Вифлеемская звезда
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Евангелие от Матфея, Глава 2, 1 - 11
Наш век, век просвещения во многом оставил мысли может быть сначала о том, был ли на самом деле Христос или не был? И что за звезда шла, показывая волхвам дорогу?
И наш век имел как бы две крайности. Одна крайность — это то, что люди, принимая от слова до слова все, что сказано в Библии, понимали это все прямолинейно. А вторая крайность — это то, что не принимали Христа вообще и говорили о том, что это все выдуманные символы, которые не имеют ничего общего ни с историей, ни с реальностью, которая была на самом деле на Земле.
Это мнение, кстати, было присуще довольно великим умам нашего столетия, которые возглавляли движения политические, общественные и т.д. И научные круги имели взгляды совершенно противоположные на это явление истории.
Но о чем бы мне хотелось сегодня поговорить — это о явлении звезды, именно той звезды, которая вела магов. Как это событие отразилось в истории человечества? Интересовало ли это кого-нибудь? Или это — надуманная тема, на которую может быть и не стоит обращать внимание?
Город Вифлеем (Бейт-Лахли) реально существует и поныне. Он находится немного южнее Иерусалима. Согласно Библии, это – место рождения царя Давида и ожидаемого мессии, избавителя Христа.
В Библии же говорится о том, что рождение Христа должно быть возвещено некой звездой.
Итак, волхвы, согласно легенде, направили свои стопы в Вифлеем. Однако, из Библии не явствует ни сколько было волхвов, ни откужа конкретно они пришли. Говорится просто о мудрецах с Востока, но не ояень понятно, наблюдали ли они саму звезду в восточной части неба, или же увидели ее, находясь на Востоке, у себя дома. И откужа возник образ именно трех волхвов, столько знакосый нам по литературе и живописи.
Уже давно подмечено, что символика многих христианских мифов тесно переплетена с астрономией. Например, созвездие Овна и Рыб – символы христианства (ОВЕН – олицетворяет собой «осла», на котором Спаситель въехал в Иерусалим накануне Пасхи, РЫБЫ – Иисуса Христа). РЫБА – старинный знак христиан. Согласно Евангелию от Иоанна, к кресту, на котором был распят Иисус, была прикреплена табличка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 19). Если сложить начальные буквы надписи сделанные на кресте воедино, то получиться слово, в переводе с греческого означающее – «Рыба». 12 апостолов — это 12 знаков зодиака. Символ креста — пересечение экватора и эклиптики. Согласно Евангелисту Луке (2,12), Иисус Христос родился в яслях. А ведь такое название – «Ясли» – издревле носит рассеянное звёздное скопление в Раке, и некоторые звезды называются ослятами. «Тремя волхвами» называли в древности «Пояс Ориона». Само же созвездие Ориона у многих древних народов было символом воскресения. Всё перечисленное выше говорит о глубокой связи древних религий с астрономией.
Вот почему понятны и вполне оправданы современные попытки найти астрономические обоснования легенды о Вифлеемской звезде. Например, таким прообразом Вифлеемской звезды послужило редкое зрелищное соединение планет, появление кометы, метеоров или болид, вспышки новой или сверхновой звезды.
Хотя, разумеется, все это — лишь гипотезы, и возражений против любой из них при желании можно найти более чем достаточно. Они подкупают своим необычным, нетрадиционным, и главное, научным подходом к проблеме, а кроме того демонстрируют возможности астрономии, которая, как известно, уже не раз приходила на помощь историкам.
Левитан Е., Мамуна Н. Вифлеемская звезда, "Наука и жизнь", № 11, 1989, с. 98
Так пишет кандидат педагогических наук Левитан и другой лектор Московского планетария Мамуна. А в своей статье о Вифлеемской звезде они приводят очень интересные астрономические факты, касающиеся того исторического периода. Потом мы задумаемся и над тем, что они сказали в приведенном мной отрывке и сравним с тем, что написано в одном из трудов Е. И. Рерих "Криптограммы Востока". Итак, обратимся к астрономическим фактам.
В 7 году до н.э. произошло редкое тройное соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Современный аппарат планетария позволяет прокрутить время вспять и в точности воспроизвести как это было.
29 мая 7 года до н.э. Время близится к рассвету. Небо довольно светлое, хотя звезды еще видны. Звездное небо выглядит почти так же, каким мы видим его сегодня, в конце XX века, разумеется с поправкой на географическую широту и процессию. Привлекают внимание два ярких немерцающих звездных образных объекта в созвездии Рыб. Любители астрономии тут же признали бы в них Юпитер и Сатурн. В этот день планеты находились в конфигурации соединения. Угловое расстояние между ними составляло всего 0° 98′. Соединения Юпитера и Сатурна происходят редко, примерно раз в 20 лет, а в том году, как показывают астрономические расчеты, соединение было особое, тройное, т.е. планеты сходились трижды: сначала 29 мая, потом всего через 4 месяца 30 сентября того же 7 года до н.э. они вновь оказались рядом и все в том же созвездии Рыб. Вы, конечно, понимаете, что рядом они только кажутся для нас, наблюдателей с Земли. Но и это еще не все. Через 2 месяца, 5 декабря, планеты вновь оказались в соединении.
Такие тройные или великие соединения Юпитера и Сатурна повторяются примерно через 120 лет. Крестным отцом гипотезы Вифлеемской звезды с тройным соединением считается Кеплер. 17 декабря 1603 года, за несколько дней до Рождества, Кеплер наблюдает соединение Юпитера и Сатурна, причем в том же созвездии Рыб. Соединение в 1603 году было великое, тройное. В течении 6 месяцев Юпитер и Сатурн сближались 3 раза, а весной 1604 года вблизи них оказался еще и Марс.
Осенью 1603 года в созвездии Змееносца появилась сверхновая, сверхновая Кеплера. Гипотеза довольно убедительная, а все же не понятно, что могло заставить древних магов соединение посчитать за Вифлеемскую звезду? Ведь мы знаем, что многие из них были искуснейшими астрологами. Как могли они принять за одну звезду два хорошо знакомых им небесных тела, причем находящихся одно от другого на расстоянии до двух поперечников лунного диска?
С древнейших времен соединение Юпитера и Сатурна считалось особенно великим, им придавалось огромное мистическое значение. Подобные соединения служили поводом для религиозных и политических прорицаний, над ними размышляли философы ислама и христианства. Такие соединения считались предвестниками важнейших событий. Вот что написал об этом Эрих Церен в книге "Лунный бог":
Израильская традиция, по-видимому, придавала Великому соединению в созвездии Рыб большое значение. Еще в XV веке испанский философ и богослов Исаак бен Иегуда Арбабенель, отталкиваясь, очевидно, от сведений, сообщаемых Иосифом Флавием, писал о Великом соединении под знаком Рыб, которое произошло за три года до рождения законоучителя и освободителя Моисея и благодаря которому израильский народ освободился от египетского рабства. А за три века до Арбабенеля средневековый авторитет в вопросах иудаизма Маймонид (XII век) утверждал, что все израильтяне ожидают, что при соединении Юпитера и Сатурна под знаком Рыб появится новый мессия.
Великое соединение 7 года до н.э. было предсказано древними астрологами. Расчеты и предсказания, обнаруженные в Вавилонии или Сеппаре, городе известном своей астрономической и астрологической щколой, предыдущие соединения Юпитера и Сатурна, правда не тройные, в Рыбах были в 66 и 126 годах до н.э, что как считает, можно уже тогда оживить надежды на приход Мессии. Вот почему великое соединение 7 года до н.э., вероятно, и ожидали с нетерпением.
Но обращали внимание и другие астрологические события, которые близко стоят от исторического известия о пришествии Христа, и одно из них такое. Внимание американского астронома Синнета привлекло соединение, которое происходило 17 июня 2 года до н.э. По его расчетам вырисовывается такая картина.
Наблюдатель, расположившийся в этот день на вершине какого-нибудь храма-зиккурата некоего восточного города мог увидеть, как на востоке поднимается Луна, а на западе, как раз над тем местом, где только что зашло Солнце, ярко блистает Венера. Совсем рядом с ней — желтоватый Юпитер, хотя и не столь яркий. В тот день две планеты находились друг от друга чрезвычайно близко. У самого горизонта они слились в одну точку, искрящуюся как огромный светоч, а находились планеты в созвездии Льва, которое в Иудее глубоко почиталось и считалось царственным созвездием; изображение льва было на знаменах племени иудеев.
Да еще и соединение планет произошло вблизи самой яркой звезды созвездия Регула. Вообще-то вблизи Регула в ту пору было два соединения Юпитера и Венеры: одно — 12 августа 3 года до н.э., второе — 17 июня 2 года до н.э. Но в первом случае планеты были видны на востоке на утреннем небе, и угловое расстояние было довольно большое, а во втором — над западным горизонтом, всего через несколько дней после наибольшего восточного элангации Венеры, и угловое расстояние между планетами было гораздо меньше.
Конечно не могло остаться незамеченным и астрономическое событие такого типа, как комета. Но мы знаем, что кометы всегда связывают с большими изменениями в политике, в общественной жизни и вообще в изменении планеты, в изменении на влияние психики человека.
Так какое же событие происходило тогда, близко к этому историческому событяию? Один из исследователей — ученых начала века пишет, что таким событием могла быть комета, которая прошла из созвездия Ориона из Пояса Трех Магов в группу Ясель в созвездии Рака, и, конечно, говорится о том, что необходимо еще доказать о точности этих вычислений, но все-таки это имеет прямое отношение к тем событиям и стоит очень близко от исторического периода. Хотя еще в 1305 году флорентийский художник Джотто ди Бондоне на фреске поклонение волхвов в виде Вифлеемской звезды. Именно он изображал комету Галлея, которая была в 1301 году, но тот вопрос о комете Галлея и о связых вообще Вифлеемской звезды с кометами довольно сложен и подвергался исследованию как со стороны ученых, так и со стороны художников, которые также занимались этим вопросом и отражали это в своих живописных полотнах.
В начале XX века гамбургский астроном Стенцель доказывал, что основой легенды могла послужить комета Галлея 12 года до н.э. Китайские хроники гласят, что комета появилась около 25 августа в созвездии Близнецов и исчезла примерно через 60 дней в Скорпионе. При этом она проходила и вблизи Регула и около рассеянного звездного скопления Ясли в Раке.
И, наконец, еще одна из гипотез, касающейся этой звезды, — это вспышка новой или сверхновой звезды. Доказательством могут служить свидетельства о подобных вспышках в древних хрониках. В китайских летописях Ма-Туан-Линь есть упоминания о двух звездных гостях, появившихся одна в 5, другая — в 4 году до н.э. Первая из них заблистала около 24 марта 5 года до н.э. Анализ китайских и корейских хроник показывает, что ее наблюдали около 70 дней в восточной части неба невысоко над горизонтом в созвездии Козерога. О том, что именно она могла послужить основой легенды, указывает английский астроном Кларк и Паркинсон, хотя в астрономической литературе, посвященной именно Вифлеемской звезде, эту звезду-гостью иногда называют кометой.
Американский ученый Мурхауз склоняется к тому, что прообразом Вифлеемской звезды стала новая или сверхновая звезда 4 года до н.э. Китайские хроники указывают, что эта мерцающая звезда появилась в созвездии Хокку. Именно в этой области неба, неподалеку от Орла, в 1975 году был открыт пульсар, т.е. след вспышки сверхновой. Пульсар удивительный, двойной. Трудно конечно сказать какой яркости была эта сверхновая. По некоторым оценкам ее яркость была очень сильна. Расчеты показывают, что в первый день года (начало года в древности было весной) из Иерусалима ее можно было видеть как раз над Вифлеемом. Для жителей древнего города, всегда ждавших и искавших небесных знамений, вспышка звезды не прошла незамеченной.
Как видим из этого беглого анализа дат, цифр и некоторых астрономических выкладок, мы можем судить, что эта тема не оставляла человечество, и люди постоянно возвращались, ученые и искатели, художники к этой теме и пытались как-то ее объяснить.
Совсем иной свет проливает на тему Звезды, указывающей магам рождение Христа, книга "Криптограммы Востока". Мы знаем, во-первых, что Рерихи, предприняв довольно трудное и долгое путешествие по землям Азии, и имея возможность очень глубоко проникнуть в археологический материал, в документы, летописи, оставленные тысячелетиями, в храмах различных религий: буддизма и даже противоположной веры бонпо. Это удавалось им, во-первых, благодаря тому, что Юрий Николаевич обладал колоссальным знанием языков и местных наречий и мог свободно общаться с теми людьми и ламами, и представителями различных религий, которые доверяли им различные и рукописи, и летописи, и устные предания. А мы знаем, что Восток имеет огромную традицию устных преданий, в которых передаются знания.
Но, конечно, еще не это важно было, а важно и то, что духовный настрой этой экспедиции, хотя они были представители от страны США, и были русскими по национальности, и могло как-то вызвать у местного населения, и, кстати, вызывало у местного населения, у различных губернаторов и представителей китайских властей и т.д. некоторые нежелательные эксцессы, которые затрудняли путь познания Рерихами. Все-таки духовные люди открывали им много знаний, и из этих исторических материалов, из общения с довольно высокими людьми (мы знаем, что были общения и с Великими Учителями Востока) складывались книги Живой Этики, складывались дневниковые записи, и, конечно же, сложилась и такая книга как "Криптограммы Востока". Она имеет очень интересные материалы, касающиеся именно периода рождения Христа. Что же в ней написано в разделе, так и называемом "Звезда"?
Что это за Звезда, которая вела магов? Конечно, это Указ Братства, чтоб приветствовать Иисуса и сохранить и передать бедной семье некоторые средства.
По лицу земли, не зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день. Когда мы слышали: «Близко», именно тогда мы теряли всякие признаки жилья.
Это начало повествования о появлении на свет Великого Учителя Христа и о звезде. И сразу же нам бросается в глаза абсолютно не совпадающий взгляд на проблему астрономов, т.е. говорится не о сочетании планет, не о комете, а говорится об указе Братства и вводится следующий термин — терафим. И если мы задумаемся над этим, то рассуждая даже логически, мы можем прийти к мысли, что, во-первых, надо разобраться, что такое терафим и почему это явление могло указать им путь к рождению Мессии или к рождению Великого Учителя.
Видно из восточных источников, что терафим имеет два вида и представляет собой новое психическое явление для Запада и совершенно известное и реальное и жизненное явление для Востока. Терафим может быть физический, т.е. присущ нашему плотному миру и может быть присущ тонкому плану, другому миру.
Физический терафим готовится при помощи концентрации мысли на определенном предмете. В книгах Живой Этики сказано конкретно как раньше в древности готовился терафим, как долго он мог сохранять информацию, которая на него наслаивалась. Сейчас это, в общем-то, для нас уже и не является каким-то особым открытием. Если может быть в начале 20 века это могло удивить западный научный мир, то сейчас мы понимаем, что мысль является вещественной, фотография ее существует, и что она даже превышает вес некоторых малых микробов, что она остается, и благодаря таким способностям как притяжение, наслаивание, может оставаться на определенном предмете тысячелетия.
Но здесь говорится, конечно, о терафиме не физического плана, потому что терафим тонкого мира, т.е. как бы психический центр, который мог бы сконцентрировать большую энергию и нести при этом знания, которые периодически могли принимать волхвы, которые шли по пути или "по лицу Земли". Так вот, когда был указ Братства, это и говорится здесь об этом терафиме, который сопровождал их путь и привел в конце концов к месту, где было рождение Христа. Далее идет интересный диалог между терафимом и волхвами-магами, которые пришли с дарами:
Потушив огонь, мы возложили руки и спросили: «Куда нам идти дальше?» Было сказано: «Ближе близкого, ниже низкого, выше высшего». Не поняв смысла, мы просили Указа. Но было сказано только: «Пусть уши слышат».
Здесь, конечно, для нас может показаться весьма странным какое-то соединение и появление звезды и указа Братства и терафима, но все это настолько слито воедино и для человека, постигшего психические тайны и возможности, является естественным.
Последние исследования японских ученых направлены как раз в этом направлении, и даже был объявлен конкурс по поводу лучших дизайнерских разработок, научных разработок в области психических исследований. Т.е., оказывается, можно создать психический провод, передающий информацию, который как бы магнетизирует это направление мысли и работает так же, как телеграфный и другие провода, передающие информацию, как работает кабельное телевидение, но на гораздо более высочайшем уровне и передающем гораздо большую информацию.
Возвращаясь к "Криптограммам Востока", мы видим, что диалог продолжается до тех пор, пока терафим точно не указывает места и когда им идти. И маги выбирают этот точный совет, используют его и приносят Христу, родившемуся Учителю дары, смирну и некоторые небольшие богатства, которые помогли бы выжить бедной семье.
Интересно, что статья ученых, которую я приводил в пример, заканчивается таким реверансом в сторону атеизма, а может быть и такого несмелого, но все-таки размышления над религией. Они приводят отрывок из Булгакова "Мастер и Маргарита":
– Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, хотя он и совершенно не совпадает с евангельскими рассказами.
– Помилуйте, – снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, – уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на евангелия как на исторический источник… – он еще раз усмехнулся.
Этот отрывок из "Мастера и Маргариты" относится как раз к атеистической профессуре, которая, наверное, не видит в Евангелие ни исторического, ни космического смысла. Тогда, конечно, смысл теряется во всем. Но, как интересно, в Евангелие, как оказывается, существует и исторический, и космический смысл. И если говорить немного о житиях святых (это другая отдельная тема, которой мы может быть коснемся позжк), окажется, что житие составлялось таким образом, что оно касалось, как астрономических явлений, происходящих на нашем небосклоне, так и тех великих изменений, которые происходили на лице Земли.
Андрей Миллер, Радио 4
http://www.roerich.ee/radio_rus.htm