В Китае создан государственный фонд для скупки земель в России

Недра Дальнего Востока и Сибири Россия передает Китаю
Администратор
Администратор
Сообщений: 1928
10 часов назад
Руководители крупных отечественных агропромышленных холдингов зачастили в Китай. По информации «АН», там идут напряженные переговоры: китайцы ищут российских партнеров, которые обеспечат им «пропуск» к сотням тысяч гектаров наших земель.

Вообще-то, , немалая часть российских нив и пашен на самом деле и так уже… не российская. С тех пор, как в 2003 г. госдума приняла очень либеральный закон «Об обороте земель сельхозназначения», иностранцы принялись активно скупать отечественные что глино-, что черноземы.

В частности, датская компания «Тригон капитал» контролирует 100 тыс. га сельскохозяйственной земли в окрестностях Пензы и Самары, а литовская «Агровилл групп» скупила 50 тыс. га земель в Центральном Черноземье. Крупнейший иностранный хозяин российских земель — итало-швейцарская компания, название которой переводится как «Ферма черной земли» («Блэк Иэрс Фарм»). За последние три года она приобрела более 300 тыс. га черноземов и планирует присовокупить к своей империи еще 300 тыс. гектаров.

Много ли это в масштабах страны? Для сравнения: общий фонд российских земель сельхозназначения превышает 406 млн. га, но в реальности используется немногим более половины угодий, а в частной собственности находится только 11,5 млн. га. Хотя в нашей стране работают 153 агрохолдинга, только 32 из них контролируют более 100 тыс. га земли. Трем самым заметным компаниям-собственникам российского происхождения — группам «Разгуляй», «Иволга» и «Продимпекс» — принадлежит от 416 до 570 тыс. га сельхозземель.

Так что зарубежные компании очень даже заметны на этой поляне. При этом все идет к тому, что скоро с «Блэк фарм» сорвут желтую майку лидера. По данным наших источников, в ближайшее время масштабную скупку российских земель начнет крупная китайская государственная компания.

В том, что это произойдет, нет никаких сомнений. Восточный сосед очень озабочен своей продовольственной безопасностью, поэтому Пекин создает сейчас гигантский госфонд, в который для начала закачают 8 млрд. юаней (1 млрд. долларов). Официально объявлено, что все средства, до последнего юаня, предназначены для «инвестиций в сельскохозяйственное производство… на территории стран СНГ».

Какие именно это будут страны? По плану, все продовольствие, выращенное на иностранных территориях, отправится на экспорт в Китай. Эксперты советуют присмотреться к северной границе этой страны — легко заметить, что ее железнодорожная сеть развита только в тех районах, которые прилегают к нашему Дальнему Востоку. В то же время в Киргизию и Таджикистан путей, по сути, нет, а в Казахстан ведет устаревшая ветка с очень низкой пропускной способностью. Вдобавок в Казахстане и Туркменистане действует строгий запрет на продажу земли иностранцам. Что касается узбекских земель, то местные власти готовы продать их по сходной цене, но инвесторов отпугивает нестабильность политической обстановки.

Очевидно, китайский миллиард прямым ходом пойдет на скупку земли в Хабаровском крае и на юге Сибири. Правда, на этом пути есть препятствие: по российскому законодательству, компании, принадлежащие иностранным правительствам, среди них и госфонды, — не имеют права инвестировать в наши сельхоз­угодья.

Вот почему китайскому Минсельхозу пришлось искать обходные тропинки. Для этого — начали переговоры сразу с несколькими российскими агрохолдингами. Эксперты отмечают, что предложенное «партнерство» выглядит своеобразно.

Во-первых, формально Пекин создаст совместные предприятия с нашими компаниями, но все финансирование возьмет на себя. Неужели китайцы решили заняться благотворительностью? Если бы! В результате у российских «партнеров» не останется почти никаких прав. Зато и делать им почти ничего не придется: по договору, наши должны всего лишь посоветовать подходящие для скупки земли, а также обеспечить «содействие местных властей».

Во-вторых, поражает площадь угодий, которые теоретически можно скупить на китайский «земляной миллиард». Считайте сами: например, в середине осени 2009 г. южнокорейская компания «Хендэ Хеви Индастриз» за 6,5 млн. долл. приобрела хабаровское предприятие «Хороль зерно», владеющее 10 тыс. га земли. Значит, каждый гектар обошелся корейцам в 50 долларов. Это значительно ниже средней цены по России, которая превышает 3 тыс. долл. за гектар. При таких расценках на 1 млрд. долл. можно купить более 150 тыс. га земель — это почти шестая часть всего земельного фонда Дальневосточного региона.

Еще выгоднее — арендовать дальневосточные земли, это и вовсе не стоит почти ничего. На Дальнем Востоке простаивает более половины сельхозугодий. Разумеется, власти могли бы привлечь в регион новые рабочие руки. Например, для этого предназначена программа добровольного переселения соотечественников в Россию. Сейчас в ней участвуют 52 региона. Но пока программа еще не набрала обороты.

Специалисты приводят такой пример: два года назад некие загадочные «китайские крестьяне» взяли в аренду 5 тыс. га земли в Амурской и Еврейской автономных областях. Договор заключили на 10 лет, ставка составила… 280 руб. за один гектар в год. Благодаря этому китайцы, оказавшиеся на деле одной из крупнейших агрокорпораций страны, получают внушительную прибыль. Они выращивают на наших полях сою, урожайность этой культуры вдвое превысила ту, что наблюдается в самом Китае, и достигла 3 т с гектара. По мировым ценам тонна сои стоит 1,2-1,5 тыс. долларов.

Чего ждать дальше? Китайский госфонд наверняка выберет такую тактику: сначала он будет брать крупные участки — не менее тысячи гектар — в длительную аренду, а затем постарается ее выкупить. Российская коррупция им такую возможность предоставит.

http://www.newsvl.ru/biznes/2009/11/01/skupajut_dv/Добавлено спустя 1 минутуНедра Дальнего Востока и Сибири Россия передает Китаю

Программу сотрудничества на 2009-2018 гг. между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР президент Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили в Нью-Йорке 23 сентября. Документ включает 205 ключевых совместных проектов в приграничных регионах двух стран.

Подходы к развитию сотрудничества у стран разные, следует из программы. Практически все проекты на территории России основаны на добыче дальневосточного и восточносибирского сырья. Россия готова отдать в совместную разработку месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы же будут создавать на северо-востоке КНР производство олова, свинца, мебели, огнезащитных дверей, различной техники, медных листов и кирпича. Скачать эту программу можно здесь

Российско-китайское сотрудничество в ближайшие 10 лет будет строиться по принципу «наше сырье — ваши технологии», констатирует директор Центра стратегических исследований Китая профессор Алексей Маслов, и дело не в том, что в России технологий нет, — просто внедрить их в Китае в несколько раз дешевле, чем на Дальнем Востоке, где территория плохо освоена и пока малопригодна для организации высокотехнологичных производств.

Развивать Дальний Восток и Восточную Сибирь можно только за счет вложений в энергетику и разработку полезных ископаемых, соглашается научный руководитель Высшей школы экономики, бывший министр Евгений Ясин. Организовывать там трудоемкие производства, считает он, нет смысла — нет достаточного количества рабочих рук. В регионе сейчас живет 3,5-4 млн человек, включая женщин, детей и стариков, делится данными Маслов, при такой численности найти 500 000-600 000 человек трудоспособного возраста, которые смогут регион прокормить, очень сложно.

Для разработки труднодоступной сырьевой базы нужны масштабные инвестиции — одним нам там не справиться, так что привлечение китайской стороны вполне понятно, считает исполнительный директор Института экономики переходного периода Сергей Приходько. Но с привлечением китайской рабочей силы стоит быть осторожными, предупреждает он: «Должны быть разумные ограничения, которые бы сохранили регион российским».

Китайцы компенсировать нехватку рук готовы. Эта тема обсуждалась на двухдневном форуме правящих партий России и КНР — «Единой России» и Коммунистической партии Китая, рассказывает член генсовета «Единой России», участник форума Александр Коган. Китайцы согласны на предложение России строить на ее территории деревообрабатывающие заводы, делится он, но при условии, что на этих заводах будут работать китайские рабочие. Китайцы предлагают создать для этого специальные таможенные коридоры и облегчить получение годовых виз и их пролонгацию, чтобы вечером эти рабочие смогли спокойно возвращаться к себе домой в Китай. Аналогичную схему они предлагают создать и в отрасли сельского хозяйства: Россия заинтересована в выращивании зерновых культур в этом регионе, а Китай — в ее плодородных землях, сообщает Коган.

Тенденция последних лет очевидна — Россия становится сырьевым придатком Китая: стоит посмотреть на долю сырья и машиностроения в российско-китайском товарообороте,чтобы это понять, говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Неудовлетворенность структурой товарооборота России и Китая на прошлой неделе выразил и вице-премьер Александр Жуков. «К сожалению, доля машин и оборудования в нашем экспорте невелика. Наша идея заключается в том, чтобы увеличить экспорт в Китай продукции с высокой степенью переработки», — признался он в интервью Reuters накануне визита в Китай премьер-министра России Владимира Путина (визит начинается сегодня и продлится до 14 октября). За семь месяцев 2009 г. товарооборот России и Китая, по данным Федеральной таможенной службы, составил $19,5 млрд, больше половины за этот период пришлось на сырьевые товары (56,4%), вклад машин, оборудования и транспортных средств составил всего 4,4%.

http://www.newsvl.ru/biznes/2009/10/12/vse_dlja_kitaja/

Быстрый ответ

У вас нет прав, чтобы писать на форуме.