Мистики: Взрастивший розу всех религий
Вполне возможно, что вы уже слышали имя Даниила Андреева, создателя уникальной книги — "Роза мира". Внимательный читатель найдет в этом произведении, жанр которого каждый волен определить самостоятельно, что-то свое. Одни рассматривают книгу как историософский трактат, другие трактуют ее как очерки по философии, третьи листают как занимательный фантастический роман. Есть и те, кто относит последователей изложенного в труде учения к сектантам.
Вполне возможно, что вы уже слышали имя Даниила Андреева, создателя уникальной книги — "Роза мира". Внимательный читатель найдет в этом произведении, жанр которого каждый волен определить самостоятельно, что-то свое. Одни рассматривают книгу как историософский трактат, другие трактуют ее как очерки по философии, третьи листают как занимательный фантастический роман. Есть и те, кто относит последователей изложенного в труде учения к сектантам.
Второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Андреевой начал писать свой 12-томный труд во Владимирской тюрьме и завершил его после освобождения в октябре 1958 года. Философ-мистик Даниил Андреев скончался 30 марта 1959 года. Рукопись одного из самых оригинальных произведений русской литературы и философии прошлого столетия чудом спасла Алла Александровна Андреева — вдова писателя. При жизни Даниила Андреева ни одно его произведение не увидело свет.
Длительное время "самиздатовская" "Роза мира" ходила с рук на руки. Она была опубликована только в 1991 году. Так и вышло, что книги прошла мимо широкой публики: в советские времена на всю многомиллионную страну читателей самиздата было с гулькин нос, а после развала великой страны любителей "печатного слова" осталось и того меньше.
По сути, Даниил Андреев был автором не одного произведения, а триптиха. Все изложенное им в "Розе мира" повторено когда кратко, когда развернуто, в поэтической форме в "Русских богах" и в "Железной мистерии". Андреев — автор и других произведений, но не все они дошли до нас: например, роман "Странники ночи" был уничтожен в недрах МГБ после ареста писателя.
Биографические сведения о жизни Андреева скудны так же, как и его библиография. Родился Даниил Андреев 20 октября (2 ноября) 1906 года в Берлине. Через несколько дней после его появления на свет от послеродовой горячки скончалась его мать, а отец так и не смог простить сыну то, что он невольно стал причиной ее смерти. Ребенка взяла на воспитание родная тетка — Елизавета Михайловна Доброва (девичья фамилия Велигорская). Дом ее супруга, известного московского врача Филиппа Александровича Доброва, стоял в Малом Левшинском переулке, выходящем на Пречистенку.
В 1913 году, заразившись от внука дифтерией, умирает его бабушка Евфросинья Варфоломеевна Велигорская (урожденная Шевченко). Тем же летом на даче на Черной речке под Петербургом — там, где некогда встретились на дуэли Пушкин и Дантес — шестилетний Даниил пытался свести счеты с жизнью, страстно желая поскорее встретиться с мамой и бабушкой. Мальчика удержали на мосту в последний момент.
Приемная семья воспитывала маленького Даню как родного сына. Позже и сам Андреев признает свое детство счастливым. Хлебосольные Добровы принимали у себя в гостях весь цвет московской интеллигенции: Бунина, Скрябина, Шаляпина, актеров Художественного театра и многих других. А "буревестник" пролетарской революции Горький станет крестным отцом Даниила.
Андреев рано начал писать стихи и прозу. Весной 1915 года он создал свое первое стихотворение "Сад". Несмотря на то, что позже Андреева обвиняли в уклонении от ортодоксального христианства, писатель всю жизнь прожил как убежденный православный христианин.
В августе 1921 года в одном из скверов, окружавших Храм Христа Спасителя, подросток увидел картину "Небесного Кремля". Второе видение — переживание Всемирной истории как единого мистического потока — произошло на Пасху 1928 года в церкви Покрова-в-Левшине.
В октябре 1942 года Андреева призвали в действующую армию. Он состоял в похоронной команде, был санитаром, художником-оформителем. На войне его даже не ранило. В составе 196-й Краснознаменной стрелковой дивизии по льду Ладожского озера в январе 1943 года Андреев вошел в блокадный Ленинград. Однако физически он слаб и душевно измотан. 25 июня 1945 года его признали инвалидом Великой Отечественной войны 2-й группы.
21 апреля 1947 года Андреева по доносу и за роман "Странники ночи" арестовывают. 25 лет лагерей на тот момент были высшей мерой в СССР. Чудо, что остался жив — не расстреляли больного человека, только уничтожили все плоды его творчества и посадили за компанию родственников и друзей.
Подоспевшая хрущевская оттепель не выпустила Андреева на свободу, а лишь сократила его срок до десяти лет. Арестант Владимирского централа никак не желал признавать советской власти без гарантированных демократических свобод. Но удивительно дело — Андреев никогда не сетовал, не плакался на судьбу. Когда дядьки на соседних нарах здоровенными кулаками размазывали слезы, этот доходяга не проронил по отношению к своим мучителям ни слова упрека, ни жалобы.
Вот такой удивительный человек написал удивительную книгу. Смысл написания "Розы мира" автор не только не скрывает, но и прямо декларирует: как пострадавший от мировых войн и единоличной тирании, Даниил Андреев выступает против этих бедствий.
Как и у любого гения, у Андреева были предшественники и предтечи. И те, кого он сам называет в своей книге, и те, чье влияние угадывается, хотя автор их не упоминает. Среди них известные мистики Мейстер Экхарт, Яков Беме, Эммануил Сведенборг, Елена Блаватская, Рудольф Штайнер; философы Сократ, Петр Чаадаев, Владимир Соловьев; поэты и литераторы Данте, Достоевский, Блок, Мережковский.
Но от новаторства настоящего художника никуда не деться. Андреев впервые провел четкую грань между понятиями "гений" и "талант", "пророк" и "вестник". Авторское чутье безошибочно выделяет вестников среди строителей русской культуры и находит элементы вестничества в творчестве талантливых художников. Андреев по-новому предлагает взглянуть на человеческую историю, которая из-за ряда подмен со временем превратилась в хронику войн, убийств, злодеяний, революций, переворотов — иначе говоря, вместо описания творческих созидательных процессов сосредоточилась на разрушительно-гибельных тенденциях.
По мнению некоторых исследователей, книга "Роза мира" является эзотерической, потому что "автор верит в существование чертей, Сатаны, "стихиалей", духовных монад, демиургов народов, соборные души, "эгрегоры" и "даймоны", "раругов", "Лилит", умерших героев и исчезнувшие храмы, но также в Бога, Христа, ангелов". Удивительное совпадение: примерно в это же время на другом конце света, в Туманном Альбионе Толкиен вынашивал план своего "Властелина Колец", где даймоны названы эльфами. Правда книгу Андреева в последнюю очередь можно отнести к жанру фэнтези.
Игорь Буккер
http://www.pravda.ru/society/fashion/09-03-2012/1110031-rosa_mira-0/
Похожие статьи:
Роза Мира → Вселенская Церковь "Роза Мира"
Роза Мира → Даниил Андреев и его труд "Роза Мира"
Культура → «Роза Мира» (петербургская премьера) и «Весенняя кантата»