Какая Россия нужна Беларуси?
Складывается интересная ситуация. Белорусская оппозиция так или иначе рассчитывает, и, скорее всего, получает помощь из Москвы (не хотелось бы останавливаться на этом, ибо это отдельная тема), а радикальная российская оппозиция хотела бы получить помощь из Беларуси. И просит об этом открыто устами Максима Калашникова. Который предлагает (опять же, не скрывая) Президенту Лукашенко поддержать российских радикалов, обещая ему при этом президентство в будущем реально объединенном государстве.
Вообще, вопрос об этом союзном государстве стоит давно и вызывает совершенно различные оценки.
В такой ситуации продуктивнее не анализировать все эти спорные позиции, а поставить вопрос глобально. Какая Россия и какой союз с ней нужен Беларуси и ее руководству с точки зрения объективных интересов самой Беларуси и ее руководства.
Мне представляется, что вопрос о союзном государстве зачастую рассматривается исходя из несколько устаревших позиций. В 1990-е Беларусь могла иметь еще какие-то плюсы от более тесного союза с Россией. Но сейчас Беларусь в социальном и экономическом отношении настолько оторвалась вперед от погружающейся хаос и развал России, что любой достаточно тесный союз с РФ будет для Беларуси проигрышным.
В самом деле, желает ли народ Беларуси нести бремя бесконечных кавказских войн? Вряд ли. И в этой оценке народ, руководство и силовые структуры Беларуси очевидно едины. Это именно очевидно и бесспорно. А ведь в случае более тесного объединения Беларуси с РФ, Минск так или иначе будет втянут в кавказские войны.
С этой проблемой тесно связана и другая. Беларусь лишена этнополитических конфликтов, которые прямо-таки терзают Россию. Ну и что, кто-то в Беларуси хочет быть в эту ситуацию втянутой в результате более тесного объединения с РФ?
Вопрос риторический. Разумеется, нет.
Что вообще по большому счету нужно Беларуси от РФ?
Первое. Нормальные гарантированные поставки нефти и газа.
Второе. Гарантированный сбыт белорусской продукции в России.
Третье. Гарантированное обеспечение комплектующими сложных белорусских производств.
Все это можно обеспечить и без особо тесного союза.
Нефтегазовый шантаж России радикально преодолим не формированием более тесных отношений с ней. Газовая отрасль РФ находится в кризисе, и при любых отношениях вскоре газа у России будет просто физически не хватать.
Поэтому у стратегии диверсификации нефтегазового снабжения республики, которую провозгласил Президент Лукашенко, просто нет альтернатив.
Впрочем, этой задачи стоит коснуться отдельно несколько позже.
Что касается второго вопроса, то Россия переживает кризис. Неурожай 2010 года скорее всего повторится в 2011-м. Хотя бы потому, что в РФ уже погибло более 30% озимых. И неблагоприятный для озимых погодный режим сохраняется. А климатологи прогнозируют еще и высокую вероятность повторения в 2011 катастрофической засухи 2010 года.
И РФ еще сама будет просить Беларусь о поставках продовольствия. А Медведев скорее всего пожалеет о своей реплике по поводу расчетов «сыром и пирогами». Именно «сыра и пирогов» попросит Россия у Беларуси менее, чем через год.
А если еще учесть, что именно через Беларусь проходит более двух третей импорта продовольствия в Россию, то позиции республики в этом отношении вообще выигрышны. Просто руководство Беларуси пока демонстрировало России джентльменское отношение и почти не использовало свои возможности ответного давления на РФ.
Продовольственный кризис в РФ многократно усилит эти возможности Беларуси, сделав Россию критично зависимой от импорта продовольствия и путей транзита этого импорта.
Почти аналогичная ситуация и с российскими смежниками белорусских производителей. В условиях спада они сами больше всего заинтересованы в белорусских заказах. В противном случае — рост безработицы и социальной напряженности, которые и так в РФ зашкаливают.
Так что реальное более тесное, чем теперь, политическое сближение с Россией для Беларуси просто элементарно невыгодно.
Но может ли оно быть выгодно хотя бы гипотетически?
Может, но отнюдь не с РФ в ее нынешнем виде. И не с РФ, вновь ставшей на имперский путь.
В последнем случае, в силу элементарной политической логики, РФ просто поглотит Беларусь. И это вряд ли понравится кому-либо в республике, независимо от политических и идейных пристрастий.
Давайте просто представим следующую ситуацию. Ну, вот в России сменился политический режим. К власти пришли те, кто сейчас просит помощи у руководства Беларуси, те, чьи чаяния озвучивает г-н Калашников.
Уйдет в этом случае РФ с Кавказа? Нет. Допустим, после этого осуществилось более тесное сближение с Беларусью и Президент Лукашенко стал Президентом союзного государства. Чем он будет вынужден заниматься в первую очередь?
Все теми же проблемами Кавказа и «разгребанием» российских завалов. Беларусь будет просто «утоплена» в омуте российской политической грязи. Которую господа типа Калашникова вряд ли сами смогут быстро разгрести.
Так стоит ли и белорусскому народу, и белорусскому руководству терять все, что с таким трудом и упорством было достигнуто за все эти годы под руководством Президента Лукашенко в обмен на сомнительное «удовольствие» утонуть в российском болоте?
Опять риторический вопрос. Разумеется, нет.
Но могут ли быть другие варианты российского будущего, которое бы отвечало интересам Беларуси?
Как ни странно, могут, но это варианты совершенно иного рода. Чтобы в рамках некоего союзного государства не раствориться, а тем более быть лидером, имеющим весомые реальные преимущества от своего лидерского положения, надо быть самым сильным субъектом союза. Но как это может быть в случае с огромной Россией? Возможно ли это в принципе?
Возможно. Но только если на месте России будут несколько государств. Которые объединятся в союз между собой и Беларусью.
Вот в таком варианте именно Беларусь станет лидером собирания построссийского пространства под своим руководством. Тогда на ближайшее время лидер Беларуси автоматически станет и лидером союзного государства.
Экономически это вполне реализуемо. Ибо Беларусь уже сейчас фактически в научно-техническом, образовательном и производственном плане превосходит Россию. И этот отрыв в связи с деградацией России стремительно увеличивается. Между тем известно, что при отсутствии политических барьеров именно самое высокоразвитое государство становится фактическим лидером любого объединенного экономического пространства.
А политически оформить это положение уже вопрос сугубо частный.
Маниловщина? Прожектерство?
Скептик может сказать и так. Но напомню, что во времена самого стремительного развития современной физики говорили, что правильными могут быть только нестандартные идеи.
К тому же, эта стратегия не требует никаких затрат и риска со стороны Беларуси. Русский язык в республике государственный. Авторитет Президента Лукашенко очень высок именно в российской провинции, что, кстати, продемонстрировала и не столь давняя пресс-конференция Александра Григорьевича перед представителями российских региональных СМИ. Подчеркнем, именно региональных.
Россия деградирует и разваливается сама. Никакой особой «помощи» в этом процессе ей не требуется.
Что остается сделать?
Как можно энергичнее достигать топливной независимости. Но это и так согласно указаниям Президента Беларуси является приоритетным направлением. Здесь можно было бы только пожелать скорейших успехов в этом деле.
И порекомендовать активнее использовать современные методы системной организации такого рода проектов. Продуктивно управление такого рода модернизационными проектами в комплексе. Когда одновременно учитываются и альтернативные пути поставки газа (например, сжиженного), и проблемы освоения месторождений сланцевого газа, и внедрение комплекса энергосберегающих технологий.
Координацию усилий одновременно по всем этим направлениям в такой ситуации целесообразно поручить некоему временному органу программно-целевого характера. И тогда каждый из обозначенных проектов развития обретает дополнительное ускорение. Например, в случае скорейшей реализации проекта обеспечения республики сжиженным газом, проект освоения сланцевого газа может быть резервным. И тогда менее остро будет стоять вопрос об относительно высокой себестоимости добычи сланцевого газа.
И таких совместных эффектов при комплексной реализации проектов топливного обеспечения республики будет много. Потому что по отдельности каждый из этих проектов может быть и не столь выигрышным, но в комплексе они дадут вполне очевидный эффект. Как говорят, в данной ситуации плюсы и выигрыши не складываются, а перемножаются.
Но это тема отдельного исследования.
Похожие статьи:
Происшествия → Россия занимает первое место по торговле секс-рабынями
Общество → Демография РФ за 21 год
Общество → 12 июня – праздник и Россия