Задолго до вооруженного конфликта в Украине, Россия выстроила у себя довольно четкую, структурированную систему информационной безопасности. Украина такой системы не имела.
Беларусь также не имеет подобной системы информационной защиты. Как и Украина, она не только экономически и энергетически зависима от России, но и имеет гораздо более серьезную информационную зависимость от РФ. В этой связи приводим аналитический материал, опубликованный на сайте украинской группы "Информационное сопротивление":
«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!», – часто повторял Йозеф Геббельс – автор пропагандистских акций гитлеровской Германии и один из основоположников информационной войны.
Лет двадцать тому, многие из нас к этой фразе даже не прислушались бы. Но сегодня, когда перед всеми нами практически ежечасно проводятся информационные кампании, скепсис исчезает сам по себе.
Информационные потоки новостей скорее размывают сознание, чем формируют мысль. Ситуация в стране запутана настолько, что получение новостной информации о событиях в Украине превратилось в рутинную какофонию.
Что не источник – то своя версия событий. Потоки сообщений стали до такой степени плотными, что объективная составляющая в них просто нивелируется.
Здесь уместно привести одну актуальную аксиому того же Й. Геббельса: «Мы не добиваемся правды, мы добиваемся эффекта». Интенсивный информационный поток с размытыми выводами, незаконченными комментариями или длинными общими фразами всегда создавал атмосферу непонимания происходящего. Аудитория, пытаясь логически понять происходящее, сама начинает додумывать выводы. Чем драматичнее – тем интереснее. Так появлялись слухи.
«Ложь, повторенная сто раз, становится правдой» – это испытанный тезис того же автора. Прекрасное подспорье для формирования мнения путем повторения речёвок, девизов или рифмованных слоганов. Красота звучания и простота для запоминания любого речитатива при многократном его повторении создает речевые символы общества, определяет образы врагов и методы борьбы с ними.
Сегодняшняя информационная война в Украине, наглядно демонстрирует, что пропагандистские акции начала прошлого века претерпели серьезную эволюцию. Современные информационные кампании стали более жесткими и быстро реализуемыми. А победителем считается тот, чья информация сильнее повлияла на аудиторию.
Украина и Россия, спустя почти четверть века, превратились в два информационных лагеря, два мировоззрения, две противоположности.
Формирование этих двух идеологий происходило не сразу. До сих пор россияне и украинцы считаются близкими по своей культуре, традициям, менталитету народами.
Украина
В Советском Союзе Украинская ССР играла роль высокопотенциального игрока. Крупные заводы, современные порты, сеть трубопроводов, огромные промышленные мощности, базы подготовки классных специалистов – все это уже в то, социалистическое время было развито в Украине. Для нее всегда были характерными высокие показатели в тяжелой и легкой промышленности, энергетике, точном машиностроении и во многих других отраслях.
После обретения своей политической независимости в 1991 году неожиданно для самой себя Украина осталась без нефти и газа, оказавшись фактически в этом плане зависимой от России.
История информационной независимости Украины постепенно трансформировалась в борьбу за возможность выгодно приобрести нефтепродукты. Продавцом эксклюзивного товара традиционно выступала Россия. Поскольку экономика Украины оставалась «газозависимой», Россия начала использовать газовые контракты, как инструмент политического давления. Кроме того, этому способствовала оставшаяся в наследство советская газотранспортная система, которая питает Европу российским газом.
Украина, понимая свое транспортное преимущество, старалась удерживать информационный паритет, считая себя ответственной за снабжение газом Европейских стран.
На каком-то этапе Украине удавалось компенсировать политические трения двусторонними договорами, в том числе предоставлением в аренду побережья Крыма для баз Черноморского флота РФ.
В российско-украинские отношения периодически добавляли «шероховатости» украинские политические выборы, традиционно влекущие за собой смену всей руководящей команды. Люстрация, актуальная и сегодня, производилась поспешно и бездумно. Налаженные договорённости и контакты, парафированные обязательства и обещания приходилось создавать заново. А отсутствие опыта у новоназначенных руководителей только усиливали негативный информационный фон против украинского руководства.
Постсоветская Украина для Европы все это время была отстраненной: «Вы у нас, но Вы не наша». В двусторонних отношениях с Европой соблюдалась некая дистанция, которая периодически подкреплялась информационными заверениями и обещаниями. Особенностью таких отношений была перманентная убежденность, что Украина станет членом Европейского союза. Фиксированная дата не оговаривалась, но этому были посвящены многие события, которые превращались в длительные обсуждения. Создавался информационный «снежный ком». По мере «таяния снежного кома» возникал новый европейский информационный повод, не дающий «снежному кому» растаять полностью.
Россия
Правопреемницей СССР после его распада провозгласила себя Россия. Парадокс, но до настоящего времени ведутся споры по поводу незаконного присвоения Россией советских резервов, запасов, фондов, активов и т.д., относившихся к Украине.
За период независимости Российская Федерация с 88 субъектами и почти 145 млн. населением стала одним из крупных геополитических игроков. Этому способствовали такие факторы:
наибольшая в мире территория и протяженность границ РФ;
владение огромными ресурсами полезных ископаемых;
страна-лидер в поставках нефтепродуктов в Европу и Китай;
политическая амбициозность лидера РФ – В. Путина.
Кроме того, Россия постоянно следит за своей безопасностью и тратит на это огромные средства. В этой связи не лишним будет сказать о том, что страна создала собственную систему информационной безопасности, то есть систему информационной защиты общества, противодействия информационным акциям.
Хронология эволюции системы информационной безопасности выглядит примерно так:
1990 г. – принятие Концепции национальной безопасности Российской Федерации;
1991 г. – формирование отдельных структурных подразделений информационной безопасности в Госдуме, в Администрации Президента, в Совете безопасности РФ;
1995 г.– создание медийной платформы для реализации замыслов информационных операций;
1996 г. – создание Подкомитета по информационной безопасности;
1999 г. – принятие Доктрины информационной безопасности РФ;
с 2001 г. – проведение активных мероприятий внешнего информационного воздействия на страны постсоветского лагеря. На информационном пространстве Украины в период 2001 – 2010 гг. были проведены информационные операции (под условными названиями) «газовая война», «блокирование развития авиационной отрасли», «языковая проблематика», «Черноморский Флот в Крыму», «маковая война», «сырная война», «трубная война», «конфетная война» и другие. Кроме этого, в это время в Украине стали обосновываться российские общественные организации.
В 2013 году Россия создала новый вид специальных войск – войска информационных операций, с задачей проведения операций и акций в киберпространстве.
В настоящий момент РФ для организации и проведения информационных операций имеет органы управления и штат исполнителей – «карманные» неправительственные организации, подконтрольные Кремлю средства массовой информации с цензурой и кремлёвской идеологией, и подразделение кибернетической разведки и влияния.
Менеджмент информационных операций возложен на Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (Управление Путина), которое находится в составе Администрации президента Российской Федерации (archive.kremlin.ru/administration.shtml).
Основными функциями Управления являются (garant.ru/products/ipo/prime/doc/6296462/) сбор и анализ интересующей информации о зарубежных странах в социально-экономической и политической сферах, проведение информационных мероприятий по внешней политике за рубежом, организация внешнего взаимодействия с зарубежными политическими и общественными деятелями, международными и иностранными организациями, средствами массовой информации.
Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами является структурой полностью подконтрольной российскому президенту. А это означает, что вся первичная информация по заинтересованным объектам (т.е. интересующим странам) изначально поступает непосредственно к президенту РФ.
Показательным являются комментарии первого руководителя этого Управления М. Колерова (2012 г.) о решении президента РФ Д. Медведева отправить в отставку двух чиновников – начальника Управления С. Винокурова и его заместителя В. Гасумянова (centrasia.ru/newsA.php?st=1336041360):
«Отставка – это наказание Сергею Винокурову за конфликтную некомпетентную деятельность, породившую массу скандалов на сопредельных территориях от Киргизии до Латвии».
Характерно, что накануне выборов президента Кыргызстана в этой стране были запущены сразу несколько крупных информационных проектов: создание пророссийских неправительственных организаций, открытие пресс-центра «Россия», Российского центра науки и культуры, Дома русской книги, а также проведены целый ряд различных форумов.
Сам же Модест Колеров стоял у истоков создания Управления Путина и был его руководителем (2005 – 2007 гг.). В последствии, Колеров объявлен персоной нон грата в Латвии в связи с угрозой территориальной целостности и экономической безопасности, а также ему запрещен въезд в Литву, Эстонию и Грузию.
После отставки Винокуров Сергей Юрьевич был назначен Заместителем директора Службы внешней разведки РФ. А его помощник Владислав Гасумянов стал одним из руководителей ГМК «НОРНИКЕЛЬ».
Сегодня знаменитое Управление Путина возглавляется Черновым Владимиром Александровичем, ставленником С.Б. Иванова– давнего друга и соратника В.В. Путина.
Система информационной безопасности РФ имеет серьезный координирующий орган при Совете безопасности – Межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по информационной безопасности. Чтобы понимать масштабность привлекаемых структур в этой комиссии на постоянной основе работают представители СВР, ФСБ, ГШ ВС, ФСО, «Газпром», «РАО «ЕЭС России», МГУ, Роспечати, Банка России, Минобразования и науки, Минтранспорта, Министерства внутренних дел, Росинформтехнологий, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства культуры и массовых коммуникаций, ГУСП (пятого управления), Министерства информационных технологий и связи и другие.
Таким образом, России удалось создать солидный потенциал для организации и проведения и обеспечения информационных операций.
Основная медийная платформа, подконтрольная Кремлю состоит из трех центров:
Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК).
Основные медийные активы ВГТРК:
Телеканалы: «Россия-1», «Россия-2», «Россия-К», «Россия-24», «Карусель», «Россия HD», «РТР-Планета», «Моя планета», «Наука 2.0», «EuroNews на русском языке», «Евроновости», «Москва 24», «Спорт», «Спорт-1», «Спорт-1 HD», «Русский бестселлер», «Кино-ТВ» «Страна», «История», «Русский детектив», IQ HD, «Мульт»;
Интернет-проекты: Вести.ru; Filmpro.ru; Vestifinance.ru; RIA.ru; Digitalrussia.tv («Цифровое телевидение»), Страна.ru, Sportbox.ru, Gmbox.ru, Travel.vesti.ru, Страна друзей;
Радиостанции: «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ», «Культура» и др.
Характерно, что в региональные филиалы ВГТРК уже включена ГТРК «Крым» (Крым, г. Симферополь).
ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» – российский медиахолдинг, был создан как дочерняя структура «Газпрома» по управлению активами в СМИ.
«Газпром-Медиа Холдинг» владеет следующими активами:
Телеканалы: «2х2»; «НТВ»; «НТВ-Плюс»; «Пятница!»; «ТВ3»; «ТНТ»;
Радиостанции: «Авторадио»; «Эхо Москвы»; «Comedy Radio»; «Relax FM»; «Сити-FM»; «Детское радио»; «Радио Energy»; «Радио Romantika»; «Юмор-FM»;
Печатные издания: «Семь дней ТВ-программа»; «Итоги»; «Караван историй»; «Панорама TV»; «Трибуна»;
Компании кинопроизводства: «НТВ-Кино»; «Comedy Club Production»; «Централ Партнершип»;
Интернет: видеохостинг «Rutube»; онлайн-кинотеатр «Now.Ru»;
ЗАО «Национальная Медиа Группа», которым владеют акционеры – банк «Россия», «Северсталь-групп», «Сургутнефтегаз», «Согаз».
«НМГ» за шесть лет объединили такие медиаактивы:
телевизионные каналы: «Пятый канал»; «РЕН ТВ»; «Первый канал» (25%); «СТС Медиа» (25%); «LifeNews»; «Crime-24».
печатные и Интернет-ресурсы: газета «Известия» (73,2 %); «LifeNews.ru»; «Marker.ru»; «LifeSports.ru»; «Super.ru»; «Crime24.ru»; «Anomaliy.ru»; «CrimeChronicle.ru»; «WowSuper.ru» и другие.
Показательно, что «НМГ» имеет наблюдательный орган — Общественный Совет, в состав которого вошли деятели культуры, политики и представители бизнеса. А возглавляет его скандальная олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы РФ Алина Кабаева.
Дополнением к выше сказанному, следует отметить развитую сеть пророссийских общественных организаций в Украине (rus.in.ua/page/18.html). По состоянию на декабрь 2013 года их официальное количество достигало около сотни. В приведенном перечне остались за списком казацкие дружины, силовые оборонные структуры, а также десятки организаций, которые как грибы после дождя стали появляться в регионах Украины, где ведутся боевые действия.
Итак, на территории Украины десятки лет создавались основы для информационной экспансии со стороны России. Затрачены огромные средства, но крылатое выражение «цель оправдывает средства» заставляет обратить внимание на цели.
Для этого обратимся известным политикам и политологам:
Александр Собянин, политолог и аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества охарактеризовал Украину, как единственную страну, без участия которой никогда полностью не состоится новая Большая страна – Евразийский союз. «Украина – страна, где политическая культура сложнее и разнообразнее, чем в России».
Дмитрий Рюриков, бывший советник Бориса Ельцина, еще в 1996 году считал Украину «временным феноменом», который рано или поздно возвратится в Россию.
Збигнев Бжезинский, американский политолог, социолог и государственный деятель, в своем труде «Великая шахматная доска» (1997 г.) дал характеристику Украине в геополитическом контексте. Он называл Украину ключевым государством, поскольку именно она затрагивает эволюцию России. По его мнению, без Украины Россия перестанет быть евразийской империей, а превратится в азиатское имперское государство. Независимость Украины лишила Россию доминирующего положения на Черном море для торговли со странами Средиземноморья и всего мира в целом. Россия без Украины неизбежно с каждым годом будет становиться все менее европейской и все более азиатской.
Андрей Илларионов, советник Владимира Путина с 2000 по 2005 гг. однажды прокомментировал мнение российского президента так: «Значительная часть украинской территории на самом деле является российскими территориями, которые достались Украине необоснованно. «Половина Украины – это Россия», или что-то типа того...».
Владимир Путин в 2008 году, при обращении к американскому президенту Джорджу Бушу, сказал: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина – это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий – это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!» И тут он очень прозрачно намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование. То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины». (censor.net.ua/r294)
Таким образом, российский информационный плацдарм в Украине уже создан и успешно функционирует. Однако Украина со своей стороны адекватных контрмер не проводила.
Что парадоксально, в спецслужбах Украины существуют подразделения информационной борьбы и информационной безопасности, но вся беда в том, что они работают рассогласованно и неумело. Причины те же, что и на передовой Востока Украины – отсутствие менеджмента и необходимых знаний. А еще – в избитом отношении к проблеме, когда на предложенные мероприятия звучит стандартная «бородатая» отговорка – «нема коштів».
Кстати, несколько лет назад в Администрации Президента Украины была попытка создания структуры по типу Управления Путина, но для работы в нем «перекинули» персонал из других подразделений, которые были на тот момент сокращены. Такой вот себе информационный отстойник…
Положительным исключением могут быть лишь последние недели событий на Востоке Украины. Информационное поле несколько упорядочилось и стали появляться очертания определенности событий, которые уже поддаются хоть какому-то анализу.
http://eurobelarus.info/news/world/2014/06/06/kak-rossiya-gotovilas-k-informatsionnoy-voyne.html
http://sprotyv.info/ru/news/874-informacionnaya-nezavisimost-ukrainy?_utl_t=fb
Беларусь также не имеет подобной системы информационной защиты. Как и Украина, она не только экономически и энергетически зависима от России, но и имеет гораздо более серьезную информационную зависимость от РФ. В этой связи приводим аналитический материал, опубликованный на сайте украинской группы "Информационное сопротивление":
«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!», – часто повторял Йозеф Геббельс – автор пропагандистских акций гитлеровской Германии и один из основоположников информационной войны.
Лет двадцать тому, многие из нас к этой фразе даже не прислушались бы. Но сегодня, когда перед всеми нами практически ежечасно проводятся информационные кампании, скепсис исчезает сам по себе.
Информационные потоки новостей скорее размывают сознание, чем формируют мысль. Ситуация в стране запутана настолько, что получение новостной информации о событиях в Украине превратилось в рутинную какофонию.
Что не источник – то своя версия событий. Потоки сообщений стали до такой степени плотными, что объективная составляющая в них просто нивелируется.
Здесь уместно привести одну актуальную аксиому того же Й. Геббельса: «Мы не добиваемся правды, мы добиваемся эффекта». Интенсивный информационный поток с размытыми выводами, незаконченными комментариями или длинными общими фразами всегда создавал атмосферу непонимания происходящего. Аудитория, пытаясь логически понять происходящее, сама начинает додумывать выводы. Чем драматичнее – тем интереснее. Так появлялись слухи.
«Ложь, повторенная сто раз, становится правдой» – это испытанный тезис того же автора. Прекрасное подспорье для формирования мнения путем повторения речёвок, девизов или рифмованных слоганов. Красота звучания и простота для запоминания любого речитатива при многократном его повторении создает речевые символы общества, определяет образы врагов и методы борьбы с ними.
Сегодняшняя информационная война в Украине, наглядно демонстрирует, что пропагандистские акции начала прошлого века претерпели серьезную эволюцию. Современные информационные кампании стали более жесткими и быстро реализуемыми. А победителем считается тот, чья информация сильнее повлияла на аудиторию.
Украина и Россия, спустя почти четверть века, превратились в два информационных лагеря, два мировоззрения, две противоположности.
Формирование этих двух идеологий происходило не сразу. До сих пор россияне и украинцы считаются близкими по своей культуре, традициям, менталитету народами.
Украина
В Советском Союзе Украинская ССР играла роль высокопотенциального игрока. Крупные заводы, современные порты, сеть трубопроводов, огромные промышленные мощности, базы подготовки классных специалистов – все это уже в то, социалистическое время было развито в Украине. Для нее всегда были характерными высокие показатели в тяжелой и легкой промышленности, энергетике, точном машиностроении и во многих других отраслях.
После обретения своей политической независимости в 1991 году неожиданно для самой себя Украина осталась без нефти и газа, оказавшись фактически в этом плане зависимой от России.
История информационной независимости Украины постепенно трансформировалась в борьбу за возможность выгодно приобрести нефтепродукты. Продавцом эксклюзивного товара традиционно выступала Россия. Поскольку экономика Украины оставалась «газозависимой», Россия начала использовать газовые контракты, как инструмент политического давления. Кроме того, этому способствовала оставшаяся в наследство советская газотранспортная система, которая питает Европу российским газом.
Украина, понимая свое транспортное преимущество, старалась удерживать информационный паритет, считая себя ответственной за снабжение газом Европейских стран.
На каком-то этапе Украине удавалось компенсировать политические трения двусторонними договорами, в том числе предоставлением в аренду побережья Крыма для баз Черноморского флота РФ.
В российско-украинские отношения периодически добавляли «шероховатости» украинские политические выборы, традиционно влекущие за собой смену всей руководящей команды. Люстрация, актуальная и сегодня, производилась поспешно и бездумно. Налаженные договорённости и контакты, парафированные обязательства и обещания приходилось создавать заново. А отсутствие опыта у новоназначенных руководителей только усиливали негативный информационный фон против украинского руководства.
Постсоветская Украина для Европы все это время была отстраненной: «Вы у нас, но Вы не наша». В двусторонних отношениях с Европой соблюдалась некая дистанция, которая периодически подкреплялась информационными заверениями и обещаниями. Особенностью таких отношений была перманентная убежденность, что Украина станет членом Европейского союза. Фиксированная дата не оговаривалась, но этому были посвящены многие события, которые превращались в длительные обсуждения. Создавался информационный «снежный ком». По мере «таяния снежного кома» возникал новый европейский информационный повод, не дающий «снежному кому» растаять полностью.
Россия
Правопреемницей СССР после его распада провозгласила себя Россия. Парадокс, но до настоящего времени ведутся споры по поводу незаконного присвоения Россией советских резервов, запасов, фондов, активов и т.д., относившихся к Украине.
За период независимости Российская Федерация с 88 субъектами и почти 145 млн. населением стала одним из крупных геополитических игроков. Этому способствовали такие факторы:
наибольшая в мире территория и протяженность границ РФ;
владение огромными ресурсами полезных ископаемых;
страна-лидер в поставках нефтепродуктов в Европу и Китай;
политическая амбициозность лидера РФ – В. Путина.
Кроме того, Россия постоянно следит за своей безопасностью и тратит на это огромные средства. В этой связи не лишним будет сказать о том, что страна создала собственную систему информационной безопасности, то есть систему информационной защиты общества, противодействия информационным акциям.
Хронология эволюции системы информационной безопасности выглядит примерно так:
1990 г. – принятие Концепции национальной безопасности Российской Федерации;
1991 г. – формирование отдельных структурных подразделений информационной безопасности в Госдуме, в Администрации Президента, в Совете безопасности РФ;
1995 г.– создание медийной платформы для реализации замыслов информационных операций;
1996 г. – создание Подкомитета по информационной безопасности;
1999 г. – принятие Доктрины информационной безопасности РФ;
с 2001 г. – проведение активных мероприятий внешнего информационного воздействия на страны постсоветского лагеря. На информационном пространстве Украины в период 2001 – 2010 гг. были проведены информационные операции (под условными названиями) «газовая война», «блокирование развития авиационной отрасли», «языковая проблематика», «Черноморский Флот в Крыму», «маковая война», «сырная война», «трубная война», «конфетная война» и другие. Кроме этого, в это время в Украине стали обосновываться российские общественные организации.
В 2013 году Россия создала новый вид специальных войск – войска информационных операций, с задачей проведения операций и акций в киберпространстве.
В настоящий момент РФ для организации и проведения информационных операций имеет органы управления и штат исполнителей – «карманные» неправительственные организации, подконтрольные Кремлю средства массовой информации с цензурой и кремлёвской идеологией, и подразделение кибернетической разведки и влияния.
Менеджмент информационных операций возложен на Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (Управление Путина), которое находится в составе Администрации президента Российской Федерации (archive.kremlin.ru/administration.shtml).
Основными функциями Управления являются (garant.ru/products/ipo/prime/doc/6296462/) сбор и анализ интересующей информации о зарубежных странах в социально-экономической и политической сферах, проведение информационных мероприятий по внешней политике за рубежом, организация внешнего взаимодействия с зарубежными политическими и общественными деятелями, международными и иностранными организациями, средствами массовой информации.
Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами является структурой полностью подконтрольной российскому президенту. А это означает, что вся первичная информация по заинтересованным объектам (т.е. интересующим странам) изначально поступает непосредственно к президенту РФ.
Показательным являются комментарии первого руководителя этого Управления М. Колерова (2012 г.) о решении президента РФ Д. Медведева отправить в отставку двух чиновников – начальника Управления С. Винокурова и его заместителя В. Гасумянова (centrasia.ru/newsA.php?st=1336041360):
«Отставка – это наказание Сергею Винокурову за конфликтную некомпетентную деятельность, породившую массу скандалов на сопредельных территориях от Киргизии до Латвии».
Характерно, что накануне выборов президента Кыргызстана в этой стране были запущены сразу несколько крупных информационных проектов: создание пророссийских неправительственных организаций, открытие пресс-центра «Россия», Российского центра науки и культуры, Дома русской книги, а также проведены целый ряд различных форумов.
Сам же Модест Колеров стоял у истоков создания Управления Путина и был его руководителем (2005 – 2007 гг.). В последствии, Колеров объявлен персоной нон грата в Латвии в связи с угрозой территориальной целостности и экономической безопасности, а также ему запрещен въезд в Литву, Эстонию и Грузию.
После отставки Винокуров Сергей Юрьевич был назначен Заместителем директора Службы внешней разведки РФ. А его помощник Владислав Гасумянов стал одним из руководителей ГМК «НОРНИКЕЛЬ».
Сегодня знаменитое Управление Путина возглавляется Черновым Владимиром Александровичем, ставленником С.Б. Иванова– давнего друга и соратника В.В. Путина.
Система информационной безопасности РФ имеет серьезный координирующий орган при Совете безопасности – Межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по информационной безопасности. Чтобы понимать масштабность привлекаемых структур в этой комиссии на постоянной основе работают представители СВР, ФСБ, ГШ ВС, ФСО, «Газпром», «РАО «ЕЭС России», МГУ, Роспечати, Банка России, Минобразования и науки, Минтранспорта, Министерства внутренних дел, Росинформтехнологий, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства культуры и массовых коммуникаций, ГУСП (пятого управления), Министерства информационных технологий и связи и другие.
Таким образом, России удалось создать солидный потенциал для организации и проведения и обеспечения информационных операций.
Основная медийная платформа, подконтрольная Кремлю состоит из трех центров:
Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК).
Основные медийные активы ВГТРК:
Телеканалы: «Россия-1», «Россия-2», «Россия-К», «Россия-24», «Карусель», «Россия HD», «РТР-Планета», «Моя планета», «Наука 2.0», «EuroNews на русском языке», «Евроновости», «Москва 24», «Спорт», «Спорт-1», «Спорт-1 HD», «Русский бестселлер», «Кино-ТВ» «Страна», «История», «Русский детектив», IQ HD, «Мульт»;
Интернет-проекты: Вести.ru; Filmpro.ru; Vestifinance.ru; RIA.ru; Digitalrussia.tv («Цифровое телевидение»), Страна.ru, Sportbox.ru, Gmbox.ru, Travel.vesti.ru, Страна друзей;
Радиостанции: «Радио России», «Маяк», «Вести ФМ», «Культура» и др.
Характерно, что в региональные филиалы ВГТРК уже включена ГТРК «Крым» (Крым, г. Симферополь).
ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» – российский медиахолдинг, был создан как дочерняя структура «Газпрома» по управлению активами в СМИ.
«Газпром-Медиа Холдинг» владеет следующими активами:
Телеканалы: «2х2»; «НТВ»; «НТВ-Плюс»; «Пятница!»; «ТВ3»; «ТНТ»;
Радиостанции: «Авторадио»; «Эхо Москвы»; «Comedy Radio»; «Relax FM»; «Сити-FM»; «Детское радио»; «Радио Energy»; «Радио Romantika»; «Юмор-FM»;
Печатные издания: «Семь дней ТВ-программа»; «Итоги»; «Караван историй»; «Панорама TV»; «Трибуна»;
Компании кинопроизводства: «НТВ-Кино»; «Comedy Club Production»; «Централ Партнершип»;
Интернет: видеохостинг «Rutube»; онлайн-кинотеатр «Now.Ru»;
ЗАО «Национальная Медиа Группа», которым владеют акционеры – банк «Россия», «Северсталь-групп», «Сургутнефтегаз», «Согаз».
«НМГ» за шесть лет объединили такие медиаактивы:
телевизионные каналы: «Пятый канал»; «РЕН ТВ»; «Первый канал» (25%); «СТС Медиа» (25%); «LifeNews»; «Crime-24».
печатные и Интернет-ресурсы: газета «Известия» (73,2 %); «LifeNews.ru»; «Marker.ru»; «LifeSports.ru»; «Super.ru»; «Crime24.ru»; «Anomaliy.ru»; «CrimeChronicle.ru»; «WowSuper.ru» и другие.
Показательно, что «НМГ» имеет наблюдательный орган — Общественный Совет, в состав которого вошли деятели культуры, политики и представители бизнеса. А возглавляет его скандальная олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы РФ Алина Кабаева.
Дополнением к выше сказанному, следует отметить развитую сеть пророссийских общественных организаций в Украине (rus.in.ua/page/18.html). По состоянию на декабрь 2013 года их официальное количество достигало около сотни. В приведенном перечне остались за списком казацкие дружины, силовые оборонные структуры, а также десятки организаций, которые как грибы после дождя стали появляться в регионах Украины, где ведутся боевые действия.
Итак, на территории Украины десятки лет создавались основы для информационной экспансии со стороны России. Затрачены огромные средства, но крылатое выражение «цель оправдывает средства» заставляет обратить внимание на цели.
Для этого обратимся известным политикам и политологам:
Александр Собянин, политолог и аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества охарактеризовал Украину, как единственную страну, без участия которой никогда полностью не состоится новая Большая страна – Евразийский союз. «Украина – страна, где политическая культура сложнее и разнообразнее, чем в России».
Дмитрий Рюриков, бывший советник Бориса Ельцина, еще в 1996 году считал Украину «временным феноменом», который рано или поздно возвратится в Россию.
Збигнев Бжезинский, американский политолог, социолог и государственный деятель, в своем труде «Великая шахматная доска» (1997 г.) дал характеристику Украине в геополитическом контексте. Он называл Украину ключевым государством, поскольку именно она затрагивает эволюцию России. По его мнению, без Украины Россия перестанет быть евразийской империей, а превратится в азиатское имперское государство. Независимость Украины лишила Россию доминирующего положения на Черном море для торговли со странами Средиземноморья и всего мира в целом. Россия без Украины неизбежно с каждым годом будет становиться все менее европейской и все более азиатской.
Андрей Илларионов, советник Владимира Путина с 2000 по 2005 гг. однажды прокомментировал мнение российского президента так: «Значительная часть украинской территории на самом деле является российскими территориями, которые достались Украине необоснованно. «Половина Украины – это Россия», или что-то типа того...».
Владимир Путин в 2008 году, при обращении к американскому президенту Джорджу Бушу, сказал: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина – это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий – это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!» И тут он очень прозрачно намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование. То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины». (censor.net.ua/r294)
Таким образом, российский информационный плацдарм в Украине уже создан и успешно функционирует. Однако Украина со своей стороны адекватных контрмер не проводила.
Что парадоксально, в спецслужбах Украины существуют подразделения информационной борьбы и информационной безопасности, но вся беда в том, что они работают рассогласованно и неумело. Причины те же, что и на передовой Востока Украины – отсутствие менеджмента и необходимых знаний. А еще – в избитом отношении к проблеме, когда на предложенные мероприятия звучит стандартная «бородатая» отговорка – «нема коштів».
Кстати, несколько лет назад в Администрации Президента Украины была попытка создания структуры по типу Управления Путина, но для работы в нем «перекинули» персонал из других подразделений, которые были на тот момент сокращены. Такой вот себе информационный отстойник…
Положительным исключением могут быть лишь последние недели событий на Востоке Украины. Информационное поле несколько упорядочилось и стали появляться очертания определенности событий, которые уже поддаются хоть какому-то анализу.
http://eurobelarus.info/news/world/2014/06/06/kak-rossiya-gotovilas-k-informatsionnoy-voyne.html
http://sprotyv.info/ru/news/874-informacionnaya-nezavisimost-ukrainy?_utl_t=fb