Рудольф Штейнер
Рудольф Штейнер (также Штайнер; нем. Rudolf Joseph Lonz Steiner, 27 февраля 1861 — 30 марта 1925) — австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор; эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик XX века, автор многих сочинений (1883—1925), давший более 6000 лекций по всей Европе (1900—1924); основоположник антропософии и антропософского движения.
Основатель Антропософского общества. Теоретическая и практическая деятельность Р. Штейнера была подчинена идее синтеза естественнонаучных знаний и религиозно-нравственных основ бытия. Автор фундаментальных книг "Теософия", "Тайноведение", "Как достигнуть высших миров", "Очерк тайноведения", "Теория познания гётевского мировоззрения", "Истина и наука", "Философия и свобода", "Мировоззрение Гёте", "Миро- и жизневоззрения в 19 столетии", "Геккель и его противники" и др. Однако основной формой его деятельности оставались лекции, которые до сегодняшнего дня в России не издавались.
Конспект лекций о молитве "Отче наш",
прочитанный ок. 1905 г. в Берлине.
Каждая молитва медитативна по существу. Это способ переживать в себе божественные духовные потоки мира, сливаться с ними, и жить в них. Цель молитвы - как и медитации - пробуждение дремлющих сил человека, открывающих доступ в высшие миры.
Молитва не должна выпрашивать чего-либо у Бога. Основное ее настроение должно быть: Твоя Воля да будет! Результатом явится подъем и растворение в Божественном мире.
Отличие молитвы от медитации в преобладании чувства над мыслью. Однако и в молитве, и в медитации присутствует возможность соединения человека с Богом. Что было бы невозможным, если бы человек не был сам излиянием Бога.
Человек имеет семиричную природу: физическое тело, эфирное, астральное.
Тело "Я" - зачаток будущего преображения человека, точка опоры для изменения своей природы, в которой главенствуют духовные элементы человека - Манас, Будхи и Атма. В настоящее время слабее всего у человека развита воля, связанная с Высшим началом, которое в восточной традиции принято называть Атма.
Теперь человек по преимуществу существо незнающее. Но как мало из того, что человек может познать, он может и хотеть, волить. В грядущем воля разовьется для Великой Жертвы ради пробуждения жизни и вселенского Творчества.
Другое начало в Боге - Образ, Отец. Когда Бог, Атма (Воля) жертвует собой, он излучает Вселенную. Образ своего Существа, он излучает то, что называется Царством.
Минеральное царство, растительное царство, животное царство. И тогда человек - синтез трех царств с Божественным.
Человек дает Имя, т.е. обладает способностью различения. Если вы хотите разобраться в этом, если вы желаете понять, к чему вы должны подняться в результате своей эволюции, то вы ощутите, что способность различения носит черты воли. Если вы хотите подняться к тому, что есть носитель Воли, через Атма подняться к Будхи. то в Божественном мире оно представляется Царством.
И если вы хотите подняться к тому, что вы познаете в Именах, понятиях и идеях вещей, то в Божественном мире это представляется как Имя.
Все вместе называется Высшей Троицей человека.
Астральное тело - носитель всех живущих в человеке влечений, желаний и страстей, всего, что приливает и отливает в человеческой душе, как ее радость, наслаждение и страдание.
Эфирное тело - темперамент человека, характер его, постоянные склонности его. Тайноведческое обучение состоит не в теоретическом зачивании, а в том, что человек развивает в себе обычно столь неподвижно сложившиеся формы эфирного тела. Им человек связан со своим народом. Надо перерасти свои национальные черты, особенности, опираясь на астральное тело - носитель индивидуальности, личного в человеке. Вина или долг есть нечто связанное с погрешностью эфирного тела.
Грех, связанный с астральным телом, называется искушением. Это личный грех человека, возлагаемый им на себя.
Человек становится самостоятельным для того, чтобы изжить эгоизм, он должен выработать самоотверженность, чтобы она стала неотделимой чертой его самостоятельности.
Прегрешения "Я" человека против развития его духовности называется злом. Слово "зло" никогда не применяется в тайноведении ни для чего другого, как только для обозначения прегрешения, исходящего от человеческого "Я".
Зло есть грех, совершенный эфирным телом в общественной жизни человека. И искушение есть то, что может произойти с астральным телом, поскольку оно способно на личный грех.
Развивая в себе преодоление греха, человек приходит к Отцу на Небесах посредством Имени, Царства, Воли. Имя должно ощущаться таким, чтобы оно светилось. Всё окружающее пусть будет для тебя светом. Святи (окружающее) и врастай в Царство, которое есть изличние Бога, и развивайся ввысь к той Воле, которая есть Атма, но одновременно и часть Бога.
Теперь представьте себе Человека, погруженного в медитацию, в смысле описанного развития: ему надо сочетать 7 составных частей человека в семи прошениях молитвы: "Отче наш, который на небесах". Этим обращением указывается на самое внутреннее существо человека.
Три первые прошения относятся к трем высшим членам человеческой природы, к божественному содержанию человека:
"Да святится Имя Твоё,
Да приидет Царствие Твоё,
Да будет Воля Твоя".
Затем мы переходим от Духовного Царства к Царству земному: "... и на земле, как на небе". Четыре последующих прошения относятся к четырем низшим членам человеческой природы: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" - это о физическом теле; "и прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим" - это об исправлении грехов эфирного тела; "и не введи нас во искушение" - это об астральном теле; а в отношении "Я" - "избави нас от лукавого".
"Отче наш" - это молитва, посредством которой человек поднимается к смыслу эволюции своей 7-членной природы, испрашивая помощи Бога на развитие её. Слова молитвы действенны при простом произнесении их. В будущем человек постигнет всю премудрость её происхождения. Как свет являет себя в 7 красках, как звук - в 7 тонах, так семирично восходящее к Богу человеческое существо обращается (к Горнему) в семи прошениях молитвы "Отче наш". Так "Отче наш" для души теософа становится выражением 7-членного человека.