Сетумаа - королевство на юге Эстонии
Существует две теории о том, кто такие сету. Первая гласит, что это самые что ни на есть коренные жители Эстонии. По другой же версии, это потомки пришедших с Урала племен, которые именовались угро-финскими или, как их называли на Руси, древняя чудь.
Казалось бы, какое в нашей стране может быть королевство. Тем не менее, оно существует, находится в Южной Эстонии и называется Сетумаа. Вярска, Выру, Пылвамаа – удивительные по своей красоте места, где в основном живут сету. И в их древней культуре существует традиция, по которой каждый год в первое воскресенье августа происходят выборы нового короля. Эта традиция не случайна. Дело в том, что по легенде этого народа самый первый король сету покоится в Печорском монастыре и пребывает в состоянии, которое сродни сну. А его наместник – именно его и выбирает народ — видит те же сны, что и настоящий король, и соответственно может поведать своему народу его волю.
Процесс выборов не менее интересен, чем все остальные традиции сету. Кандидаты, претендующие на роль преемника короля, становятся на специально сделанные площадки в виде небольших помостов. И тот, вокруг которого соберется большее количество народа, становится преемником короля сету. Разумеется, все действие сопровождается народными гуляньями и пропитано духом радости, задора и веселья.
Сету вообще большие любители устраивать праздники, на которые собираются все друзья, родные и просто туристы. Ведь многим любознательным очень интересно посмотреть на изумительной красоты костюмы сету, попробовать их домашнюю выпечку и послушать народные песни на языке сету, который, кстати, очень отличается от современного эстонского языка не только какими-либо отдельными словами, а практически всем, начиная от грамматики и заканчивая самим произношением.
Язык сету намного древнее современного эстонского, а его произношение значительно мягче. Это делает его настолько неповторимым, что порой он даже кажется немного таинственным. Задушевные песни, танцы в национальных костюмах – все это традиции сету, которые все свои знания стараются передавать из поколения в поколение, продолжать свою национальную культуру.
А сохранилась эта культура благодаря национальному самосознанию сету — народа, который, несмотря на различные войны, разделы территорий, постоянную смену власти, боролся за сохранение своих прав и вынуждал всех считаться со своим мнением.
Немного о нарядах и обычаях
Конечно, современные сету отличаются от своих предков, но, тем не менее, им удалось не растерять красоту и необычность культуры своего народа. И огромную часть этой самобытной культуры составляют национальные костюмы. Наверное, мало кто знает, что на надевание женского национального костюма сету уходит около часа – столько там различных украшений и застежек. Но сам костюм, каким видят его уже непосредственно на празднике, имеет, скорее, символическое значение. Вряд ли кто-нибудь, кроме стариков, помнит, что в древности серебряные ожерелья, которые носили женщины, служили не только для украшения, но также защищали от различного рода злых сил. Поэтому зачастую ожерелье не снимали даже, когда парились в банях, настолько сильным было верование в его защиту и чудодейственность.
Большие перемены произошли и с головными уборами. Раньше, когда девушка выходила замуж, ей приходилось вставать спозаранку, чтобы традиционно заплести косы по всей окружности головы. Сверху надевался головной убор с красной лентой, похожий на элемент русского народного костюма, именуемый кокошником. Таким образом, лицо было полностью открыто, а волосы находились под головным убором.
Всего существует примерно 25 разновидностей костюмов сету, и каждый служит для определенного праздника и определенной цели. В древности, даже работая в поле, девушки в своих нарядах выглядели просто великолепно. И хотя некоторые из этих костюмов также были расшиты различными узорами, как многие современные праздничные, тем не менее, они считались повседневной одеждой.
Их разделили границы
История этого народа и его исконной земли складывалась драматично. Как известно, по Тартускому мирному договору весь Печорский край отошел к Эстонии, где был создан уезд Петсеримаа. А в 1944 году Печорский район снова стал частью Псковской области, и граница между странами рассекла область расселения сету. А в советской статистике сету вообще не выделяли в качестве отдельного народа, поэтому точных данных о его численности нет. Однако известно, что в 60-х годах прошлого века сету охотно переезжали из России в Эстонию. А на российской стороне осталось около двенадцати кладбищ, тогда как в Эстонии их всего около шести...
Сегодня эстонское государство старается заботиться об этом народе и его культуре. Министерство культуры Эстонии ежегодно выделяет 3 миллиона крон на поддержку музеев, на транспортное сообщение, на традиционные национальные представления. И если еще недавно о многих традициях сету помнили и могли рассказать лишь старики, то сегодня у молодежи проснулся интерес к тому, как жили предки. И в культурно-исторических лагерях молодые сету знакомятся с традициями своей культуры, изучают историю своего народа.
Сложилось так, что в свою культуру сету вобрали все самое лучшее как из Эстонии, так и из России, став тем самым понятными для обеих сторон. А сами они говорят о себе: «Мы не русские и не эстонцы, мы – сету».
Павел ОЗЕРОВ, moles.ee, 28.03.08
Похожие статьи:
Общество → Эстония - Земля русских предков
Язычество → Язычники: свастика — часть национальной культуры
Язычество → Язычники надеются, что Ватикан продолжит покаяние за оккупацию Эстонии