Алла Андреева

Памяти Аллы Александровны Андреевой, вдовы известного русского поэта и мыслителя Даниила Андреева, скончавшейся 30 апреля 2005 года
Администратор
Администратор
Сообщений: 1928
1 день назад
В лице Аллы Александровны, в ее царственно-простых манерах, в ее слепых и всевидящих глазах мне предстало живое воплощение Традиции, «золотой цепи», связующей надмирную полноту и многомерность с нашим донельзя уплощенным и упрощенным мирком, придающей ему хоть какую-то значимость и ценность.

Ю.Н. Стефанов. «Драповые ниды»


Памяти Аллы Александровны Андреевой, вдовы известного русского поэта и мыслителя Даниила Андреева, скончавшейся 30 апреля 2005 года. В Алле Александровне чувствовалось нечто лишь отчасти человеческое. Облик словно бы сотканный из воздуха – или выцветающий, как древняя фреска, уходящий в свет. Белесоватые удивительные глаза слепой художницы.

Она не была единственной, но, возможно, оказалась последней... Чем стала для русской культуры смерть Софьи Петровны Хитрово или Любови Дмитриевны Менделеевой? Слишком просто объявить их всего лишь адресатами лирики Владимира Соловьева и Александра Блока. Слишком мало счесть Аллу Андрееву адресатом лирики Даниила Андреева и хранителем его памяти, сочинений, публикатором, наконец. Некий мистический вихрь, поднявшийся в египетской пустыне на глазах философа Вл. Соловьева в 1875 году, очертив дугу над Лондоном, Парижем, Лангедоком, Германией, Петербургом, поставил в прямом смысле слова огненную точку в ночь со Страстной Пятницы на Великую Субботу 2005 года в старой московской квартире. Ушел последний человек, воплотивший в себе великое и вдохновляющее поэтов заблуждение, известное под именем Вечной женственности, Софии, Белой богини. Метафизический ветер селился в смертных женщинах – и поэзия обретала загадку, глубину, наконец, странную темноту, недоступную уже расслабленной душе наших современников.

Более всего в уходе Аллы Александровны Андреевой поражает молчание, похоронившее эту трагедию. Здесь нет преувеличения – ни в «молчании», ни в «трагедии»... На задворках шестой страницы девятнадцатого номера «Литературной газеты» за этот год (от 6 – 12 мая 2005) примостился маленький некролог: «На 91-м году жизни в ночь с 29 на 30 апреля в результате пожара в квартире трагически погибла Алла Александровна Андреева. Алла Александровна пережила вместе с мужем все драматичные обстоятельства его жизни, включая тюремное заключение. Именно она спасла от забвения и опубликовала выдающееся произведение Даниила Андреева «Роза Мира». Выражаем глубокие соболезнования родным и близким покойной, а также почитателям таланта писателя». Этот текст оказался единственной печатной реакцией на событие. Чуть позже в интернетовской «болтовне» кто-то сообщил, что Аллу Александровну отпевали 3 мая в Боткинской больнице, в присутствии полутора сотен человек...

А ведь в этой истории может быть не только метафизическая загадочность. Более четырех лет назад та же «Литературная газета» (№ 1 – 2 за 2001 год) опубликовала обширное интервью с Аллой Александровной под названием «Рукописи горят! Алла Андреева о «Стран­никах ночи», арестах, допросах и о разрыве с Фондом Даниила Андреева» (С. 11). Здесь шла речь о некоем договоре, заключенном создательницей журнала, издательства и фонда «Урания», а также Фонда Даниила Андреева, покойной Т.Б. Антонян (между прочим, специалистом по патентному праву) – с Аллой Андреевой, в результате которого архив Даниила Андреева и издательские права на его сочинения оказались в руках дочери Татьяны Борисовны, Ирины Антонян. Аллу Александровну же отлучили от творческого наследия ее мужа. Вопиющее безумие – ведь Алла Александровна не только наследница, она не только соавтор в некотором роде — она ведь причина создания многих этих произведений... Скандал намечался очень серьезный, слова Аллы Александровны не оставляли надежды на примирение. Она говорила: «И я скажу вам такую грубую вещь: если бы в Москве открыли публичный дом с названием «Роза Мира» и Ирина Антонян могла бы получить от этого какие-то отчисления, ее бы это вполне устроило». Но неожиданно разгоревшаяся история столь же неожиданно затихла. И вот теперь вспыхнула квартира А.А. Андреевой... Быть может, это ложный след. Но в молчании вокруг недавнего пожара лжи не меньше...

В середине 1990-х автору этих строк случилось видеть и слышать Аллу Александровну. Она выступала в доме-музее Ермоловой на Тверском бульваре. Идеальная осанка, гордо поднятая голова, образцово выстроен­ная, может быть, даже сыгранная, интонация речи, зеленое платье... Облик словно бы сотканный из воздуха – или выцветающий, как древняя фреска, уходящий в свет. Белесоватые удивительные глаза слепой художницы. В Алле Александровне чувствовалось нечто лишь отчасти человеческое. Нечасто (да и было ли когда?) так случается, что существо, вдохновлявшее поэта, вспоминает о своем певце, превращая себя не только в звено временной цепи – но цепи метафизической, как писал Ю.Н. Стефанов.

Отношения Поэта и Музы – главная Тема многовековой человеческой поэзии. Сколько говорили об этом и Блок, и Андрей Белый, и Даниил Андреев. Самый зрелый из этой чреды, англичанин Роберт Грейвс, который сумел не умереть в первые пятьдесят лет жизни (что, действительно, частенько случается с поэтами) – и подробно изучить природу своего вдохновения, отождествил Музу с Белой богиней древ­нейших арийских и ближневосточных культов. Грейвс даже составил словес­ный портрет своей – и не только своей – богини: «... красивая хрупкая женщина с крючковатым носом, со смертельной бледностью на лице, крас­ными, как ягоды рябины, губами, блестящими синими глазами и длинными светлыми волосами». Когда мне случилось впервые прочесть это, я оторо­пел – слишком похож оказался портрет на Аллу Александровну. Грейвс же связал с этим образом возможность поэтического творчества вообще: «Можно сказать, что способность к поэтическому видению проверяется достоверностью изображения Белой богини...»

И вот теперь остается только гадать – неужели страшное пламя в конце апреля навсегда закрыло эту страницу истории человеческого духа, эту «скважину между мирами»?...

http://www.pravaya.ru/look/3566
Редактировалось: 2 раза (Последний: 18 октября 2012 в 19:46)
Администратор
Администратор
Сообщений: 1928
1 день назад
Над темой: Не случайный человек

Слишком поздно, отвлеченный массой мелких, бессмысленных занятий, узнал страшную весть: умерла Алла Александровна Андреева... И не просто умерла, что было, как это ни странно звучит, обыденно, ведь она уже пережила свой 90-летний юбилей... Но в наше время ничего не происходит обыденно. Алла Александровна сгорела в своей квартире. Прибежавшие на ее крик соседи ничего не могли сделать.

Она была редким, удивительным человеком. Все в ее жизни не было случайным. И конечно, не было случайным главное событие в ее судьбе: встреча с философом-визионером и последним поэтом-символистом Даниилом Леонидовичем Андреевым. Это было и ее счастьем, и крестной ношей. После ареста мужа была арестована и Алла Александровна, чтобы провести много лет в мордовских, кажется, лагерях, пока Даниил в тюрьме писал «Розу мира». Не случайно и то, что ее выпустили раньше него, и она после коротких свиданий с мужем тайно выносила на волю текст «Розы...».

Я познакомился с Аллой Александровной больше десяти лет назад, в день канонизации праведного отца Иоанна Кронштадтского. Я тогда хотел креститься, но не знал – как. То есть знал, конечно, но почему-то ноги сами собой не несли в храм. Знакомая позвонила Алле Александровне, и та – именно 2 января! – вызвала меня к себе и за руку отвела в церковь на улице Неждановой, рядом с которой жила. Когда молодой священник начинал обряд, он с сияющим лицом сказал: «Вам повезло! Сегодня канонизирован батюшка Иоанн Кронштадтский!» Потом, когда мы с Аллой Александровной пили чай, я ее спросил: знала? Нет, сказала она. Просто случайность.

Повторяю, ничего в ее жизни не было случайным, и это чувствовал каждый, с ней соприкасавшийся. Через несколько лет после крещения, поступив в аспирантуру, я стал заниматься Максимом Горьким. Казалось бы, какая тут связь? Но потом узнал: крестным отцом Даниила Андреева был друг его отца – Максим Горький. Да, атеист Горький! Так бывало иногда. Творчество своего крестного Даниил, разумеется, не любил. Не очень жаловал, насколько я знаю со слов Аллы Александровны, и прозу своего отца, особенно «Рассказ о семи повешенных». «Ведь это апология терроризма!» И так бывало. Но гениальность свою Даниил, несомненно, восприял от отца, гения широкого Замысла.

В конце жизни Алла Александровна практически ослепла. Как-то ее привели в «Литературную газету». Шел один материал, связанный с изданием ее мемуаров (увы, скандальная по вине издателей история). Я подошел к ней. «Алла Александровна! Вы меня помните? Вы меня отводили креститься...» «Конечно, помню!» – сразу же воскликнула она. И это не была отговорка, потому что память у нее была поразительная, способная выделять в жизни (и других людей) самое главное.

Она была человеком как будто совсем не из нашего времени. Да, это была та Россия, «которую мы потеряли». Коротко общавшись с ней, я на всю жизнь получил представление о настоящем русском интеллигенте и не терплю, когда ругают слово «интеллигент». Просто не надо путать интеллигенцию с профессором, берущим с абитуриентов взятки за поступление в университет. Но, будучи человеком не из нашего времени, она жила в нашем времени как-то очень уверенно, я бы даже сказал, «в соответствии». Лагерная закалка не позволяла ей хныкать на жизнь, а творческое наследие мужа, которое она любовно издавала и комментировала, четко обозначало цель и смысл ее.

И все же, все же... После ТАКОЙ судьбы сгореть, слепой, находясь одной в своей квартире! Страшно! Но может, и это не просто случайность, а напоминание? Сигнал? Звонок с того – уже – света? Уходят последние люди, не случайные на этой великой земле.

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=71&tek=3633&issue=106
Администратор
Администратор
Сообщений: 1928
1 день назад
Фестиваль русских космистов "Роза мира" посвятили памяти Анны Андреевой

Фестиваль "Роза мира", посвященный первой годовщине смерти Аллы Александровны Андреевой – вдовы знаменитого философа и поэта Даниила Андреева, прошел в ЦДРИ в Москве 6-7 мая. В фестивале, как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", наряду с учеными-философами, выступили поэты, музыканты, танцовщики.

В соответствии с идеалами "Розы Мира" – учения о грядущем преображении Планеты Земля и соединении человечества в едином служении Истине, Любви и Красоте, с сохранением многообразия форм поклонения Творцу Вселенной, - среди участников фестиваля были представители разных конфессий – православные, мусульмане, иудаисты, буддисты, кришнаиты, славянские язычники.

"Роза мира" сохранилась, несмотря на тюремный режим ее автора, и была издана трудами Аллы Александровны уже после смерти мужа.

В рамках фестиваля выступил ансамбль "Маленькая Капелла", в исполнении которого прозвучали церковные песнопения и произведения русских композиторов.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=43070

Быстрый ответ

У вас нет прав, чтобы писать на форуме.