крайней мере, в северном Магрибе.
Южнее Сахара выглядела совсем не так, как сегодня. Он был более влажным и даже мог похвастаться участками саванны, леса, рек и озер. Там у охотников-собирателей, по-видимому, была керамика, особенно в таких районах, как современные Мали, Нигер и Судан.
Около 7500 лет назад в Северном Марокко начали появляться следы земледелия и животноводства, а также керамика с отпечатком Кардиума, которая имела много общего с предметами, найденными в средиземноморской Иберии. В основном они были найдены на полуострове Тингитана, недалеко от современного Танжера.
Инновации в сельском хозяйстве включали выращивание зерновых культур (пшеница и ячмень) и бобовых культур (фасоль, горох и чечевица), а также разведение овец и коз. Наряду с появлением керамики, есть свидетельства того, что бусины украшали мелких морских брюхоногих моллюсков, а также бусы из скорлупы страусиных яиц, которые были широко распространены на более ранних стоянках и по всей древней Африке в целом.
Как распространялись инновации
В связи с этим возникает вопрос о том, могли ли эти инновации распространиться с Пиренейского полуострова. Если да, то каким образом они были приняты на вооружение?
Изучение человеческих останков, датируемых этим периодом, обнаруженных в Каф Тахт эль-Гар, недалеко от Тетуана в Марокко, дало ответы на эти вопросы. Анализ древней ДНК четырех человек, датируемых между 7400 и 7100 годами назад, рассказывает о скрещивании и трансконтинентальных скрещиваниях.
В отличие от предыдущих находок, неолитические обитатели этой пещеры были генетически похожи на европейских неолитических людей, в основном анатолийского происхождения (с территории, примерно соответствующей современной Турции), с вкладом древних европейских мезолитических охотников-собирателей. Местное население составляло всего 15–20% генофонда.
Это указывает на неолитическое население в области, которую мы могли бы определить как «креольскую». Генетически он был похож на тот, который существовал в то же время на Пиренейском полуострове, и сильно отличался от того, который населял этот регион несколькими столетиями ранее.
Напротив, в некрополе возрастом 7100 лет, расположенном менее чем в 200 км к югу — пещере Ифри Н'Амр Оу Мусса — была обнаружена целая община фермеров. Несмотря на то, что у них была отпечатанная керамика, их генетический профиль был полностью местным для этого региона. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что местное население просто перенимало неолитические практики, не ассимилировавшись в новом обществе.
По керамическому следу
Тысячу лет спустя, около 6500 лет назад, на неолитических стоянках на Атлантическом побережье Марокко появились новые виды керамики. Они имели пестрые украшения и, зачастую, веревочные отпечатки, похожие на те, что можно было увидеть в Сахаре.
Генетический анализ трех человек, которые были связаны с этим типом керамики, найденной в некрополе Схират-Руази, недалеко от Рабата, еще раз показывает процесс изменений. Похоже, что они произошли от неолитических популяций, но не из Анатолии, а из Средиземноморского Леванта (Ближний Восток). Считается, что они путешествовали с Синая, пересекая гораздо более влажную и гостеприимную Сахару, чем сегодня, и сопровождая стада животных. Известные как скотоводческие группы, их генетика также включает небольшой процент местных охотников-собирателей.
Наконец, 5700 лет назад, ближе к концу эпохи неолита, человеческая ДНК, обнаруженная на месте Келиф эль Баруд, также недалеко от Рабата, похоже, замыкает круг, со свидетельствами скрещивания между всеми предыдущими группами. Найденный там геном представляет собой смесь, полученную от коренных североафриканских охотников-собирателей, анатолийских фермеров, смешанных с европейскими охотниками-собирателями, и групп скотоводов из Леванта.
В общем контексте Западного Магриба это формирует основу древнего плавильного котла культур, который в настоящее время является общим для большинства его жителей. Генофонд современного населения региона представляет собой сложившийся на протяжении миллионов лет союз трех континентов.
Похожие статьи:
История → Ученые доказали, что в древности всю Европу населяли русские